Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2002 / Фабрики мысли / Практика

Городам в помощь


Надежда Косарева
президент Фонда "Институт экономики города"
kosareva@urbaneconomics.ru
Версия для печати
Послать по почте

Институт экономики города is the Urban Institute
У организаций, претендующих на звание think tanks, много проблем. Нет постоянных источников финансирования, мало высококвалифицированных аналитиков, затруднен доступ к информации. Однако наиболее сложная - связана с необходимостью позицирования. У общества должно быть понимание, что это за тип организаций. В противном случае, благоприятные условия функционирования отечественных мозговых трестов появятся не скоро.


Садок для рыбы

О think tanks в России можно пока говорить только как о единичных прецедентах. Как массовое явление этот институт еще не сложился.

Для существования think tanks очень важны идеология и концепция. Если рассматривать этимологию понятия, то think означает "думать", tank - "садок для рыбы". Иными словами, людей помещают в некое пространство, где они начинают о чем-то думать. Российским эквивалентом think tanks могут быть, например, мозговые тресты, фабрики мысли. Мы остановились на аналитических центрах, добавив к ним три "не": некоммерческие, негосударственные и независимые.

По своей форме эти think tanks и не могут быть коммерческими организациями. Их функция - разработка социально-экономической политики, деятельность на благо общества, поэтому и результаты их работы должны быть доступны всем. Их нельзя узурпировать для извлечения прибыли. Это не значит, что деятельность подобных организаций не может служить источником прибыли. Просто прибыль не распределяется между участниками, а направляется на дальнейшее развитие самой деятельности.

Think tanks должны быть независимыми. Если ваша организация работает на благо общества, она не может являться собственностью одной из его частей, принадлежать государству или частному бизнесу. С этой точки зрения think tanks принципиально отличаются от традиционных НИИ. Они не просто исследуют какую-то сферу деятельности. Их миссия заключается в том, чтобы изменить мир.

Рождение института

Фонд "Институт экономики города" был создан в 1995 году. Это некоммерческая организация. Ее учредителями являются 6 физических лиц, которые сейчас входят в состав Совета Фонда. Все началось с того, что в 1992-1993 годах мы работали как независимые консультанты по программе USAID (Агентство США по международному развитию) в рамках технической помощи России, которую реализовывал американский Urban Institute. Это один из ведущих think tanks в США в области городской экономики, социальной политики, бюджетных отношений. В 1995 году, когда наша команда была уже очень большой, возникла идея создать российский аналог Urban Institute - Фонд "Институт экономики города". Идея была тем более плодотворной, что новый Институт мог рассчитывать на помощь американского брата.

Похожие непохожие близнецы

Институт экономики города очень похож на Urban Institute. Мы благодарны американским коллегам за помощь и не стесняемся перенимать их положительный опыт. Как должен быть установлен грамотный финансовый и административный контроль, как работает система фандрайзинга, как правильно позиционировать себя? Если организация хочет войти в международное сообщество, она должна соответствовать требованиям этого сообщества в обязательном порядке.

Тем не менее, между нашими структурами есть существенные отличия. Вашингтонский Urban Institute не так много работает в американских городах, и непосредственную техническую помощь он им не оказывает, занимаясь разработкой социально-экономической политикой на федеральном уровне. Это элитный аналитический институт, интеллектуальный центр. Мы же больше заняты вопросами технического содействия городам в непосредственном проведении преобразований. Во-первых, нашему Институту приходится реагировать на запросы и потребности сегодняшнего дня именно в России. Во-вторых, мы вынуждены заниматься тем, подо что можно получить финансирование. Поэтому мы, в большей степени, практики, а они - аналитики.

Миссия - развитие городов

Своей миссией Институт экономики города считает анализ и содействие решению социально-экономических проблем развития городов и регионов. У государства и органов местного самоуправления не может быть монополии на разработку социально-экономической политики ? важнейшая роль в этом процессе должна принадлежать профессиональным экспертным организациям. Институт экономики города хочет стать именно такой организацией, он хочет (и может!) играть существенную роль в экспертизе предлагаемых решений, анализе их последствий, а также разработке новых стратегий. То есть в качестве независимого полноправного участника процесса помогать принимать более обоснованные решения, быть неким модератором между институтами гражданского общества и институтами, принимающими решения. В этом мы видим нашу ключевую задачу.

Круг наших интересов весьма широк. Он включает в себя все, что входит в понятие "функционирование города": ЖКХ, земля и недвижимость, транспорт, социальная защита населения, муниципальные финансы, межбюджетные отношения, комплексное социально-экономическое планирование развития города и градорегулирование.

Формы работы Института очень разнообразны. В первую очередь, это оказание помощи городам в разработке программ социально-экономического развития, в проведении непосредственных реформ, пилотных проектов на местах, в обучении, в распространении накопленного опыта в других регионах. Только в 2001 году мы реализовывали проекты в 58 городах, 31 регионе, а также 4-х странах СНГ. Кроме того, Институт проводит много семинаров, конференций.

Реформы невозможны без законодательной базы. Поэтому, считая главным для себя делом работу в городах, мы, тем не менее, вынуждены выходить на федеральный уровень, заботясь о том, чтобы реформы имели законодательное обеспечение и вписывались в общий контекст социально-экономической политики государства. Институт принимает самое активное участие в разработке правительственных программ по вопросам, которые входят в сферу наших интересов. Закон о регистрации прав на недвижимость, закон об ипотеке, о товариществах собственников жилья, Земельный кодекс готовились при содействии наших экспертов. Сейчас Институт участвует в разработке нового Жилищного кодекса. Пристальное внимание к законодательной базе - необходимость. В противном случае у нас просто ничего не получится.

Проекты, проекты, проекты

На данный момент самым крупным нашим проектом является проект агентства USAID "Социально-экономическое развитие и совершенствование управления на местном уровне: новое качество роста". Он рассчитан на 4 года. Основная его идея состоит в том, чтобы найти на местном уровне точки социально-экономического роста, поддержать их и распространить результаты в качестве лучших практик на другие муниципалитеты. Проект очень большой. Он включает все направления социально-экономического развития городов ? это и планирование, и повышение эффективности местных бюджетов, и обучение сотрудников муниципалитетов. Приоритетным регионом реализации проекта является Приволжский Федеральный округ.

Есть также проекты краткосрочные, например, достаточно успешный, на наш взгляд, проект по разработке программы социально-экономического развития Магадана до 2005 года. Цель программы - создание нормативной среды и реформирование взаимоотношений в городе. В отличие от плана социально-экономического развития, который традиционно готовит городская администрация, программа не подразумевает почти никаких бюджетных расходов. Основные ее мероприятия не требуют новых вложений. Их цель - создать условия, при которых можно будет задействовать уже имеющиеся ресурсы, а также привлечь дополнительные. В среднем эффект от реализации подобных программ составляет один годовой бюджет. Программа на 90% состоит из описания конкретных мероприятий, которые нужно осуществить ? например, с 1-го числа такого-то месяца установить такие-то тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Кроме того, мы готовим приложение к этой программе - перечень проектов нормативных документов и необходимых методических указаний, которые должны быть приняты или реализованы.

Занимаясь разработкой социально-экономических программ, мы всегда пытаемся добиться того, чтобы наша помощь была экспертной. В идеале программа должна быть документом, представляющим точки зрения трех сторон: администрации города, бизнес-сообщества и некоммерческого сектора. На основе такого документа каждая сторона может разрабатывать свои программы действий. Мы пытаемся привлечь к обсуждению программы представителей некоммерческих организаций, прессы, университетского сообщества. У них есть доступ ко всем материалам, и они могут их критиковать. По итогам совместного обсуждения в документ вносятся коррективы. После этого он принимается городской думой как некий нормативный акт, который должен быть реализован.

Что касается реформы ЖКХ, тут мы тоже можем поставить себе в заслугу некоторые проекты. Идея субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в свое время была выдвинута экспертами нашего Института и реализована в городе Городце Нижегородской области в 1994 году. Теперь она реализуется в каждом городе. Более 7% населения страны получают субсидии. Это один из успешных проектов, который впоследствии был осуществлен в масштабах всей страны.

Последняя наша серьезная работа - деятельность в Комиссии по разграничению полномочий, руководил которой замглавы президентской администрации Дмитрий Козак. Наш Институт проводил экспертизу всех документов, которые потом предлагала эта комиссия.

Критерий качества - эффективность проектов

Еще на стадии выработки идеи существуют способы обоснования ее эффективности. Однако при реализации проект может быть либо успешным, либо неуспешным. Методы мониторинга реализации проекта и его оценки должны использоваться в обязательном порядке. Приведу пример. Мы осуществляли в Арзамасе Нижегородской области проект под названием "Одно окно". Его суть в следующем. В сфере социальной защиты населения существует множество разных программ: программа субсидий на оплату жилья, программа детских пособий и т.д. Все они реализуются разными департаментами администрации, а иногда вообще разными ведомствами. Одной и той же семье, которая имеет право на получение нескольких пособий, приходится ходить в разные организации, принося им одни и те же справки. В итоге люди и муниципалитеты тратят очень много времени. Идея проекта состояла в том, чтобы создать в городе разветвленную территориальную сеть отделений по оказанию социальной помощи, куда можно прийти и подать заявление на помощь сразу по нескольким программам. Это и есть принцип "Одного окна". После того как мы провели мониторинг и оценку этого проекта, оказалось, что если раньше один сотрудник за месяц мог назначить 85 различных пособий, то теперь - 127. Люди же в среднем стали экономить от 1,5 до 2,5 часов. Это много!

Если говорить теоретически, то критериями оценки эффективности должны служить показатели достигнутого результата, а не процесса. Если вы хотели уменьшить время простаивания в очередях и затраты бюджета, то измерьте эти величины. Оцените общее воздействие на макроситуацию. Насколько предложенное вами мероприятие повысило степень удовлетворенности людей? Стало ли им лучше? В Арзамасе был проведен опрос. Оказалось, что 78% опрошенных отнеслись к нововведению очень положительно. Еще 18% заявили, что все это просто замечательно. Могут использоваться и более сложные показатели результативности: рост социальной стабильности в регионе, увеличение производительности труда и другие. Многое зависит от того, какие индикаторы вы сможете оценить. Общее правило одно - каждый проект должен заканчиваться оценкой его результата.

Матричная оргструктура

В год Институт реализует около 40-50 крупных проектов. Если еще добавить более мелкие демонстрационные проекты, то получится примерно 200. У нас работает около 100 человек. Из них 60 - это эксперты. Специалистов со стороны мы привлекаем редко, только в случае крайней необходимости. Это концепция Института. Есть институты, которые используют иной подход: в качестве основного ядра держат очень небольшое число сотрудников, приглашая для реализации конкретных проектов консультантов. Нам такая система не нравится. Люди приходят и уходят. Они могут быть высокими профессионалами, но они не объединены общей макроидеей. Их кусочек работы может противоречить другому проекту. Мы предпочитаем привлекать сотрудников на постоянной основе. Не люди появляются под проекты, а проекты "приходят" к специалистам. Один человек может участвовать в 10-15 проектах одновременно. Проектная культура очень сложна, однако на временных консультантах культуру вообще не взрастишь.

Работа Института построена по принципу матричной оргструктуры. По вертикали находятся административный аппарат и постоянные подразделения. По горизонтали же формируются временные коллективы под проекты. У каждого из них есть руководитель. В проекте участвуют люди из разных подразделений. То есть каждый человек, находясь в постоянном подразделении, одновременно участвует в нескольких разнесенных по времени проектах. Эта структура, на наш взгляд, вполне соответствует такому типу организаций, как наш Институт: с одной стороны, очень много постоянных сотрудников, с другой - вся деятельность построена на проектной основе.

В ожидании отечественного заказчика

Основной заказчик Института - USAID. Кроме того, мы активно сотрудничаем с Всемирным банком и международными донорскими организациями: фондами Форда, Сороса, а также Фондом Евразия.

Российские муниципалитеты - лишь четвертый круг заказчиков. Их доля в финансировании Института составляет всего 10-15%. Однако с каждым годом эта цифра увеличивается, что говорит о росте профессионализма наших специалистов и востребованности наших идей. У нас много примеров хорошего взаимодействия с Ярославлем, Мирным, Железногорском, Пермью, Чебоксарами и другими городами. Для Москвы, Челябинска, Ижевска, Казани мы разработали программу реформирования ЖКХ. Для Хабаровского края разрабатываем программу ликвидации ветхого и аварийного жилья.

В круге проблем

Институт экономики города, как и всякая другая организация, задумывается о стабильности своего существования. На Западе есть такое понятие ? endowment. Оно означает "пожертвование". Господин Форд в свое время пожертвовал организации крупную сумму денег, наказав тратить только проценты с этих средств (Фонд Форда). У всех серьезных think tanks в мире есть такие endowments. Для их формирования сейчас привлекают средства донорских организаций, частные пожертвования и т.д. Это делается для того, чтобы всегда был финансовый источник, независимый от конъюнктуры. Например, Институт хочет провести исследование по серьезной общественной проблеме. Сегодня его никто не заказывает, однако Институт понимает, что это важно. Тогда он привлекает собственные деньги. Эти средства идут также на развитие деятельности, которая вообще никем не финансируется. Здесь возникает ряд проблем. Во-первых, эти деньги должны быть защищены финансово. Во-вторых, те, кто пожертвовал эти средства, хотели бы, чтобы они подвергались минимальному налогообложению. Здесь много юридических и финансовых вопросов. В нашей стране пока создать endowment невозможно.

Еще одна серьезная проблема ? отношение налогового законодателя к российским think tanks. Налоговые требования не соответствуют тому, как должны жить think tanks. К сожалению, наши законодатели пока не очень хорошо понимают, что представляют собой такие организации, как они должны экономически и финансово существовать. Например, некоммерческие организации не имеют права заключать коммерческие договора, за это их наказывают. Объяснить, что коммерческий контракт выполняется с некоммерческой целью и полученная прибыль будет направлена на развитие организации, пока не получается. Все наши контракты по линии Всемирного банка с юридической точки зрения - коммерческие, однако по своему содержанию они полностью соответствуют нашей деятельности, например, помощь городам в передаче ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность. Законодатель же бьет нас по рукам: не смей заключать коммерческий контракт, а если заключишь, то все административные расходы неси из чистой прибыли. Нас экономически наказывают за то, что мы работаем с Всемирным банком и многими другими заказчиками.

Сейчас с грантами начинают происходить очень странные вещи. Ввели требование обязательной процедуры регистрации таких проектов. Требование, чтобы учет был введен, есть, а процедуры еще нет. В итоге весь некоммерческий сектор оказался под угрозой налоговых рисков. Он не знает, как себя вести. Подобные примеры можно приводить и дальше. Главный вывод из всего этого один: ни у власти, ни у общества еще нет понимания того, что же это за тип организаций такой - think tanks. Независимым аналитическим центрам еще предстоит заявить о себе, объяснить, кто они такие, в чем их функция, миссия и роль.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Фабрики мысли
Контекст
Индустрия вопросов
Дмитрий Петров
Закончив полный цикл: 1989-2001 годы - от змеи до змеи
Ефим Островский
Политзаказ на мысль vs cценарный подход
Юрий Громыко
Фабрики мысли спасли Америку
Александр Неклесса
Действительность против иллюзий
Сергей Переслегин, Руслан Исмаилов
Военные как двигатель прогресса
Михаил Кутузов
Творчество, профессионализм и здравый смысл…
Интервью с Андреем Нещадиным
Новости
Российский большой бизнес озаботился собственным имиджем. За границей
Хрустальный апельсин вырос в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
ИМИДЖ-Контакт взял курс на повышение
Креаторы продемонстировали свое мастерство. В Москве. В отеле "Мэриотт"
Белгородский губернатор готовит региональные кадры PR-щиков?
Практика
Мозговой трест для правительства
Интервью с Сергеем Лавровым
Фабриканты экономической мысли объединяются
Александр Аузан
Деньги для идей
Лев Якобсон
Мы придумаем, что вам делать. Но делать придется вам
Наше дело - дать совет…
Марк Федин
Городам в помощь
Надежда Косарева
Российская фикция
Интервью с Ксенией Юдаевой
Межрегиональные мозговые тресты как инструмент стратегического планирования
Георгий Афанасьев
RAND Corporation: заметки пристрастного визитера
Алексей Тупицын
Трудная судьба российских think tanks
Юлия Наумова
Оперативный простор
Армрестлинг с невидимой рукой
Сергей Чернышев
Где же ваша совесть, господа пиарщики?
Глеб Кузнецов
Галопом по ресторанной Москве
Лина Ляндо
Препарируя медиа
Артур Роттерштайн
"Электоральная игра" Джозефа Наполитана
Екатерина Медведева
В цепких лапах мифодизайна
Полина Голубева


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.