Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2002 / Образование / Книжный стенд

Россия = Текст


Анна Федорова
annaf@expert.ru
Версия для печати
Послать по почте

Как было на самом деле


Иван Засурский.
Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы.
М., изд-во МГУ, 2001.

Книга рекомендуется студентам младших курсов факультета журналистики в качестве сильнодействующего средства от иллюзий. Свобода слова? Отлично. Гражданская позиция? Пусть будет. Социальная ответственность СМИ? О'кей. А теперь вспомните, что это бизнес. Бумага, между прочим, денег стоит. СМИ продаются и покупаются точно так же, как и любые другие коммерческие структуры. И тоже способны работать на заказчика\владельца. Впрочем, не исключено, что это самое интересное. Книга описывает трансформацию самого понимания СМИ в меняющемся обществе: от инструмента трансляции идеологии, управление которым большого искусства не требует, до сложного социокультурного института, развитие которого подчинено законам функционирования загадочной "медиа-политической (термин автора) системы", складывающейся в России.

"Реконструкция России..." включает добросовестно описанную фактическую, событийную историю СМИ в 90-е годы. Это само по себе достижение. Авторские интерпретации и суждения о культурных парадигмах и социальном контексте, в котором разворачивается история СМИ, не менее ценны. Книга - попытка осмыслить современность. Между прочим, одна из самых сложных задач, решаемых теоретиками эпохи постмодерн.

Гражданская позиция: преимущество или досадная случайность?

Чувствуется, что автор искренне уважает как саму профессию "журналист", так и людей, которые этим занимаются. Однако история масс-медиа в постсоветской России не слишком весела; скорее печальна. Печальна потому, что время "свободы и хаоса" сменила эпоха "управляемых СМИ" - и это несмотря на то, что институт коммерческой прессы подтвердил свое право на существование. СМИ становятся управляемыми не только посредством покупки контрольных пакетов акций - их "разыгрывают втемную" политтехнологи, манипуляторы общественным мнением (которого не существует - привет Патрику Шампаню) и прочие провокаторы, иногда успешно интегрированные в медиасообщество. Что касается государства и крупного бизнеса, о них и говорить нечего. Эти социальные субъекты никогда не перестанут вмешиваться в работу СМИ вообще и конкретных журналистов в частности.

Где же островок свободы? Вы угадали - это Интернет. Читая главу, посвященную развитию Рунета, с удивлением замечаешь, как автора покидает холодная аналитичность и охватывает страсть. Чего стоит один только подзаголовок - "Интернет и будущее журналистики"! Впрочем, все равно интересно.

Правда, правда и ничего кроме

Новейшая история масс-медиа несет тот же отпечаток неопределенности, смятения, творческих поисков :), как и вся история России. Смешно этим восхищаться. Бессмысленно расстраиваться. Приходится серьезно думать об этом.

В книге систематизирована информация, которая всем доступна, но рассеяна по многочисленным публикациям, репортажам, официальным документам, домыслам и старым сплетням. Кто и когда приобретал контрольные пакеты акций уважаемых деловых изданий? Как происходит захват информационной власти? Зачем олигарху "Литературная газета"? Почему "группа Лужкова" - это "уникальная модель регионального холдинга"? Ответы на эти вопросы вы, безусловно, найдете в книге "Реконструкция России" (мне это название нравится больше, чем "Масс-медиа второй республики"), если будете внимательно ее читать.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Образование
Контекст
Факультеты надежды
Анна Федорова
Образование: никаких иллюзий
Алексей Ситников
Борьба за статус
Ирина Огарь
Инкубатор для управленцев
Интервью с Андреем Волковым
Каковы журналисты, таковы пиарщики
Интервью с Павлом Бардиным
Болевые точки системы
Александр Адамский
Социальная терапия: когда школа бессильна
Виктор Осипов
Среда
Образование - оружие четвертой власти
Интервью с Ясеном Засурским
Общество vs реформаторы, или необходимость диалога
Ольга Степанова
Власть и общество: робкие шаги навстречу
Интервью с Джоном Флемингом
Новости
Маркетологи жаждут общения
Политтехнологи делятся своими секретами
Балтийский PR-уикенд: повестка дня
Новый игрок на российском PR-рынке
Практика
Новое поколение русской игрушки
Любовь Духанина
Государство против ученика
Интервью с Андреем Хуторским
Образовательный туризм - путь к себе
Наталья Рыбалкина
Шпаргалки для преподавателя
Андрей Мамонтов
Практическая антропология: новые форматы самоопределения
Александр Попов
Академия
Как нас учили понемногу
Михаил Кутузов
Полвека политконсалтинга
Интервью с Джозефом Наполитаном
Образовательные модели современной Европы
Иван Голунов
История российского образования: цивилизационный подход
Михаил Богуславский
Гуманитарные фабрики
Достойный образ бизнес-сообщества - в массы
Дмитрий Петров
Трудные будни банковских пиарщиков
Михаил Вашурин
Книжный стенд
Разорванное сознание
Артур Роттерштайн
Россия = Текст
Анна Федорова
Не верь никому
Юлия Долгова


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.