Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2002 / Человеческий капитал / Практика

Праздник в стенах офиса


Татьяна Старикова
эксперт "Центра кадровых технологий - ХХI век"
stuffmng@dol.ru
Версия для печати
Послать по почте

Happening в организации: корпоративный праздник или театр?
Произнесите слово "happening" перед зеркалом, и вы увидите, как ваши губы расплывутся в улыбке, а в глазах заиграют искорки счастья. Мы настолько привыкли к слову "happy" - "счастливый", что все слова, созвучные этому слову, ассоциируются у нас с чем-то радостным. Тем более в последние годы все чаще и чаще мы стали слышать слово "хеппенинг" среди художников и театральных деятелей, которые отождествляют его с авангардистским шоу. Нappening в переводе с английского, если быть предельно точными, означает "случай, событие". И происходит оно не от слова "happy", а от слова "to happen" - "случаться, происходить". Подробнее о том, что такое happening в организации,- в материале Татьяны Стариковой.


Что такое Нappening

Нappening - это событие, чаще спровоцированное, нежели организованное, где упразднено деление на зрителей и актеров. Все включены в действие. Нappening происходит только здесь и только сейчас. Свободно-творческие действия участников, спровоцированные инициатором (happy-менеджером), дают выход бессознательным побуждениям, которые никогда и ни при каких условиях невозможно повторить. Для happening нельзя написать точный сценарий, это диада сценария и импровизации. Нappy-менеджер сводит людей в пространстве happening, задает вектор движения, и именно между людьми, совместно творящими, происходит happening. Нappy-менеджер - это своеобразный катализатор процесса под названием "хеппенинг". Здесь каждый участник рассматривается как саморазвивающийся творец, который, раздвигая рамки реальной жизни, освобождаясь от стереотипов привычного поведения, возвышается до искусства жить в творческом действии. Нappening по своей природе не имеет единого стиля. Палитра happening простирается от серьезного до смешного. Happening - это смешение жанров, это многоплановость действия, это, если хотите, творческая авантюра, вызов человеческим маскам. Это, наконец, возможность каждому участнику не только снять, но и со-творить свою маску. Это - своя игра. Только хеппенинг дает человеку такую возможность - претворять свои фантазии в жизнь не в мечтах, а в действии. В этом и состоит глобальная цель happening - развитие действием.

Нappening - это скорее не корпоративный праздник, это событие на фирме, которое не обязательно должно быть привязано к определенной дате.

Нappening - готовый метод нематериального стимулирования, условие формирования лояльности работника по отношению к фирме. Человек всегда пытается продлить время, когда ему было хорошо.

Зачем это нужно

Можно выделить четыре цели Нappening .

- создание единой корпоративной культуры;

- создание единого эксклюзивного имиджа организации;

- формирование инновационных команд;

- развитие персонала.

Задачи, которые должен решать happening:

- обеспечение выработки единого стиля корпоративной культуры, направленного на создание позитивного имиджа организации;

- гармонизация отношений между формальной и неформальной структурами организации;

- психокоррекция внутрифирменного климата;

- формирование инновационного потенциала сотрудников;

- передача ценностей культуры от поколения к поколению;

- анализ влияния организационной культуры на инновации.

И как сверхзадача happening - создание единодышащей команды. Вспомним слова Марины Цветаевой: "Для полной согласованности душ нужна согласованность дыхания, ибо, - что дыхание, как не ритм души?". Команда только тогда будет командой, когда в ней есть "согласованность дыхания". Это не только позволит команде не только не распасться при первых конфликтах, но и даст ей мощный импульс для саморазвития.

Для выполнения данных задач happening реализует как минимум следующие функции:

- диагностическую (диагностика организационной культуры и психологического климата в коллективе);

- коммуникативно-информационную (достижение взаимопонимания и информированности);

- организационно-управленческую (обеспечение достижения целей организации и своевременное регулирование процессов).

Каким бывает happening

Наиболее характерными видами happening являются корпоративные праздники, ритуалы, презентации, вечера памяти. Целесообразность и эффективность проведения того или иного вида happening определяется стадией развития организации, спецификой стратегии, целями организации и социально-психологическими особенностями коллектива организации.

На стадии формирования организации happening происходят спонтанно и достаточно часто. Организация еще невелика, каждое событие - это праздник. Заключили первый договор, получили первую прибыль, прописали миссию организации, придумали логотип, просто у кого-то день рожденья - вот далеко не полный перечень поводов, которые можно отпраздновать. Для таких праздников и невозможно придумать сценарий. Это разговор душ, эмоций сотрудников, вовлеченных в единый процесс создания. Здесь нет безучастных. Здесь все включены в процесс празднования. Роль happy-менеджера минимальна. Он, скорее, равноправный участник, чем катализатор. Такой вид праздника можно охарактеризовать "посиделками".

На стадии интенсивного роста, когда главная цель организации - завоевание своего места на рынке, привлечение к себе внимания, основным видом happening является презентация. Только презентация может обеспечить создание эксклюзивного имиджа организации на рынке, повысить ее конкурентоспособность, привлечь новых клиентов. Искусство подготовки и проведения презентаций - это целая наука.

Когда организация уже завоевала свое место на рынке и технология ее отлажена, то happening проходит по плану. Все праздники расписаны по датам, названия утверждены, сметы составлены. Это рerformance, или спектакль, где существует единый сценарий. В рerformance наблюдается дистанцирование зрителей от непосредственных участников действия. Здесь, как и в организации, соблюдается жесткая иерархия. Выход за рамки воспрещается. Задача happy-менеджера - написание сценария, выдержанного в стиле корпоративной культуры организации и, соответственно, самого праздника, и неусыпный контроль за соблюдением правил проведения рerformance. До сих пор в наших, да и в западных компаниях, - это наиболее распространенный вид Нappening. Как правило, подобные праздники переходят в своеобразные ритуалы, в которых участвуют все: непосредственно или просто эмоционально.

А вот когда приближается кризис и необходимо создавать что-то новое, вот тут happening - главный помощник руководителя. Он сродни карнавалу. М. Бахтин. писал: "Карнавальное мироощущение обладает могучей животворной преобразующей силой и неистребимой живучестью". Здесь нет сценария, ролей, как в рerformance, здесь не преследуется цель представления чего-либо, как в презентации, здесь нет "замкнутого мирка", как на посиделках. Здесь идет процесс создания. Нетрудно что-то создать, но трудно достичь того состояния, в котором мы способны что-то создать. И задача happy-менеджера - создание атмосферы, в которой можно сотворить что-то свое. Происходит проецирование мыслей и образов на творческую реальность.

Тонкости организации happening

Существует два подхода к организации праздника - извне и изнутри. Внешний организатор - фирмы, специализирующиеся в области проведения корпоративных праздников. Внутренними организаторами, как правило, являются HR-менеджеры, или, как сейчас стали их называть, "культурные управленцы".

Внешний организатор берет на себя подготовку и проведение корпоративных праздников от "А" до "Я". И если с внешней атрибутикой праздника все, как правило, обстоит хорошо, то содержание всегда хромает. И это объяснимо. Человек со стороны не владеет "внутренним языком организации", общение при подготовке к празднику происходит лишь с непосредственным заказчиком, "культурным управленцем", в лучшем случае, с руководителем. Появление чужого человека на празднике, где каждый хочет немножечко расслабиться, может создать эмоционально-напряженную обстановку. Если сценарист по просьбе заказчика и предусматривает какие-либо роли для сотрудников, то распределение ролей происходит скорее директивно или добровольно-принудительно. Внешний организатор - пришел, провел и ушел.

Внешний организатор способен провести праздник, но не способен с помощью праздника помочь организации достичь тех целей, о которых шла речь выше.

Поэтому предпочтительнее доверить проведение happening специалисту из организации. Он знает корпоративную культуру, уже на предварительном этапе максимально вовлекает сотрудников, между которыми потом произвольно происходит распределение ролей. Эффект от такого happening максимален, а издержки минимальны.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Человеческий капитал
Контекст
С фонарем в поисках человека
Анна Федорова
Миф о вечном возвращении
Интервью с Тахиром Базаровым
HR: для России, с любовью ...
Павел Малиновский
Хорошо забытые технологии
Вячеслав Глазычев
Кадровые "сэндвич-технологии"
Павел Малиновский
Среда
Перспективы HR в России
Дмитрий Павлов, Юлия Долгова
Надо ли бояться "охотников за головами"
Рустам Барноходжаев
Тренинг: состояние постмодерн
Мария Кузьмина
Как выиграть войну
Игорь Фандо
"Дни EPICA"в России"
Новости
Корпоративный пиарщик: должность или диагноз?
Практика
Лента Мебиуса
Борис Еремин
Ассессмент без ассессмента
Аркадий Кирсанов
Праздник в стенах офиса
Татьяна Старикова
От человеческого материала к человеческому капиталу
Елена Аксенова
Детектор лжи против криминала
Геннадий Аракелов
Кому доверить ваших сотрудников
Гули Базарова
Когнитивный диссонанс - ваш главный враг
Алексей Журавлев
Академия
От капитала физического к капиталу социальному
Петр Шихирев
Стресс-менеджмент: печальная необходимость
Анна Леонова
Альянс четвертой и пятой власти
Материал подготовлен редакцией
Проект Art Gallery
Информационно-аналитический центр "Новоком"
Агентство "Pro-Vision Communications"
Агентство "Четвертая власть"
Аналитическое агентство "New Image"
Книжный стенд
Пять принципов развития
Елена Аксенова
Управление студентами
Игорь Фандо
О культурологическом подходе и специфике российского бизнеса
Александра Некрасова


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.