Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2002/7-8/k/23


Россия = Текст

Как было на самом деле


Иван Засурский.
Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы.
М., изд-во МГУ, 2001.

Книга рекомендуется студентам младших курсов факультета журналистики в качестве сильнодействующего средства от иллюзий. Свобода слова? Отлично. Гражданская позиция? Пусть будет. Социальная ответственность СМИ? О'кей. А теперь вспомните, что это бизнес. Бумага, между прочим, денег стоит. СМИ продаются и покупаются точно так же, как и любые другие коммерческие структуры. И тоже способны работать на заказчика\владельца. Впрочем, не исключено, что это самое интересное. Книга описывает трансформацию самого понимания СМИ в меняющемся обществе: от инструмента трансляции идеологии, управление которым большого искусства не требует, до сложного социокультурного института, развитие которого подчинено законам функционирования загадочной "медиа-политической (термин автора) системы", складывающейся в России.

"Реконструкция России..." включает добросовестно описанную фактическую, событийную историю СМИ в 90-е годы. Это само по себе достижение. Авторские интерпретации и суждения о культурных парадигмах и социальном контексте, в котором разворачивается история СМИ, не менее ценны. Книга - попытка осмыслить современность. Между прочим, одна из самых сложных задач, решаемых теоретиками эпохи постмодерн.

Гражданская позиция: преимущество или досадная случайность?

Чувствуется, что автор искренне уважает как саму профессию "журналист", так и людей, которые этим занимаются. Однако история масс-медиа в постсоветской России не слишком весела; скорее печальна. Печальна потому, что время "свободы и хаоса" сменила эпоха "управляемых СМИ" - и это несмотря на то, что институт коммерческой прессы подтвердил свое право на существование. СМИ становятся управляемыми не только посредством покупки контрольных пакетов акций - их "разыгрывают втемную" политтехнологи, манипуляторы общественным мнением (которого не существует - привет Патрику Шампаню) и прочие провокаторы, иногда успешно интегрированные в медиасообщество. Что касается государства и крупного бизнеса, о них и говорить нечего. Эти социальные субъекты никогда не перестанут вмешиваться в работу СМИ вообще и конкретных журналистов в частности.

Где же островок свободы? Вы угадали - это Интернет. Читая главу, посвященную развитию Рунета, с удивлением замечаешь, как автора покидает холодная аналитичность и охватывает страсть. Чего стоит один только подзаголовок - "Интернет и будущее журналистики"! Впрочем, все равно интересно.

Правда, правда и ничего кроме

Новейшая история масс-медиа несет тот же отпечаток неопределенности, смятения, творческих поисков :), как и вся история России. Смешно этим восхищаться. Бессмысленно расстраиваться. Приходится серьезно думать об этом.

В книге систематизирована информация, которая всем доступна, но рассеяна по многочисленным публикациям, репортажам, официальным документам, домыслам и старым сплетням. Кто и когда приобретал контрольные пакеты акций уважаемых деловых изданий? Как происходит захват информационной власти? Зачем олигарху "Литературная газета"? Почему "группа Лужкова" - это "уникальная модель регионального холдинга"? Ответы на эти вопросы вы, безусловно, найдете в книге "Реконструкция России" (мне это название нравится больше, чем "Масс-медиа второй республики"), если будете внимательно ее читать.

Дата публикации: 10:38 | 29.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.