Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2002 / Образование / Практика

Шпаргалки для преподавателя


Андрей Мамонтов
генеральный директор агентства PRSG
andrei@prsg.ru
Версия для печати
Послать по почте

Судя по всему, PR-образования в России не существует
Во все времена были профессии модные (престижные) и не очень. Одной из наиболее популярных специальностей в последние два-три года стали "связи с общественностью". Спрос рождает предложение: многие высшие учебные заведения открыли кафедры, курсы, школы и т.д. Сегодня вас могут научить "премудростям" PR-деятельности не только на факультетах смежных специализаций, таких как журналистика, психология, социология, но и совершенно далеких от гуманитарных наук. Интересен феномен такой популярности PR как будущей профессии. Все опросы общественности свидетельствуют о том, что представление о паблик рилейшнз имеют не более 10-15% населения. СМИ описывают PR исключительно в негативных тонах. Основная масса российских бизнесменов и менеджеров средней руки готовы обвинить профессионала в сфере общественных отношений во всех грехах. Тем не менее, поток выпускников школ и молодых людей, желающих освоить столь "непривлекательную" специальность, не уменьшается. Это кажется странным?


Шпаргалка N1: При всем богатстве выбора, выбора не так уж много

Если верить информации РАСО, то только в Москве и Санкт-Петербурге есть восемь и девять ВУЗов соответственно, имеющих государственную лицензию на преподавание PR. Но это не все. Так на последнем Балтийском PR-Weekend'е было сказано, что только в Питере специалистов по PR готовят в двадцати университетах. Но даже при таком богатстве выбора учебных заведений реально выбирать на самом деле почти не из чего. Большинство школ совершенно бесполезны. Как работодатель и преподаватель могу сказать, что мне нравятся методы и уровень обучения в МГУ и ГУУ (говорю только про Московские учебные заведения, так как не знаю, как обстоят дела в регионах), но и это не идеально. Есть еще что совершенствовать и улучшать в образовательной программе, но в целом кафедры этих ВУЗов на правильном пути. Несмотря на существование более старой школы PR - МГИМО, я даже не рассматриваю резюме кандидатов оттуда, так как считаю, что там штампуют "профессиональные трупы" для PR в сфере бизнеса. Возможно, выпуск "бракованных" молодых специалистов у МГИМО не стопроцентный, но доля непригодных слишком велика. Так что если вы хотите научиться политическим технологиям, а не PR, то добро пожаловать в МГИМО и Высшую Школу Экономики.

Шпаргалка N2: А преподаватели кто?

Подобрать достойный преподавательский состав - задача непростая, тем более когда количество конкурирующих кафедр, университетов, курсов и т.д. велико, а специалистов немного. PR в России - профессия молодая, ей всего лет десять. Даже профессионалы-практики по-разному определяют предмет своей деятельности. Поэтому каждый, кто прочитал хотя бы пару книг, а уж тем более "списал" свою с не очень качественного зарубежного издания, уже считается PR-гуру. Основная претензия к ВУЗам - это несформированная и несовершенная (не доведенная до ума) методика, а также низкий уровень преподавания. Так, например, мне известно, что в одном из ВУЗов лекции по PR читают бывшие студенты, при этом их опыт работы не более одного-двух лет.

Шпаргалка N3: Какого цвета учебник?

Полки деловой литературы в книжных магазинах просто ломятся от разнообразных изданий по PR. Тем не менее, просьбы студентов порекомендовать хорошие книги повергают меня в состояние задумчивости. Достойных книг на русском языке очень мало. Большинство из них пересказывают одно и то же и берут сведения из одних и тех же источников. А Сэм Блэк может по праву называться в России автором Библии по PR. Сами понимаете, что изучать PR по его книгам - все равно что изучать маркетинг по изданию "Основы маркетинга" Филиппа Котлера.

Мы живем в эпоху динамичных изменений. Общество, рынок, управленческая, маркетинговая и прочие прикладные науки трансформируются с огромной скоростью. Что работало вчера, сегодня может быть бесполезным. А наши студенты получают заведомо устаревшие знания.

Шпаргалка N4: Так ли уж нужен NLP в PR?

Практически в каждом втором случае рядом с PR всплывает другая латинская аббревиатура - NLP. Тренинги и курсы - "NLP в рекламе и PR", "НЛП - искусство завоевания аудитории" и т.д. Сколько попадается молодых жертв этих "чудодейственных" приемов - без слез не взглянешь.

Во-первых, в России далеко не все, пропагандирующие НЛП, владеют им в совершенстве и уж тем более могут правильно научить. Во-вторых, на людей интеллектуальных, способных самостоятельно мыслить и трезво оценивать ситуацию, никакого эффекта эти методы не оказывают. НЛП было создано в США - в стране, в которой любят упрощать и популяризировать многие аспекты человеческих взаимоотношений. Подтверждением моему тезису может послужить, в том числе, докатившаяся до нас популярность книг Дейла Карнеги, в которой в доступной форме преподносились маленькие хитрости взаимоотношений между людьми.. НЛП появилось как популярная адаптация одной из методик, применяемых в психиатрии, т.е. для решения проблем взаимодействия с окружением у людей с психическими отклонениями. Конечно, можно соглашаться со словами из песни некогда популярной группы "Кино" "Мама, мы все тяжело больны...", но не думаю, что в нашем обществе все так уж плохо.

Шпаргалка N5: Цели студента не совпадают с целями ВУЗа

С формированием новых экономических отношений произошло изменение системы образования в нашей стране. Образование из "социалки" превратилось в бизнес. Что характерно, с введением платы качество образования не возросло, а наоборот, заметно снизилось. И тут надо заметить, что интересы университетов и школ стали заметно расходиться с интересами многих студентов. Если задача добросовестного слушателя - получить максимум знаний за свои деньги, то основная цель обучения как бизнеса - как можно больше заработать. Надо отметить, что многим даже "старым" и уважаемым ВУЗам не хватает принципиальности и желания сохранить серьезную репутацию. Стремление зарабатывать по максимуму снижает планку требований к уровню знаний студентов. В учебных заведениях с платной формой обучения практически невозможно представить ситуацию, когда студента не аттестовывают из-за незнания предмета. Сдача зачета, экзамена, защита диплома практически гарантирована. Конечно, это общая проблема высшего образования, но она также влияет и на качество выпускников кафедр по PR.

Шпаргалка N6: Забудь то, чему тебя учили

Возвращаемся к теме, любимой еще с советских времен - нужна профориентация молодых людей.

Так вышло, что политические технологии у нас в стране появились раньше и развивались быстрее, чем бизнес-коммуникации. Как результат, основная масса примеров (кейсов) в преподавании PR - из политической сферы, что некорректно само по себе, а для нынешней стадии развития демократии и общественного сознания в России - неверно вдвойне. Поэтому даже хорошие молодые специалисты оказываются под влиянием искаженных представлений о PR. Опять же приходится вспоминать старый советский принцип для новоиспеченных специалистов: "Забудьте то, чему учили, и все осваивайте заново".

Шпаргалка N7: А необходимо ли PR-образование для успешной работы?

Глядя на многих студентов и выпускников, склоняюсь к мысли, что очень часто ВУЗы дают сухой инструментарий: как написать пресс-релиз, как организовать мероприятие, как строить отношения со СМИ и т.п.; без понимания сути действий, психологии и мотиваций аудиторий и т.д. В результате получается специалист, который не способен мыслить стратегически, понимать принципы и механику выстраиваемых им отношений. Такой специалист не может работать самостоятельно, в лучшем случае он может успешно трудиться в рамках узкой специализации (например, сочинять пресс-релизы) под чьим-нибудь руководством. Такое наблюдение заставляет меня сделать вывод, что нынешнее PR-образование становится полноценным при наличии другого (второго) высшего образования, которое может восполнить пробелы в базовых знаниях.

Шпаргалка N8: Зачем стране столько PR-специалистов?

Обилие всевозможных курсов и кафедр, открытых в ВУЗах, вызывает у меня легкое опасение и непонимание. Куда денутся все эти дипломированные специалисты? Собственно говоря, всегда было так, что большая часть студентов, получив диплом, не работали по своей специальности или уходили в другую область после полученного двух-, трехлетнего стажа. Но вызывает опасение вовсе не количество пиарщиков, которые явно не будут востребованы, скорее тот факт, что появляется класс "дипломированных специалистов", которые с полной уверенностью будут заявлять, что они профессионалы в области общественных связей, не являясь таковыми. Низкий уровень их квалификации будет создавать ненужный "шум" в работе настоящих специалистов, так как своими действиями они будут провоцировать недоверие к пиар у делового сообщества, журналистов, государственных органов и т.д.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Образование
Контекст
Факультеты надежды
Анна Федорова
Образование: никаких иллюзий
Алексей Ситников
Борьба за статус
Ирина Огарь
Инкубатор для управленцев
Интервью с Андреем Волковым
Каковы журналисты, таковы пиарщики
Интервью с Павлом Бардиным
Болевые точки системы
Александр Адамский
Социальная терапия: когда школа бессильна
Виктор Осипов
Среда
Образование - оружие четвертой власти
Интервью с Ясеном Засурским
Общество vs реформаторы, или необходимость диалога
Ольга Степанова
Власть и общество: робкие шаги навстречу
Интервью с Джоном Флемингом
Новости
Маркетологи жаждут общения
Политтехнологи делятся своими секретами
Балтийский PR-уикенд: повестка дня
Новый игрок на российском PR-рынке
Практика
Новое поколение русской игрушки
Любовь Духанина
Государство против ученика
Интервью с Андреем Хуторским
Образовательный туризм - путь к себе
Наталья Рыбалкина
Шпаргалки для преподавателя
Андрей Мамонтов
Практическая антропология: новые форматы самоопределения
Александр Попов
Академия
Как нас учили понемногу
Михаил Кутузов
Полвека политконсалтинга
Интервью с Джозефом Наполитаном
Образовательные модели современной Европы
Иван Голунов
История российского образования: цивилизационный подход
Михаил Богуславский
Гуманитарные фабрики
Достойный образ бизнес-сообщества - в массы
Дмитрий Петров
Трудные будни банковских пиарщиков
Михаил Вашурин
Книжный стенд
Разорванное сознание
Артур Роттерштайн
Россия = Текст
Анна Федорова
Не верь никому
Юлия Долгова


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.