Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2002/6/s/28


Надо ли бояться "охотников за головами"

Искусство head-hunting
Рынок кадровых услуг условно делят на две части: агентства по трудоустройству, которые берут деньги с потенциальных кандидатов, и хед-хантеры (head hunter - охотник за головами). Они зарабатывают за счет крупных компаний, для которых подбирают высококлассных специалистов. О том, кто такие "охотники за головами" и как с ними обращаться, - в материале ведущего хед-хантера России Рустама Барноходжаева.

Звонок в будущее

Итак, рынок кадровых услуг можно поделить в целом на две группы:

1. агентства по трудоустройству, которые направляют к клиентам кандидатов, найденных по рекламе и объявлениям;

2. компании по поиску и переманиванию специалистов (executive search; лучшего перевода пока никто не придумал), работающие без рекламы вообще и обращающиеся с предложением более интересной работы напрямую к специалистам.

Услуги executive search обычно стоят значительно дороже, чем услуги агентств. Это связано с тем, что консультанты тратят на выполнение заказа намного больше времени и, как правило, представляют на рассмотрение клиенту меньшее число кандидатов, что экономит его время и облегчает выбор. Cчитается, что квалификация кандидатов в этом случае значительно выше и они максимально соответствуют требованиям клиента. К услугам такого рода обычно прибегают при найме руководителей, от решений которых порой зависит вся политика и успех фирмы.

Дороговизна услуг по поиску специалистов приводит к тому, что заказчиками становятся фирмы, способные оплатить высокие гонорары без видимого ущерба для коммерческих операций. Таким образом, происходит искусственный отсев слабых фирм, что, в свою очередь, облегчает работу рекрутеров с потенциальными кандидатами: ведь предлагать специалисту перейти на работу в крупную и известную компанию легче, чем убедить его начать работать на малую фирму.

"Охота за головами" (этот бизнес называют и так) существует в цивилизованном мире уже более сорока лет. За такой длительный срок эта индустрия заняла достойное место в международном бизнесе и пользуется уважением как со стороны компаний, так и со стороны специалистов. Уж они-то знают, как на их карьере может сказаться звонок или письмо, полученное от рекрутера. Многие специалисты рады такому контакту, так как он косвенно признает их профессиональные качества и положение в мире бизнеса. При этом каждый понимает, что хед-хантер может предложить им дальнейший рост. Поэтому специалисты с радостью идут на контакт и готовы сотрудничать с рекрутинговой фирмой, хотя бы ради формирования у рекрутера хорошего впечатления о себе на будущее. Они думают о будущем и не живут только сегодняшним днем.

Идет охота...

Это все там. А у нас... все по-другому. Работа "охотника" затруднена на всех этапах выполнения заказа, начиная с его принятия. Некоторые руководители не осведомлены о разделении труда в кадровом бизнесе, и запрашиваемые высокие гонорары вызывают у них искреннее удивление. Многие не видят разницы между методами отбора кандидатов и порой готовы нанять на ответственный пост безработного, не задумываясь о том, почему он стал безработным. А ведь будь он хорошим специалистом, он вряд ли оказался бы "на полке".

Следующий этап выполнения заказа - поиск кандидата - изобилует неожиданностями, которые тяжело представить. В первую очередь, позвонив при поиске кандидата в какую-либо фирму, "охотник" иногда натыкается на прочный заслон, поставленный секретарями, персональными ассистентами или офис-менеджерами, которые в большинстве своем из чисто праздного любопытства, но иногда и по долгу службы выведывают все о звонящем. Некоторые готовы соединить немедленно, даже не дослушав до конца ответа на свой вопрос: порой кажется, что можно представиться марсианином, и это не вызовет у них никакого удивления, т. к. они интересуются персоной звонящего только выполняя должностную инструкцию. Но есть отдельные личности, берущие на себя право решать, кого можно подпустить к шефу, а кого нет. Иногда не помогает даже фраза "По личному вопросу".

После этих мытарств, ухищрений и уговоров, наконец, начинается разговор со "звездой". Здесь-то и появляются главные проблемы. Рекрутеру нужно выяснить ключевой вопрос: является ли его собеседник владельцем или пайщиком на фирме, или же он просто наемный работник. С хозяевами фирм разговор короткий - кроме усмешек, ухмылок и нетерпеливых замечаний с просьбой их больше не беспокоить всякими глупостями, от них ничего не услышишь. А вот с простыми смертными уже можно и поговорить. Но многих из них почему-то в первую очередь интересует не суть предложения, а то, как их нашли. Причем для них это становится смыслом жизни. Они даже готовы отказаться от разговора и предложения вообще, если им не назовут источник. Люди! Помните, ни один уважающий себя "охотник" не выдаст своих "наводчиков". Уж так устроена работа рекрутера, что он использует свои связи, контакты и знакомства для выхода на квалифицированных людей.

Не ссорьтесь с рекрутером

Никакой угрозы сотруднику, даже потенциальной, звонок рекрутера не несет. Мне могут возразить: вдруг это контроль со стороны руководства фирмы? Не следует исключать этот момент, но нужно всегда помнить: а стоит ли работать на фирму, которая не доверяет своим сотрудникам и способна заниматься такими провокациями. Работать в атмосфере всеобщей подозрительности и постоянных проверок - это мы уже проходили в прошлой жизни, и не хотелось бы это пережить снова.

По сути дела, наш звонок - это предоставление специалисту возможности сделать выбор: остаться на старом месте или посмотреть, что предлагает рекрутер. Причем на всех этапах специалист оказывается в выигрышном положении, так как в любой момент может отказаться от участия "в игре", если при более детальном рассмотрении он поймет, что его нынешнее положение лучше предлагаемой должности. Такое случается крайне редко, так как "охотник", готовясь к контакту с кандидатом, хорошо представляет положительные и отрицательные моменты в его работе. Кроме того, в случае отказа специалиста от предложения во время первого разговора у рекрутера всегда есть спасительный ход: просьба порекомендовать кого-либо из своего окружения. Для сотрудника, действительно не желающего менять работу, этот вопрос позволяет перевести дух, так как он понимает, что от него, наконец, отстали и можно дальше жить спокойно и даже облагодетельствовать кого-нибудь из своих знакомых хорошей рекомендацией. Для тех же, кто решил набить себе цену и поторговаться, такой поворот дела выглядит совсем нежелательным. Они, как правило, идут на попятную, всячески пытаясь снова привлечь к себе внимание рекрутера и стараясь при этом сохранить достоинство. Выглядит достаточно смешно.

Умные люди установили, что основной причиной перехода специалистов на другую работу является не уровень зарплаты, как это могло показаться на первый взгляд, а отсутствие интереса в работе, равно как и отсутствие перспектив роста.

Уж так устроен человек, что он постоянно совершенствуется. То, что в начале пути на новой работе казалось сложным и невозможным, через годик-другой решается уже машинально, мимоходом и без напряжения мозгов. Растет профессионализм, приходит автоматизм мышления, а вместе с ним и скука в работе. Нужно перебираться на следующий уровень. Вот здесь-то человек и вспоминает о том, что полгода назад "отшил" рекрутера, назойливо надоедавшего с каким-то предложением. Как быть? Признаваться в своих ошибках и идти на поклон - гордость не позволяет. Да и рекрутер неизвестно как поведет себя - ведь может и отказать. Многие очень тяжело психологически переживают отказ, особенно проработав длительное время на руководящем ответственном посту.

Не отказывайте рекрутерам, снизойдите до их уровня. Всегда помните: узок круг этих людей, тесен круг их общения. Между ними тоже идет "обмен мнениями", так могут и в "черный список" сгоряча занести, и потом ни в одном агентстве не примут.

Дата публикации: 02:10 | 29.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.