Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2002 / Образование / Среда

Общество vs реформаторы, или необходимость диалога


Ольга Степанова
журналист, педагог по дополнительному гуманитарному образованию
stepanova@inbox.ru
Версия для печати
Послать по почте


Образовательная реформа в Самарской области

Необходимое условие успешного реформирования образования - наличие взаимопонимания между чиновниками, родителями и журналистами. Люди должны обладать всей полнотой информации о том, что с ними делают. Кроме того, они должны иметь возможность воздействовать на реформу - иначе преодолеть непонимание между обществом и реформаторами невозможно.

Информирование - ничто, имидж - все

В Самарской области в рамках Департамента науки и образования было проведено любопытное исследование. Местная администрация попыталась выяснить, насколько обыденные представления населения о реформе образования соответствуют профессиональным взглядам реформаторов. Результаты получились впечатляющие. Оказалось, что чиновники и обычные люди совершенно по-разному воспринимают содержание реформы. Если первые озабочены решением проблем качества, доступности и эффективности российского образования, то у общественности требования более приземленные. Ее волнует, прежде всего, денежный вопрос: насколько учителям поднимут зарплату.

Журналисты, которые теоретически должны выступать посредниками между двумя этими группами, на практике транслируют только одно мнение - мнение общества. Позиция реформаторов в прессе представлена крайне слабо. Таким образом, СМИ, освещая ход образовательной реформы, не выполняют свою главную функцию: быть посредником между различными институтами гражданского общества. В идеале же в информационном поле должны быть представлены все позиции: родителей и их детей-учеников, учителей и реформаторов.

Одна из причин непонимания обществом целей и задач реформы - легкомысленное отношение профессионалов к вопросу соответствующего PR-обеспечения. Они сосредоточились только на информировании, а не на создании определенного имиджа реформы. А основная задача заключается не в том, чтобы просто донести до целевых групп определенные данные о реформе. Люди, снабженные информацией, не станут автоматически относиться к ней положительно. У людей существует масса предубеждений, преодолеть которые не так-то просто.

Две модели эффективной коммуникации

Для решения проблемы PR-обеспечения в Самарской области был создан проект "Создание модели системы отношений журналистов и реформаторов образования". Он финансируется за счет гранта, выделенного фондом Сороса.

В его рамках предпринимается попытка смоделировать такую ситуацию, в которой был бы возможен полноценный контакт между властью и обществом. Последнее имеет полное право интересоваться не содержанием реформы, а уровнем жизни работников образования. Журналисты должны внятно сформулировать этот общественный запрос и донести его до реформаторов. Для этого у них должна существовать некая система общения. В противном случае, непонимание непреодолимо.

Реализация проекта предусматривает проведение цикла семинаров с участием трех заинтересованных сторон: журналистов, представителей Департамента образования и сотрудников региональной стратегической команды фонда Сороса.

Первый семинар дал потрясающие результаты. В его ходе были разработаны две модели эффективного взаимодействия между журналистским сообществом и реформаторами. Первая предполагает создание идеальной пресс-службы, которая должна обеспечивать постоянный контакт журналистов с руководством образовательных округов, организовывать пресс-туры, проводить брифинги и пресс-конференции, донося до прессы всю новую информацию о реформе. Рекомендуемый объем материалов для рассылки журналистам - не менее двух пресс-релизов в день.

Функционирование такой пресс-службы, по мнению участников семинара, должно запустить механизм для обратной связи между реформаторами и обществом. Создать такую структуру в действительности можно в любой момент. Проблема заключается в том, что предложенная модель по отношению к СМИ несколько авторитарна. Это попытка убедить журналистов, чтобы они, в свою очередь, убедили всех остальных. Получается своеобразное "Министерство правды".

Вторая модель предполагает создание некой совместной комиссии, в которую бы вошли родители, известные журналисты, представители попечительских советов школ и реформаторы. Эта условная комиссия - общественная организация, призванная следить за качеством образования. Скажем, на общественных началах давать оценку отдельным школам, проводить разъяснительные беседы с директорами и родителями, публиковать полученные результаты в прессе. Члены комиссии, по преимуществу, не должны являться государственными служащими. Их оценка не является ни для кого нормативом. Важен сам факт диалога между представителями общественности и реформаторами. Теоретически такую комиссию можно создать на базе региональной стратегической команды, тесно связанной с фондом Сороса.

Общение вместо манипулирования

На втором семинаре участники встречи должны получить как можно более полное представление о реформе. Одна из задач - сформировать некий внятный общественный запрос хотя бы на информацию о реформе образования. Сегодня потребность в знании о реформе образования существует, но все-таки запрос со стороны СМИ на нее совершенно бессистемен. И если даже по итогам семинара кто-то создаст специальные колонки в газетах, передачи на телевидении - это всего лишь частичный успех. Задача реформаторов - сделать реальное содержание реформ интересным для журналистов. Очевидно, что они должны получить возможность получать информацию о сути происходящего из первых рук.

Обществу можно навязать определенное мнение. Однако это краткосрочное решение проблемы. Гораздо труднее наладить постоянный диалог между властью и обществом. В тот момент, когда общественное мнение перестанут программировать, оно опять станет другим. Реформаторам не стоит забывать, что реформа образования остается удобным инструментом политической игры, одним из элементов политической риторики левых сил. Электорат коммунистов - это пожилые люди, с низким уровнем доходов. Они имеют сложившееся представление о советской школе как о самой лучшей. Следовательно, любые реформаторские попытки в этой области воспринимают в штыки.

Убедить эту аудиторию в том, что реформаторы образования поступают правильно, уже вряд ли возможно. Утешает только то, что эти люди не составляют большинства населения.

На последних выборах мэра Самары победил представитель КПРФ Георгий Лиманский. Главным лейтмотивом его избирательной кампании было противостояние реформе образования. Лиманского поддержали в общей сложности около 17% избирателей. Остальные либо выступили против, либо просто не пошли на выборы. Однако это не означает, что у этих людей нет своего мнения и интересов. Оно есть. Цель реформаторов - узнать мнение этого безмолвствующего большинства, мнение российского среднего класса, получить общественный запрос и начинать с ним работать. Пока же структурированное общественное мнение составляют противники реформы. Оно представляет для реформы большую опасность. Если к власти в области придут представители левых сил, то на реформе образования сразу же можно будет поставить жирный крест.

Таким образом, реформа образования - это еще и политическая проблема. Ее необходимо решать с помощью политического диалога. Но не со своими противниками, а со своими возможными сторонниками. В первую очередь, с родителями, журналистами, представителями общественных организаций.

Реформаторам, практикам образования важно понять, что им предстоит осуществить важную миссию: организовать диалог, процесс постоянного делового общения на тему содержания реформы образования. Если такой диалог не состоится, это не значит, что реформа завершится полным провалом. Это значит, что будут упущены колоссальные возможности и ресурсы, которые могут сделать доступным такой диалог. Похвальное стремление "сделать как лучше" может выродиться в пресловутое "получилось как всегда".


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Образование
Контекст
Факультеты надежды
Анна Федорова
Образование: никаких иллюзий
Алексей Ситников
Борьба за статус
Ирина Огарь
Инкубатор для управленцев
Интервью с Андреем Волковым
Каковы журналисты, таковы пиарщики
Интервью с Павлом Бардиным
Болевые точки системы
Александр Адамский
Социальная терапия: когда школа бессильна
Виктор Осипов
Среда
Образование - оружие четвертой власти
Интервью с Ясеном Засурским
Общество vs реформаторы, или необходимость диалога
Ольга Степанова
Власть и общество: робкие шаги навстречу
Интервью с Джоном Флемингом
Новости
Маркетологи жаждут общения
Политтехнологи делятся своими секретами
Балтийский PR-уикенд: повестка дня
Новый игрок на российском PR-рынке
Практика
Новое поколение русской игрушки
Любовь Духанина
Государство против ученика
Интервью с Андреем Хуторским
Образовательный туризм - путь к себе
Наталья Рыбалкина
Шпаргалки для преподавателя
Андрей Мамонтов
Практическая антропология: новые форматы самоопределения
Александр Попов
Академия
Как нас учили понемногу
Михаил Кутузов
Полвека политконсалтинга
Интервью с Джозефом Наполитаном
Образовательные модели современной Европы
Иван Голунов
История российского образования: цивилизационный подход
Михаил Богуславский
Гуманитарные фабрики
Достойный образ бизнес-сообщества - в массы
Дмитрий Петров
Трудные будни банковских пиарщиков
Михаил Вашурин
Книжный стенд
Разорванное сознание
Артур Роттерштайн
Россия = Текст
Анна Федорова
Не верь никому
Юлия Долгова


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.