Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2002 / Человеческий капитал / Среда

Тренинг: состояние постмодерн


Мария Кузьмина
аспирантка кафедры социальной психологии, факультет психологии МГУ
forgetmenotmk@hotmail.com
Версия для печати
Послать по почте

Тренинги становятся инструментом организационного развития
Тренинг - одна из самых актуальных и эффективных технологий в сфере управления персоналом. Можно сказать, что он имеет богатое прошлое и короткую историю. За сравнительно небольшой период времени тренинг претерпел существенные изменения - в этом смысле его "год выпуска" менее важен, чем "дальность пробега".


История тренингов в России

Временем возникновения социально-психологического тренинга принято считать 50-е годы, когда немецкий учсный М. Форверг разработал метод, основой которого были ролевые игры с элементами драматизации. Социально-психологическому тренингу предшествовали лабораторные Т-группы, связанные с именем Курта Левина, основателя школы групповой динамики. Изначально тренинг развивался в социальной психологии как активный метод обучения знаниям и умениям в сфере общения. Расширение границ использования понятия "тренинг" связано, прежде всего, с увеличением диапазона целей, значительно более широкого по сравнению с ранее определявшимися целями развития коммуникативной компетентности. Как результат научно-технического прогресса и развития рынка рождается бизнес-тренинг - краткий практический курс повышения квалификации, направленный на развитие личностно-деловых, профессионально важных качеств сотрудников и повышение эффективности работы организации.

Бизнес-тренинги, как и многие другие кадровые технологии, появились в России на заре перестройки. Их первыми заказчиками были в основном государственные организации. "Период обкатки" бизнес-тренингов приходится на конец 80-х - начало 90-х годов. В это время были популярны видеотренинги делового общения и публичного выступления для руководителей. Существенные изменения бизнес-тренинг претерпевает в 1993-1994 годах, когда среди его заказчиков начинают преобладать коммерческие структуры, ориентированные на практическую отдачу. Вместе с этим на российский рынок выходят западные компании со своей деловой культурой и традициями. Наиболее распространснными в это время стали базовые курсы развития коммуникативных умений и специальных навыков. К концу 90-х тренинговые программы становятся более специализированными. Переломным моментом в развитии тренингового бизнеса в России стал август 1998 года. Этот этап "переборки двигателя", радикального пересмотра стратегий ведения бизнеса, характеризует увеличение интенсивности спроса на тренинги, причсм основополагающим становится не только обучение, но и развитие персонала.

Не каждый тренинг вам подходит

В настоящее время тренинг продолжает интенсивно развиваться. Сейчас рынок тренинговых услуг не просто "место розничной торговли под открытым небом", а скорее дорогой супермаркет. Есть из чего выбрать, есть опытный продавец, ориентированный на клиента. Разнообразие соревнуется с избытком. На одной полке можно встретить технику продаж и тантрические семинары, командообразование и тренинги личностного роста. В СМИ профессиональные программы тренингов соседствуют с рекламой сеансов предсказания. Внутренняя кухня тренингов зачастую страдает (а может, выгодно отличается) смешением стилей. Некоторые ведущие тренинговых групп сознательно отказываются от следования единой психологической концепции, делая выбор в пользу интегративного подхода. Традиционный коммуникативный тренинг может начаться с телесно-ориентированного разогрева, продолжиться групповой дискуссией и анализом кейса и завершиться ролевой игрой, которая граничит с психодрамой. И напоследок в этот коктейль добавляется какая-нибудь техника NLP. И что самое удивительное, заказчик зачастую остастся доволен, потому что он всегда хочет больше - много техник, хороших и разных. В связи с этим вспоминается история про вавилонскую башню. Нечто подобное происходит сейчас на рынке тренинга. Это касается не только потребителя, но и исполнителя. Далеко не во всех тренинговых компаниях существует и реализуется конкретная миссия. А если она и есть, то не всегда совпадает с целями тренера. Нет, это не обвинение. Вполне нормально и понятно, что цель ведущих бизнес-тренеров - заработать денег, профессионально совершенствоваться, самореализовываться, а не развивать тренинговую культуру России и заботиться о внедрении новых принципов менеджмента и гуманитарных технологий. А тех людей, которые действительно думают о будущем HR, - единицы, вы не увидите их у микрофона на сцене в гостиничных конференц-залах, рассуждающих на тему "Тренинг - путь к успеху". Кстати, в последнее время тренинг всс чаще рассматривается не только как способ достижения личного успеха и продвижения по карьерной лестнице, но и как инструмент развития организации и повышения эффективности ес работы за счст обучения сотрудников.

От дрессировки до чтения книг

Многозначность понятия "тренинг" порождает различные его интерпретации: обучение, дрессировка, тренировка и даже (в англоязычной литературе) посещение библиотек и чтение книг... Но почти во всех психологических определениях тренинга подчсркивается, что это активный метод групповой работы. Но современность вносит свою редакторскую правку, прибавляя приставку, - тренинг становится интерактивным методом. Интерактивность тренинга имеет внешний и внутренний контуры. Внутренний заключается в том, что участники вместе с тренером не только активно общаются в процессе тренинга, но и обмениваются идеями, действиями и, конечно, самым ценным, что у них есть, - опытом. Не случайно среди наиболее распространснных "завлекалочек" в рекламе тренингов - "возможность обменяться опытом решения различных проблем с другими специалистами". Интеракция в тренинге выступает в форме полилога - обсуждения внутри группы, в котором принимают участие все слушатели, результатом чего может быть постановка проблемы и варианты ес решения, программа проекта или бизнес-план. Такой форме коммуникации соответствует особая организация пространства в тренинге - круг без столов-барьеров. Полилог участников часто дополняет и облегчает диалог ведущих - сейчас очень популярно ко-тренерство, т. е. ведение групп одновременно двумя тренерами. Кроме интеракции на уровне группы существует более глубокий уровень - диалог каждого участника, включая тренера, с самим собой. В позиции ведущего группы находит отражение феномен "двойного присутствия", он всс время существует как минимум в двух ипостасях - проводит тренинг и постоянно рефлексирует, задавая себе вопросы: что сейчас происходит? Зачем я это делаю? Какова цель? Тренинг - не только обмен опытом, но и рефлексия опыта. Инструментально это реализуется через процедуру обратной связи. Тренинг не случайно сравнивают с галереей "живых зеркал", и одна из задач тренера - следить, чтобы эти зеркала не стали кривыми. Внешний контур интеракции обусловлен влиянием тренинга, как составляющей программы обучения персонала компании, на корпоративную культуру и развитие организации в целом. Обучаясь действиям на модели, участники переносят полученный опыт и навыки на реальную жизнь (конечно, это происходит не всегда, а только в случае профессионально проведснного тренинга, целью которого и было получение подобного опыта). Сейчас много говорят и пишут о том, что тренинг формирует определснное мировоззрение, а не только умения. Таким образом, его интерактивность выходит за пределы группового занятия, распространяясь на организацию, которая является своеобразным полем для обмена действиями, реализации знаний и формирования общего видения.

Ещс один признак, характерный для современного тренинга, - это размытость границ. Во-первых, между психологией и менеджментом до сих пор ведутся горячие споры, кто - мать, а кто - мачеха (или отец) и что важнее - знать пирамиду потребностей Маслоу или разбираться в пирамидах финансовых. В результате признастся, что необходимо и то и другое, а тренер должен быть профессиональным психологом, практикующим бизнесменом и иметь степень MBA. Во-вторых, "засыпаны рвы" между субъектом и объектом обучения: преподаватель начинает лекцию со слов "я вас слушаю", тренер учится на опыте клиентов - "массы" (продавцов, секретарей) и "элиты" (топов, випов); тренеры учат тренеров; организации самообучаются. Любопытно, что философия тренинга не признаст категории истины - она ситуативна, контекстуальна и изменчива. Как часто ведущим бизнес-тренингов приходится объяснять заказчику, что не существует правильных ответов, что тренер не мудрый советчик и что работа по формированию инструментальных навыков: "делай раз, делай два, делай три" - не есть панацея от всех организационно-управленческих бед.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Человеческий капитал
Контекст
С фонарем в поисках человека
Анна Федорова
Миф о вечном возвращении
Интервью с Тахиром Базаровым
HR: для России, с любовью ...
Павел Малиновский
Хорошо забытые технологии
Вячеслав Глазычев
Кадровые "сэндвич-технологии"
Павел Малиновский
Среда
Перспективы HR в России
Дмитрий Павлов, Юлия Долгова
Надо ли бояться "охотников за головами"
Рустам Барноходжаев
Тренинг: состояние постмодерн
Мария Кузьмина
Как выиграть войну
Игорь Фандо
"Дни EPICA"в России"
Новости
Корпоративный пиарщик: должность или диагноз?
Практика
Лента Мебиуса
Борис Еремин
Ассессмент без ассессмента
Аркадий Кирсанов
Праздник в стенах офиса
Татьяна Старикова
От человеческого материала к человеческому капиталу
Елена Аксенова
Детектор лжи против криминала
Геннадий Аракелов
Кому доверить ваших сотрудников
Гули Базарова
Когнитивный диссонанс - ваш главный враг
Алексей Журавлев
Академия
От капитала физического к капиталу социальному
Петр Шихирев
Стресс-менеджмент: печальная необходимость
Анна Леонова
Альянс четвертой и пятой власти
Материал подготовлен редакцией
Проект Art Gallery
Информационно-аналитический центр "Новоком"
Агентство "Pro-Vision Communications"
Агентство "Четвертая власть"
Аналитическое агентство "New Image"
Книжный стенд
Пять принципов развития
Елена Аксенова
Управление студентами
Игорь Фандо
О культурологическом подходе и специфике российского бизнеса
Александра Некрасова


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.