Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2002 / Образование / Контекст

Социальная терапия: когда школа бессильна


Виктор Осипов
Группа Островского
panda7@mail.ru
Версия для печати
Послать по почте


Система образования ждет субъектов развития

Человек получает образование не в "образовательных институтах", а в других местах. С этим жестким тезисом соглашаются многие эксперты. СМИ, семья, религиозные и профессиональные сообщества "по-настоящему" формируют картину мира человека, а школы и вузы выполняют малопонятные функции. Возможно ли изменить эту ситуацию?

Образование в системе идеологии

Слово "образование" происходит от слова "образ". "Образ" человека, описывающий то, каким он должен стать, лежит в основе любой образовательной системы. В этом смысле "образование" всегда имеет дело с целенаправленным изменением, точнее - с развитием, так как изменение происходит в заданном направлении. "Образы человека", определяющие характер образования, могут быть разными, но они обязательно являются составными частями достаточно развернутых идеологических систем. Например, "воспитание нового человека" было важной (пожалуй, ключевой) частью коммунистической идеологии.

Было бы наивно полагать, что "образование" человек получает только в рамках образовательных учреждений или что оно как-то относится к ведению Министерства образования. Особенно в нынешней ситуации, когда сколько-нибудь целостной государственной идеологии не существует и нет желаемого "образа человека". И вообще, тезис, что школа транслирует государственную идеологию, звучит довольно спорно. Сейчас наступило "множественное", "сетевое" время. Родители могут выбирать, в какую школу отдать ребенка. Школы бывают разные - это зависит от идеологии конкретной школы, того образа человека, который в ней будет создаваться. Впрочем, это все дело будущего. Пока в России все по старинке. Сейчас подрастающее поколение воспитывают женщины-пенсионерки. Абсолютно серьезно. И молодые девчонки, которым нечего делать.

Где живет образование

Образовательные практики смещаются сегодня в другие сферы деятельности.

В первую очередь, это сфера развлечений - кинематограф, компьютерные игры и т.д. Именно там создаются основные образцы (паттерны) психологии и поведения, именно там присутствуют "образы", которым стремятся подражать.

Образовательную функцию выполняет и реклама. Фактически, так называемая "социальная реклама", задающая нормы и правила поведения, является на сегодняшний день одним из наиболее эффективных образовательных инструментов. Собственно "социальной рекламы" не так много, чаще она выступает под видом рекламы коммерческой (достаточно вспомнить проект Анны Носенко "Герои новой страны", который является коммерческой рекламой сети фитнес-центров World Class). Впрочем, это еще интереснее.

Вообще, переход страны в 90-е гг. к новым формам жизни во многом не затронул глубинные психологические и поведенческие структуры населения. Исследования показывают (особенно в провинции) низкий уровень самостоятельности и социальной мобильности, надежду на государство как на единственный источник решения жизненных проблем, сохранение других стереотипов советского образа жизни. Это, конечно, характерно, в первую очередь, для старшего поколения, однако через институт семьи и школы эти качества передаются и молодежи.

Образовательная революция: культура тренингов

Стране необходима своего рода "образовательная революция", которая выполнит функцию социальной терапии, преодоления комплексов общественного сознания. Без этого человеческие качества, доставшиеся нам из прошлого, будут еще долго тормозить процессы развития.

Эта революция может быть во многом подобна процессам, происходившим в США в 70-е гг., когда значительная часть населения прошла через разнообразные психологические тренинги (Life Spring и т.п.), целью которых было воспитание "мобильности и бесстрашия"

Социальная терапия может проводиться разнообразными средствами. Среди них и вышеупомянутые фильмы, и компьютерные игры, и социальная реклама, и художественная литература, и др.

В то же время наиболее акцентуированный относительно образования вид - социальная терапия - приобретает в различных психотехнических и тренинговых практиках. Они существуют сегодня и уже достаточно распространены в крупных центрах, однако у населения до сих пор есть по отношению к ним определенное предубеждение. Здесь и страх перед приставкой "психо", и распространенная в обществе истерия относительно "манипуляций" и "зомбирования". Эзотерические и религиозные институты, занимающиеся подобными практиками, зачастую сталкиваются с опасливым и откровенно враждебным отношением. (С этим связана и грандиозная кампания по шельмованию так называемых "тоталитарных сект").

По всей видимости, требуется проведение специальной предварительной кампании по преодолению подобных настроений общественного сознания.

Тренинги необходимо ввести в моду. Ведущие тренеры должны стать такими же звездами, как певцы и актеры, они должны появиться на обложках глянцевых журналов. Люди должны начать копить деньги на тренинги, хвастаться пройденными тренингами перед друзьями и знакомыми и т.п.

Откуда возьмутся субъекты изменений

Система образования - эффективная инфраструктура для изменения общества, внедрения новых смыслов и ценностей. Вопрос в том, откуда возьмутся субъекты изменений. Кто захочет браться за все это? Дело в том, что как только ты хочешь за это взяться и пытаешься использовать для этого существующую школу, у тебя вдруг возникает куча проблем. Материальных проблем. Содержать школу дорого. Поэтому я и утверждаю, что у нас будут разные школьные системы. Никто не в состоянии содержать эту огромную махину для всей страны. Какой-то субъект изменений может создать пару-тройку своих школ, в которых он будет воспитывать детей с какого-то возраста так, как он хочет. А кто всю эту систему возьмет? Государство не сможет. Оно очень консервативно и занимается не развитием, а функционированием.

Где находятся точки развития? В религиозной сфере, в коммерческой. Возможно, на эту роль могут претендовать политические сообщества. Но нет таких субъектов, которые действительно были бы заинтересованы в развитии. Субъектов, строящих стратегии не локальные, связанные с какими-то небольшими территориями или группами населения, а охватывающие всю территорию страны. Даже те, кто себя так позиционирует, ограничиваются разговорами. Они не в состоянии взвалить на себя эту ответственность по ряду причин.

Развитием иногда занимается государство. Вернее, занималось в период революций, когда надо было создавать новое. То, что произошло в девяностые годы, тоже вроде бы революция, резкое изменение всего происходящего, но это все-таки не сопровождалось такой ломкой старого. Поэтому и стимулом развития образования общественные перемены в 90-х не стали.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Образование
Контекст
Факультеты надежды
Анна Федорова
Образование: никаких иллюзий
Алексей Ситников
Борьба за статус
Ирина Огарь
Инкубатор для управленцев
Интервью с Андреем Волковым
Каковы журналисты, таковы пиарщики
Интервью с Павлом Бардиным
Болевые точки системы
Александр Адамский
Социальная терапия: когда школа бессильна
Виктор Осипов
Среда
Образование - оружие четвертой власти
Интервью с Ясеном Засурским
Общество vs реформаторы, или необходимость диалога
Ольга Степанова
Власть и общество: робкие шаги навстречу
Интервью с Джоном Флемингом
Новости
Маркетологи жаждут общения
Политтехнологи делятся своими секретами
Балтийский PR-уикенд: повестка дня
Новый игрок на российском PR-рынке
Практика
Новое поколение русской игрушки
Любовь Духанина
Государство против ученика
Интервью с Андреем Хуторским
Образовательный туризм - путь к себе
Наталья Рыбалкина
Шпаргалки для преподавателя
Андрей Мамонтов
Практическая антропология: новые форматы самоопределения
Александр Попов
Академия
Как нас учили понемногу
Михаил Кутузов
Полвека политконсалтинга
Интервью с Джозефом Наполитаном
Образовательные модели современной Европы
Иван Голунов
История российского образования: цивилизационный подход
Михаил Богуславский
Гуманитарные фабрики
Достойный образ бизнес-сообщества - в массы
Дмитрий Петров
Трудные будни банковских пиарщиков
Михаил Вашурин
Книжный стенд
Разорванное сознание
Артур Роттерштайн
Россия = Текст
Анна Федорова
Не верь никому
Юлия Долгова


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.