Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2002/7-8/practice/31


Образовательный туризм - путь к себе

Как грамотно использовать свое время
Каникулы воспринимаются большинством из нас исключительно как время отдыха. Однако такой подход не что иное, как наследие советской эпохи. Наступающая эра информационного общества выдвигает совершенно иные условия. Каникулы - это бесценное время, которое можно использовать для самообразования и самосовершенствования.

Каникулы - время путешествий

Традиция образовательных путешествий в России зародилась еще в петровские времена. Выпускники элитных государственных и частных образовательных заведений отправлялись за границу, чтобы дополнить свое образование личным знакомством с историей и современным состоянием других культур. В современной России позволить себе длительную учебу за границей могут пока еще немногие. Единственный шанс лично познакомиться с ценностями той или иной культуры - с пользой для дела использовать школьные и студенческие каникулы.

Каникулярные формы образования, которые предлагаются сейчас, достаточно однотипны. Как правило, это интенсивное обучение за границей, совмещенное с отдыхом и знакомством с другой страной. Авторы же технологии образовательного туризма предлагают превратить поездку в увлекательное занятие - в путешествие внутрь себя. В его процессе учащиеся получат возможность не только лично познакомиться с традициями разных культур, но и лучше понять себя: решить какую-то личную проблему, попытаться угадать свое предназначение и т.д.

Экспедиция - странствие к очагам культуры

Технологии открытого образования отличаются от традиционного школьного или вузовского обучения. Программа учебных предметов здесь уступает место дизайну открытого образовательного пространства. В трактовке авторов технологии образовательного туризма школьники совершают путешествие не столько в пространстве - в другие страны, сколько во времени - к очагам культуры, в эпохи, когда зарождались разнообразные традиции. Вместо отдельных дисциплин изучается культурное наследие разных стран, городов, провинций. Классно-урочную систему заменяют техники выстраивания индивидуальной и групповой образовательной работы. Вместо заданий и экзаменов участники экспедиции реализуют собственные проекты в сопровождении тьютора.

Источником знаний в экспедиции становится запечатленная в культуре история человечества: предметы быта и культовые сооружения, письмена, рукотворные образы, следы различных событий и т.д. Темы для исследования, которые выбирают себе учащиеся, привязаны к основным человеческим практикам: построению себя, принципам организации общества, обустройству мира. При таком подходе культура рассматривается в самых разных ракурсах: через призму поступков, чувств, законов, обычаев, событий, представлений о мире.

Школьники старшего возраста могут заниматься в экспедиции построением проектов собственной жизни: ценностным, экзистенциальным проектированием, подразумевающим культурное самоопределение - присоединение к той или иной культурной традиции.

Главное - задать вопрос

Цель экспедиций - это не приключения, а попытка исторического прочтения вечных истин. Однако понимание истории народов и приобщение к их духовным исканиям невозможно без индивидуального ценностного поиска. Экспедиция - это шанс для учащегося найти ответ на значимый для него вопрос. Участнику путешествия необходимо познакомиться с культурным пространством так, чтобы оно стало частью его личности. Решая эту задачу, технология опирается на три простых постулата: знание человечества становится твоим, если ты...

* сформулировал свой вопрос;

* нашел на него ответ;

* можешь использовать приобретенное знание.

Первый этап - постановка вопроса - предполагает самоопределение учащегося в интересующей его теме: что он хочет узнать, что будет источником его знания. Для того, чтобы культурное наследие прошлого "ожило", необходимо изучение источников (литературы и экспонатов), проведение консультаций с экспертами (лекции и интервью), знакомство с различными вариантами ответов на поставленные вопросы.

Перед путешествием каждый участник экспедиции предварительно собирает свою виртуальную библиотеку, видеотеку, музей. Перед началом экспедиции собранные источники анализируются. Под руководством тьютора учащиеся решают, какие необходимые, но недостающие материалы предстоит собрать в экспедиции. Наиболее ценные и информативные экземпляры из личного архива ученики берут с собой в экспедицию для того, чтобы потом ознакомиться с ними всем вместе. Итогом первого этапа является подготовленное школьником эссе, в котором формулируется поисковое задание, определяются основные точки будущего маршрута.

Знание как умение

Второй этап - нахождение ответа - предполагает определение стиля образовательного поиска. Учащийся решает, как он будет искать решение волнующей его проблемы: с помощью:

* классического научного исследования;

* интервью, беседы с носителями той или иной культурной традиции;

* через вхождение в роль (исследование действием).

В ходе экспедиции ее участники ведут путевые заметки, в которых фиксируется ход исследования, описываются объекты маршрута и т.д.

Последний шаг исследовательской работы - представление личного опыта как важного для других. Ответ на вопрос - в какой ситуации ты можешь использовать свое знание. Найденный в экспедиции, он должен стать не просто некоторой информацией, но инструментом для решения какой-то жизненно важной проблемы. Проверка знания на работоспособность подразумевает проведение одного из трех групповых мероприятий:

* конференции или круглого стола;

* вече или парламентских слушаний;

* карнавала или хэппенинга с учетом традиций изучаемой эпохи.

Тем самым приобретенное знание становится умением. Члены экспедиции учатся понимать образ мысли других и выражать свое мнение, отстаивать свою позицию и завоевывать сторонников, управлять с помощью знания и передавать свои ценности. Кроме того, с помощью групповых форм работы достигается синергетический эффект. У учащегося есть шанс сделать своими знания, наработанные не только им, но и другими участниками экспедиции.

Каждый образовательный проект, кроме трех вышеперечисленных этапов, обязательно включает в себя презентационную часть. По итогам экспедиции учащийся должен создать собственный интеллектуальный продукт - то, что может быть всегда использовано им самим или другими. Формы - самые разнообразные. Это может быть статья, речь, письмо потомкам, чертеж, словарь, сборник советов и т.д.

Без тьютора ни шагу

У технологии образовательного туризма есть свои проводники - это тьюторы. До экспедиции на них возлагается задача помочь учащемуся определиться, понять, что его интересует, помочь сформулировать вопрос, который должен привести его к самому сердцу культуры. На этапе разработки индивидуального экспедиционного проекта тьютор изучает стиль образовательного поиска школьника, помогает ему найти спутников, вопросы которых перекликаются с его вопросами, а темы дополняют друг друга. Процесс формирования команд требует от тьютора управленческих навыков, умения найти сверхиндивидуальную задачу, связывающую индивидуальные интересы в общий сценарий. В экспедиции задача тьютора - задать ритм рабочего дня и организовать образовательный процесс (полевые разведки, интервью, ведение общей летописи, составление музея находок и т.д.)

Требования, предъявляемые к тьютору, действительно большие. Кроме тренинговых техник, работы с источниками, моделирования практик, разработки сценариев, программы исследования, технологий case-study и portfolio, он должен владеть и искусством PR. Разработка рекламной концепции предстоящей экспедиции также часть его работы.

Образовательная мобильность

Подводя итоги, следует остановиться на отличительных чертах образовательного туризма как технологии. На взгляд разработчиков, эта технология формирует образовательную мобильность - качество, как нельзя более актуальное, но не представленное в отечественной системе образования. Она прививает новому поколению навыки самообразования, которые являются сегодня базой для решения личных и социальных проблем любого уровня. Знание истории культуры - это основа воспитания гражданственности: бизнесмен, политик, общественный деятель или представитель свободной профессии может стать опорой страны, только если он будет знаком с мировой культурой.

Дата публикации: 02:38 | 29.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.