Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2002 / Образование / Книжный стенд

Не верь никому


Юлия Долгова
специально для "Со-Общения"
Версия для печати
Послать по почте

Учебное пособие для манипуляторов
Учебники для магов и волшебников издаются не только в знаменитом Хорвардсе, но и в популярном среди специалистов по РОС издательстве РИП-холдинг). Одно из последних учебных пособий этого издательства предлагает, ни много ни мало, научить читателей "позволить другим делать по-вашему".


Три кита

Философия издания строится на трех утверждениях: "нам нельзя верить, но предлагаемые нами технологии действуют", "мы старались избегать умных слов", "этот учебник, скорее, помощник, чем справочник".

О том, что "нам нельзя верить", авторы говорят в предисловии книги, а также в начале каждого семинара, проходящего под их руководством на факультете журналистики МГУ или Университета Российской академии образования. "Общению нельзя научить", психотехника - наука тонкая, не дающаяся в руки дилетантам. Однако то, что авторы отрицают собственное всесилие и предлагают собственноручно проверить действие техник на практике, особенно привлекает как раз скептиков. Выручает самоирония и все те же психотехники. В учебном пособии для манипуляторов сложно обойтись без маленьких обманов.

Второе утверждение: "мы старались избегать умных слов, поскольку считаем по-настоящему эффективными только простые вещи" - скорее правда, чем ложь. Названия многих терминов в данном учебном пособии значительно упрощены и наполнены смыслом. Так, например, название технологии, заимствованной из нейролингвистического программирования ("универсальные квантификаторы"), заменено в версии Цыкунова-Кузнецова на более понятное - "приемы сверхобобщения". Другое дело, что для людей, впервые заинтересовавшимся этой тематикой, в книге остается достаточно много непонятных слов - например "визуалы", "аудиалы", "кинестетики". Впрочем, желающим даются точные описания этих "животных" и рекомендации, на что их ловить.

Третье утверждение: "этот учебник скорее помощник, чем справочник" - по всей видимости, представляет собой установку на дальнейшее использование книги и направлено на борьбу с "некритическим обожанием и сотворением кумиров".

Конструкция и технология

Первую часть - "конструкция" и вторую - "технология" не стоит сравнивать с общепринятыми в книгах разделами "теория" и "практика". Потому что "конструкция", по своей сути, также представляет описание неких используемых на практике техник, необходимых для понимания приемов, предлагаемых далее.

Во второй части приводятся пошаговые технологии для работы, которую журналистам и пиарщикам приходится выполнять каждый день: "как говорить по телефону", "как взять интервью", "как правильно ответить на вопросы журналиста", "как убедить журналиста", "как убедить собеседника", "как выйти из конфликта", "как вести переговоры" и "как выступать публично".

Систематизированные приемы взяты из нейролингвистического программирования, конфликтологии, суггестивной лингвистики, психолингвистики, теории личности и социальной психологии, а также из опыта авторов, их коллег и студентов. Какие-то из предлагаемых техник более известны и растиражированы массовыми изданиями (например, использование значения поз и жестов человека при разговоре), другие менее (например, взаимосвязь направления взгляда и искренности человека). Другое дело, что все они в данном издании используются в конкретном контексте работы пиарщиков и журналистов.

Критика

Многие из предлагаемых технологий могут применяться как журналистами, так и пиарщиками, а некоторые - только журналистами или только пиарщиками. Тогда предлагаемые приемы строятся зеркально: если первых учат, "как "отфутболить" незнакомого журналиста, то последних - как не "отфутболиться". Впрочем, зачем так грубо поступать с представителем прессы с точки зрения классического РОС, вообще не понятно.

Кроме того, многие оценочные суждения по поводу журналистов могут напрасно ввести в заблуждение людей, далеких от данной сферы деятельности, - например "журналисты ленивы" или "журналисты не покупаются". Впрочем, у вас остается право не верить.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Образование
Контекст
Факультеты надежды
Анна Федорова
Образование: никаких иллюзий
Алексей Ситников
Борьба за статус
Ирина Огарь
Инкубатор для управленцев
Интервью с Андреем Волковым
Каковы журналисты, таковы пиарщики
Интервью с Павлом Бардиным
Болевые точки системы
Александр Адамский
Социальная терапия: когда школа бессильна
Виктор Осипов
Среда
Образование - оружие четвертой власти
Интервью с Ясеном Засурским
Общество vs реформаторы, или необходимость диалога
Ольга Степанова
Власть и общество: робкие шаги навстречу
Интервью с Джоном Флемингом
Новости
Маркетологи жаждут общения
Политтехнологи делятся своими секретами
Балтийский PR-уикенд: повестка дня
Новый игрок на российском PR-рынке
Практика
Новое поколение русской игрушки
Любовь Духанина
Государство против ученика
Интервью с Андреем Хуторским
Образовательный туризм - путь к себе
Наталья Рыбалкина
Шпаргалки для преподавателя
Андрей Мамонтов
Практическая антропология: новые форматы самоопределения
Александр Попов
Академия
Как нас учили понемногу
Михаил Кутузов
Полвека политконсалтинга
Интервью с Джозефом Наполитаном
Образовательные модели современной Европы
Иван Голунов
История российского образования: цивилизационный подход
Михаил Богуславский
Гуманитарные фабрики
Достойный образ бизнес-сообщества - в массы
Дмитрий Петров
Трудные будни банковских пиарщиков
Михаил Вашурин
Книжный стенд
Разорванное сознание
Артур Роттерштайн
Россия = Текст
Анна Федорова
Не верь никому
Юлия Долгова


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.