Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2002/7-8/a/13


Образовательные модели современной Европы

Как учат детей на Западе
В России европейское образование традиционно считалось наиболее продвинутым.

Если у человека есть выбор, где учиться - в России или в Европе, - то он наверняка предпочтет последнее. О некоторых образовательных моделях, распространенных в Европе, рассказывает Иван Голунов.

Детский сад Монтессори - будьте слугой ребенка

Итальянка Мария Монтессори (1870-1952) открыла свой первый детский сад в 1907 году. Сначала она занималась с запущенными и умственно отсталыми детьми. Результат оказался потрясающим. Благодаря специально подобранным заданиям, к моменту поступления в школу эти дети по своему развитию даже превосходили обычных нормальных детей. "Что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?" - писала в своих дневниках Монтессори. Свой педагогический опыт она в дальнейшем использовала при работе со здоровыми детьми.

Метод Монтессори популярен во многих детских садах. Главная его аксиома - в человеке все заложено изначально. Ребенка необходимо только подвигнуть к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Основной девиз методики - "Помоги мне сделать это самому". Ребенок учится самостоятельно, с помощью специально разработанной окружающей среды - Монтессори-материалов. Они представляют нечто среднее между учебными пособиями и развивающими играми. В этих предметах заложена возможность самоконтроля. Ребенок, играя, сам учится видеть свои ошибки. Взрослому не нужно указывать на них.

Монтессори-класс включает в себя множество зон:

1) зона реальной жизни. Здесь ребенок учится самостоятельно одеваться, пересыпать и переливать, мыть, чистить, перемешивать, вырезать, раскрашивать, рисовать и т.п. Таким образом, дети учатся концентрировать внимание и развивают крупную и мелкую моторику;

2) зона сенсорного развития направлена на изучение окружающего мира (различать высоту, длину, вес, цвет и др. свойства предметов). Дети играют с предметами, изучая размер, форму и цвет.

3) зона языковая, географическая, математическая, естественно-научная связана с умственным развитием ребенка.

4) двигательные упражнения. В большинстве Монтессори-классов на полу нарисована ленточная линия в виде круга или овала, которая используется для физических упражнений по развитию равновесия и координации движений, а также внимания.

Ребенок сам выбирает зону и материал, с которым он хочет работать. Он может заниматься один или с другими детьми. Этот выбор он делает сам. Ребенок работает в собственном темпе. Задача учителя - помочь ему организовать свою деятельность, пойти своим уникальным путем, реализовать свой потенциал в полной мере. Одно из главных правил: Be the servant of the kids (Будь слугой ребенка). В методе Монтессори нет классно-урочной системы, вместо школьных парт - легкие переносные столы и стулья, коврики, на которых можно заниматься на полу. Учитель не является центром класса, как в традиционной школе. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях с детьми. Учитель вмешивается в деятельность ребенка только тогда, когда это необходимо.

Вальдорфская педагогика. Главное - целостный взгляд на мир

Вальдорфская педагогика возникла в Германии в 1919 году. Ее основателем является известный немецкий философ Рудольф Штайнер. Слово "вальдорфская" происходит от названия немецкой табачной фабрики "Вальдорф-Астория". Штайнер предложил создать при ней школу для детей рабочих, обучение в которой принципиально бы отличалось от традиционной системы образования в Германии. На сегодняшний день в мире существует около 600 вальдорфских школ. Появились они и в России.

Обучение в классической вальдорфской школе продолжается 12 лет. Главная идея, положенная в основу штайнеровской педагогики, - это идея общечеловеческого образования. Школа не должна ставить перед собой иных задач, кроме наиболее полного раскрытия заложенных в человеке задатков. Детство и юность - это не подготовка ко взрослой "жизни". Они представляют собой особые, самоценные фазы развития, определяющие и формирующие физическое, психологическое и духовное здоровье личности. Ведущим понятием всего педагогического процесса и организации работы школы являются понятия "целостности", "намерение дать образование всему человеку: его мышлению, чувствам, воле".1

Вальдорфская школа предлагает ребенку такой способ познания мира, общества и самих

себя, который исключает отчужденность от предмета, развивает в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него. Программы вальдорфских школ строятся так, чтобы учитывать индивидуальные потребности каждого ученика. Они нацелены на развитие природных способностей человека, а не на простую передачу знаний.

Междисциплинарный подход - отличительная особенность обучения в вальдорфских

школах. Ученики могут изучать определенную эпоху с разных сторон от нескольких часов до нескольких недель. Метод погружения позволяет хорошо проработать каждый предмет и углубить знания по нему. В обучении тщательно соблюдается баланс между получением практических навыков - работой в саду, мастерской или на предприятии - и занятиями самыми различными видами искусств - музыкой, ритмикой, театром, живописью и скульптурой. Все это позволяет привить ученикам целостный взгляд на мир. Это помогает им не только осваивать в школе отдельные области знаний, но и самостоятельно устанавливать сложные связи между явлениями.

Преподавание в вальдорфских школах основано на принципах преемственности и личного воздействия педагога. С 6 до 14 лет ребенка ведет один и тот же классный руководитель. С 14 до 18 лет учащийся получает помощь и поддержку своего классного наставника. Таким образом, на протяжении всего обучения ребенок находится под наблюдением одного и того же человека, хорошо знающего его потребности.

По окончании школы человек должен не только уметь ставить перед собой цели и самостоятельно достигать их, он должен быть способен "всю жизнь учиться у жизни". "Жизнь, - говорил Штайнер, - сама есть великая школа жизни".

Католическое образование = хорошие знания + благопристойность

Из всех европейских стран католическое образование наиболее распространено во Франции, где таковыми являются 20% школ. Католическое образование состоит из трех этапов: школа (детский сад, начальная школа), колледж (цикл адаптации, основной цикл и цикл профессиональной ориентации), лицей (общий и профессиональный цикл).

Главное отличие католических школ от обычных учреждений - упор на изучение религии. В списке изучаемых предметов обязательно присутствует теология. Кроме того, изучение некоторых предметов, например истории, ведется посредством изучения материалов церкви тех времен. Например, о Великой Французской революции учащиеся узнают через письма папы Римского. Важным моментом в образовании также является совместимость методик с христианскими ценностями.

В школе существуют внутренние правила: нельзя носить короткие юбки, прозрачную и вызывающую одежду. Впрочем, для старшеклассников сделаны некоторые уступки - они могут курить, правда только в специально отведенных местах.

Любопытно, что в начальной школе среда является выходным днем. В колледже не учатся в первую половину дня в среду. Считается, что к середине недели дети уже сильно устают и им нужно время, чтобы усвоить пройденный материал. Экзамены по всем предметам учащиеся сдают один раз в четверть. Итоговые же экзамены предусмотрены на предпоследнем и последнем году обучения.

Родителей постоянно информируют об успехах их ребенка. Ежемесячно им высылают листы с текущими оценками и раз в 3 месяца с четвертными. Отдавая ребенка в католическую школу, родители могут быть уверены, что здесь ему дадут отличное образование, обучат хорошим манерам. Формирование христианского ощущения мира, как правило, их волнует уже во вторую очередь.

Итальянская система. Без проекта нельзя.

В Италии начальная, средняя и старшая школа строго разделены. Эти три ступени не объединены в рамках одного учебного заведения и выполняют абсолютно разные задачи. В начальной школе (5-11 лет) делается упор на передачу основных языковых навыков. В средней (12-14 лет) - на ориентацию и выбор специализации. Старшая школа (15-17 лет) ориентирована на развитие профессиональных навыков. Такая система сложилась после войны, когда стояла задача подготовки большого количества профессиональных кадров в послешкольном возрасте.

Образовательный минимум диктуется государством. Однако оно регламентирует только список дисциплин, которые школьники должны освоить. Каким образом будет организован образовательный процесс, решает сама школа. Большая часть обучения строится на выполнении проектов. Их задача - снять разделение между дисциплинами. Например, проект может заключаться в исследовании детьми одной из городских площадей. Одно из основных правил формирования задания: материалом должна служить близкая к школе территория, чтобы дети могли как можно чаще приходить на место его реализации. Как правило, над проектом работает команда учителей. Сначала педагоги смотрят выбранное место, а затем проводят "мозговой штурм" для того, чтобы выработать "карту идей" по данному проекту. Далее учителя решают, какие темы из изучаемых предметов можно задействовать. После этого начинается сама работа над проектом. Она может включать в себя абсолютно разные мероприятия: от рисования выбранного объекта до математического расчета объема циркулирующей воды в фонтане.

Через выполнение такого рода проектов достигается очень важный педагогический эффект - ребенка с самых ранних лет приучают к работе в команде и к проектному мышлению.

Дата публикации: 10:38 | 29.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.