Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2002 / Образование / Практика

Государство против ученика


Интервью с Андреем Хуторским
Версия для печати
Послать по почте

Школа как инструмент согласования социальных позиций
Взгляд на систему образования изнутри может быть не менее интересным, чем взгляд внешнего эксперта. На вопросы "Со-Общения" отвечает директор школы - человек, который в силу своего статуса ежедневно сталкивается с плюсами и минусами существующей в России системы образования.


- Какую наиболее важную тенденцию в развитии образования Вы можете выделить?

- Самое главное - это поворот образования к личности ученика, к его индивидуальной картине мира. То есть предпринимается попытка, сделать так, чтобы образование отвечало заказу человека. Заказчиками могут выступать родители, сам ученик, школьная система, регион, государство. Каждый из них имеет свои цели. Хорошая система образования должна быть креативной, гибкой, демократичной. Она должна учитывать все заказы, как-то их компоновать друг с другом, чтоб не было доминанты только федерального заказа.

- Какие альтернативные технологии вы можете выделить в образовании?

- Технология классно-урочной системы - это несчастье человечества, которому уже около четырехсот лет. Оно выполнило свою задачу - сделало возможным массовое образование с гарантированным результатом. Однако у этой технологии есть много недостатков. Лоскутность расписания постоянно сбивает ученика. Он еще думает о литературном образе, а ему уже формулу считать. Он не может перестроиться так быстро. Альтернативу этой системе обучения может составить так называемый метод погружения. Эту технологию отработали много лет назад. В нашей стране ей занимался В.М. Щетинин. С помощью этой методики в человек можно сохранить ту доминанту, которая ему присуща. Тогда ученик за день продвигается в предмете намного дальше, чем если бы он эпизодически встречался с ним два раза в неделю. Это очень продуктивная система обучения, единственный ее недостаток - ее нельзя запустить массово.

Есть другие технологии - например, проектное обучение. Проектное обучение впервые возникло в СССР в 20-е годы. Затем его изгнали из школы. Сейчас оно возвращается. Проект хорош тем, что ученики, выполняя его, обязательно получают образование.

Проектная методика сейчас вводится в один из школьных предметов. Это бывший "труд". Там это технология очень даже рекомендуется. Многие школы находят и вводят проектные формы во многих предметах. Эта технология максимально приближена к жизни, к ориентации на достижение результата.

Есть еще много форм дополнительного образования. Например дистанционное

образованием. Раньше это были просто олимпиады. Сейчас новые информационыне технологии кардинально меняют сам смысл образования. Оно становится открытым. С помощью интернета ребенок или взрослый может обучаться в разных местах и по разным своим предметам. Такое образование уже является распределенным - обучение понимается не как хождение в школу каждый день, а как система распределенного доступа к информации. Вот краткий обзор тех технологий, которые в отличие от классно-урочной системы, учитывают образовательные потребности человека.

- Если я правильно поняла, эти технологии предполагают совершенно другую позицию человека. Он уже сам формирует заказ на образование. Насколько сейчас можно говорить о том, что сами ученики ориентированы на формирование индивидуальных образовательных пакетов? Чего родители и дети ждут от школы, ждут от этого этапа образования?

- Образование - это очень традиционная и консервативная сфера. У родителей доминирует модель их собственного образования: либо как положительная модель, либо как отрицательная. Чего я недополучил, пусть получат мои дети. Или же совершенно наоборот. Нас так учили, и тебя пусть также научат. Такая концепция идет от культурных образцов, которые существуют у взрослых. Классический пример. Одна учительница попросила учеников написать сочинение, какими бы родителями они хотели бы быть. Прошли годы, и когда дети этих учеников пришли и писали то же самое сочинение, то выяснилось следующее. Став родителями, бывшие ученики присвоили себе качества, которых они хотели избежать. Такое воспроизводство идет из поколения в поколение.

К сожалению, нашему населению не хватает педагогической грамотности. Иначе мы значительно быстрее приблизились к задаче формирования индивидуальной картины мира человека. Тогда и преобразования в сфере образования шли гораздо легче.

- Какие ценности оказываются заложенными в голову человека, который покидает школу. Это все очень индивидуально, ситуативно, и все зависит от того, какие люди преподают в школе?

- Школа - это институт образования. Причем, образования не только людей, но и общества, государства, образовывающегося непрерывно общества. В образование, конечно, заложены некие основы. Когда мы пытаемся в политике найти национальную идею, это не значит, что мы должны ее придумать, и сказать: "Вот, граждане россияне, наша национальная идея". Она существует вне зависимости от того, найдем ее или нет. Она есть как атрибут. Другое дело, что мы можем ее понять, выявить, обнаружить у себя. Это вечный поиск русских философов и интеллигенции. То же самое с образованием, есть некоторые основы, которые существуют независимо оттого, что мы делаем.

Наше представление о том, что происходит в школе, весьма субъективно. Есть вещи совершенно независимые от того, что делают реформаторы, государство, и так далее. Они существуют, они метакультурны. Они стоят за всеми видимыми культурными изменениями и революциями. Я в этом абсолютно убежден. Другое дело - ответить на вопрос, в чем они состоят. Это вопрос философии, конечно. Однако мы можем дать различные проявления этим метаоосновам с помощью тех или иных структур, технологий, которые создаем в школе.

Сейчас идет разработка новых образовательных стандартов для средней школы. Для высшей школы такие образовательные стандарты уже есть. Они приняты законодательно. Однако они не несут определяющей функции. Скорее она фиксирующая. В институте профессору, доктору наук не нужно подробно, детализировано расписывать образовательный стандарт. Он достаточно компетентен. В школе ситуация совершенно иная. Здесь нужны более регламентирующие функции, чтобы держалась система. Эти стандарты более значимы, более широки. Сейчас идет очередной этап разработки стандартов для российской школы.

- Насколько индивидуальная картина мира, заложенная образованием, помогает жить человеку?

- Когда человек идет по жизненному пути, он действительно формирует свое собственное представление о мире. Весь вопрос заключается в том, насколько индивидуальная картина помогает ему не только устроиться в этой жизни, но встроиться в свою образовательную траекторию, миссию. После того, когда у ученика фиксируется своя картина мира, она, как правило, начинает вступать в противоречие с окружающей действительностью. Человек оказывается пред выбором: остаться на своей позиции и вступить в определенный конфликт или измениться. Проблема хулиганов и двоечников проистекает как раз из этого конфликта. Эти ученики более индивидуальные Их картина мира не совпадает с реальностью. Однако они не отказываются от нее, действуя в режиме конфликта. Таких ребят важно научить жить в мире, который не соответствует их картинке.

- В этом и заключается функция системы образования?

- В пределе да. Хорошо бы, если бы так было в реальности.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Образование
Контекст
Факультеты надежды
Анна Федорова
Образование: никаких иллюзий
Алексей Ситников
Борьба за статус
Ирина Огарь
Инкубатор для управленцев
Интервью с Андреем Волковым
Каковы журналисты, таковы пиарщики
Интервью с Павлом Бардиным
Болевые точки системы
Александр Адамский
Социальная терапия: когда школа бессильна
Виктор Осипов
Среда
Образование - оружие четвертой власти
Интервью с Ясеном Засурским
Общество vs реформаторы, или необходимость диалога
Ольга Степанова
Власть и общество: робкие шаги навстречу
Интервью с Джоном Флемингом
Новости
Маркетологи жаждут общения
Политтехнологи делятся своими секретами
Балтийский PR-уикенд: повестка дня
Новый игрок на российском PR-рынке
Практика
Новое поколение русской игрушки
Любовь Духанина
Государство против ученика
Интервью с Андреем Хуторским
Образовательный туризм - путь к себе
Наталья Рыбалкина
Шпаргалки для преподавателя
Андрей Мамонтов
Практическая антропология: новые форматы самоопределения
Александр Попов
Академия
Как нас учили понемногу
Михаил Кутузов
Полвека политконсалтинга
Интервью с Джозефом Наполитаном
Образовательные модели современной Европы
Иван Голунов
История российского образования: цивилизационный подход
Михаил Богуславский
Гуманитарные фабрики
Достойный образ бизнес-сообщества - в массы
Дмитрий Петров
Трудные будни банковских пиарщиков
Михаил Вашурин
Книжный стенд
Разорванное сознание
Артур Роттерштайн
Россия = Текст
Анна Федорова
Не верь никому
Юлия Долгова


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.