Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2002/9/practice/27


Наше дело - дать совет…

Консалтингвые компании фабриками мыслями не являются
Верно ли, что в большинстве случаев консультанты лишь следуют запросам клиента, воплощая уже существующие подходы и используя успешный как российский, так и западный опыт? По мнению президента компании BKG Profit Technology Марка Федина дело обстоит именно так. Совершенно очевидно, что на российском рынке консультационных услуг фундаментальные исследования не востребованы.

Фабрики советов

Консалтинг играет положенную ему роль "распространителя знаний". Консалтинговые службы - это не фабрики мысли. Это фабрики советов. В большинстве случаев консультанты лишь следуют запросам клиента, воплощая уже существующие подходы и используя успешный российский и западный опыт.

Эта ситуация во многом схожа с ситуацией в науке, где есть прикладные, практические исследования, позволяющие быстро разрабатывать и внедрять новые продукты и решения, а есть фундаментальные исследования, цель которых отнюдь не подразумевает быстрого воплощения. Совершенно очевидно, что сегодня на российском рынке консультационных услуг фундаментальные исследования не востребованы.

Это, однако, не означает, что мы имеем дело с простыми, исключительно прикладными схемами. Напротив. Порой даже многие руководители компаний, обращающиеся к нам за поддержкой, не совсем ясно представляют себе масштабы, сложность и комплексность проблем, стоящих перед их корпорациями. И грамотному консультанту, рассматривающему организацию клиента целостно, часто бывает необходимо объяснять руководителям важность существенного увеличения объемов работ и, соответственно, рост стоимости проекта. Ведь не секрет, что руководители и собственники иногда просто не понимают, что привлечение консультантов требует от них полного участия в проекте. Иначе вся наша работа просто окажется на полке в виде отчета.

Необходимо учитывать и существенные различия между крупными холдингами, у которых есть значительный опыт работы с российскими и западными консультантами, и средним бизнесом, представители которого только начинают испытывать потребность в консультантах.

Велосипед уже изобретен. Самое время ездить

Между тем, очевидно, что российский бизнес нуждается в наших услугах. Мы нужны бизнесу, причем, в равной мере - малому, среднему и промышленным гигантам. Всем.

Очевидно, что ни один руководитель не может претендовать на универсальность знаний во всех областях. Больше того - ни у кого больше не вызывает сомнений критический дефицит квалифицированных кадров в России. То есть в распоряжении руководителей слишком мало людей, способных грамотно готовить принятие решений. Вопрос: стоит ли увеличивать издержки организации, в который раз "изобретая велосипед" - например, разрабатывать собственными силами модель системы управления холдингом, мучительно пытаясь понять, какими критериями нужно руководствоваться? Ответ: не стоит. Потому что эти знания и опыт есть у профессиональных консультантов.

Выбор руководителей компаний облегчается тем, что услуги консалтинговых фирм и агентств, как правило, однотипны. Они соответствуют принципу "максимально возможный ассортимент". Отсутствие специализации, то есть четкого понимания, кто заказчик твоей работы и какие услуги им востребованы, влечет за собой большие издержки, которые впоследствии перекладываются на плечи клиента.

Услуги BKG Profit Technology направлены на снижение издержек организаций путем совершенствования системы управления, а значит - на повышение их эффективности и конкурентоспособности. На мой взгляд, сейчас это жизненно важный вопрос для большинства средних и крупных предприятий России. Кроме того, мы являемся сторонниками комплексного и системного подхода и знаем, что важно понимать влияние изменений в каждом из элементов на всю систему в целом.

Приведу два примера, наиболее ярко представляющих оказываемые нами услуги. Первый - это проект по стратегическому развитию и управлению для крупного регионального российского холдинга. Нашими консультантами был осуществлен комплекс мер по реорганизации структуры компании для максимального соответствия целям бизнеса. В результате стоимость компании значительно повысилась.

Второй проект был связан со снижением издержек группы промышленных предприятий. Благодаря реформированию управленческих схем, компания была переориентирована на производство продукции, востребованной рынком, с одновременным снижением производственных издержек. В итоге количество брака сократилось на 33% , аварийный ремонт - на 42%, а производительность труда выросла на 18%.

Точно, как в аптеке

Хотя уже многие российские консалтинговые службы обладают значительным опытом, в своей деятельности мы, естественно, используем знания и разработки западных специалистов. Мы внимательно изучили наиболее прогрессивные подходы к управлению, созданные и внедренные европейскими и американскими экспертами в результате многолетней практики. Однако не следует забывать: российский бизнес имеет свою специфику. И потому даже самые продуктивные западные модели необходимо дополнять опытом российских экспертов, в том числе экспертов, работающих в BKG.

Тем более что у нашей компании есть и собственные разработки. Специалистами BKG были созданы специальные модели описания деятельности компаний, известные ныне как "универсальная процессная модель BKG". Эта модель описывает основные виды деятельности предприятия с точки зрения их результатов, она позволяет описать и формализовать любую бизнес-структуру - от детского сада до "Газпрома" - и, соответственно, ясно увидеть пути развития данного бизнеса. Таков наш вклад в теорию и практику управления, и я считаю его серьезным достижением.

Ясное понимание того, что представляет деятельность той или иной компании с точки зрения результатов, очень важно при формировании стратегии корпорации, в частности, для успеха таких долгосрочных и рискованных мероприятий, как разработка нового продукта. Ведь здесь цена ошибки - впустую потраченные, порой значительные ресурсы. Новая услуга предлагается нами на рынок только после того, как она была востребована и успешно апробирована на нескольких "репрезентативных" клиентах. Почти как в фармацевтике. Ведь каждый клиент имеет свои особенности, и в зависимости от них претерпевают ряд изменений даже традиционные "стандартные" услуги.

Как бы то ни было, мы стараемся активно продвигать наши услуги на рынке, используя наиболее действенные инструменты. Часто BKG проводит специальные презентации, спланированные на основании точных данных о востребованности конкретных услуг, использует методику прямого маркетинга и, безусловно, развивает повторные контракты, обеспечивая лояльность удовлетворенных клиентов.

Консалтинг должен стать, и он обязательно станет, непременным спутником крупного и среднего предпринимателя, особенно в части совершенствования системы менеджмента. Ведь основная наша роль - "сопровождение бизнеса", поиск новых направлений развития и повышения эффективности, изучение и внедрение самых современных методов управления.

Время от времени такие инновационные методы и подходы предлагают нам фабрики мысли. И мы с удовольствием используем плоды их трудов. В тех случаях, когда уверены в их эффективности.

Дата публикации: 08:32 | 30.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.