Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2002 / Человеческий капитал / Практика

Лента Мебиуса


Борис Еремин
заведующий кафедрой PR Международного института рекламы, президент Межународной рекламной ассоциации, главный редактор журнала "Советник"
info@sovetnik.ru
Версия для печати
Послать по почте

Неевклидовы начала HR и PR
Грамотный PR не может существовать без профессионального HR, впрочем, как и грамотный HR без профессионального PR. Эти два понятия, как две стороны ленты Мебиуса, соединяются в бесконечности - так считает заведующий кафедрой PR Международного института рекламы, главный редактор журнала "Советник" Борис Еремин, президент Международной рекламной ассоциации.


На пересечении

Внутреннее и внешнее пространства организации - не просто сообщающиеся сосуды. Это единое пространство субъект-субъектного взаимодействия со своей общественностью. При таком подходе корпоративное управление становится еще более сложным и ответственным делом, требующим необыкновенного (для нашего времени) сочетания высокого уровня интеллекта и коммуникативной компетентности. Прийти к согласию с той частью внутренней общественности, которую принято именовать персоналом, можно лишь в условиях взаимного доверия и понимания того, в какой степени каждый из этих двух субъектов является для другого ресурсом.

Тогда-то словосочетание "человеческие ресурсы" и приобретает истинный смысл. А управление человеческими ресурсами, прежде всего, означает управление взаимодействием с ними.

И тогда во главу угла встает PR - деятельность по организации и обеспечению коммуникации субъекта со своей общественностью.

В организации HR и PR современной структуры можно увидеть множество базисных положений, которые автор позволил себе назвать началами. В данной статье будут подробно рассмотрены лишь три из них.

Первое начало: общественность - парадоксальный конфликт ресурсов

Общественность организации на первый взгляд очень легко поделить на внешнюю и внутреннюю. К первой, естественно, относят клиентов данной организации, ее партнеров, властные структуры и СМИ, общественные организации и (если уж быть последовательными) конкурентов. Внутренняя - это персонал.

Но вот тут-то и возникают проблемы. На самом деле внутренняя общественность больше, чем просто сотрудники фирмы . К ней относятся также:

- сотрудники, не владеющие акциями;

- сотрудники-акционеры;

- топ-менеджмент;

- владельцы (акционеры), не участвующие в основной деятельности организации.

Кажется, никто не забыт, но здесь-то и кроется подвох.

К какой группе общественности (внутренней или внешней) можно отнести членов семей сотрудников и владельцев? Чьи интересы будет, прежде всего, соблюдать работник компании в случае развития внутреннего или внешнего конфликта (и не дай бог, экономического кризиса): корпоративные или семейные? Если теща банковского клерка по его рекомендации стала держать свои сбережения по месту работы любимого зятя, а у банка возникли серьезные проблемы, о которых руководство банка не хочет ставить в известность внешнюю общественность, то чью судьбу зять поставит на карту?

Второе начало: корпоративный имидж - пересечение интересов

Если главным в имидже мы будем считать его рукотворность, как это делают многие из тех, кого называют (или, точнее, кто сам себя называет) имиджмейкерами, мы рискуем прийти к противоречию, ибо имидж может быть даже у субъекта, имиджем которого никто не занимается. Поэтому не будем относить к создателям имиджа ни мастера по зеркалам, ни парикмахера, ни стилиста, ибо имидж - это не то, каким субъект хочет казаться, а то, каким его представляют другие.

Тут-то и возникает коварный восьмой (концептуальный) вопрос: хочет ли этого сам субъект? И другой коварный и не менее принципиальный вопрос: кто имеет право дать ответ от имени субъекта?

Трудность (при всей кажущейся для дилетанта простоте) заключена в том, что в конфликте находятся не только внутренняя и внешняя общественности, но и основные группы внутренней между собой. И решать эту проблему путем конфронтации, информационной войны, достижением победы любой ценой - себе дороже. Правда, это не всегда заметно в начале реализуемых проектов. И тактические выгоды кажутся существеннее стратегических.

Принято различать внутренний и внешний имидж, т. е. представления о субъекте внутренней и внешней общественности. Как говорилось, внутренняя общественность распадается на несколько групп, не пересекающихся и отличающихся не только функционально, но и по типам мышления, уровню образования, социально-психологическим стереотипам и пр.

В случае информационного дефицита, а также противоречивости имеющейся информации о субъекте (преднамеренной или непроизвольной) общественность склонна весьма неадекватно представлять себе сам субъект (кстати, внутренняя порой не менее внешней).

Так что имидж организации у внешней общественности непосредственно зависит от взаимодействия с ней персонала, владельцев и членов их семей.

Третье начало: взаимодополнение ресурсов

Итак, персонал фирмы - внутренний ресурс для внешнего PR. А значит, особое внимание следует уделить формированию корпоративной команды.

Но что такое командность работы?

В математической теории игр при введении понятия конфликта одновременно вводятся понятия коалиция действия и коалиция интересов. Будучи одной коалицией действия на внешнем рынке, организация на самом деле представляет собой пересечение множеств, называемых коалициями действия (функционально). Но все множество работающих в ней и владеющих ею распадается на несколько различных подмножеств, называемых коалициями интересов. Причем, как легко заметить, разбиение на эти два типа коалиций не только не совпадает, но каждый сотрудник (или владелец) может оказаться в нескольких одновременно.

Таким образом, командность - это (в том числе) то, как сотрудники (и владельцы) вместе видят организацию в целом (как они понимают ее деятельность, тактику и стратегию, миссию и даже выбранную форму корпоративного стиля).

Формирование корпоративной команды - это формирование организации как коалиции действия, основанной на взаимодополнении интересов ее участников, что невозможно без знания интересов друг друга. Корпоративное управление предполагает создание мотивации участников коалиции, действия на информационную открытость по поводу своей включенности в различные коалиции интересов, дабы обеспечить длительную непротиворечивость этих интересов.

Но существует проблема привлечения профессионалов, число которых не столь велико. И достаточно трудно найти подходящего специалиста, соответствующего организации по всем значимым параметрам:

- профессионализм,

- соответствие по интересам,

- психотип.

Вот здесь-то и возникает PR как внешний ресурс для решения внутрикомандных проблем. Достигнутое с его помощью согласие с внешней общественностью позволяет обеспечить более эффективный поиск профессионалов, имидж организации у которых заведомо не будет далек от реальности и ее внутреннего имиджа.

Когда пространство как минимум трехмерно

В одномерном пространстве административного командования организацией всегда найдется место службе кадров и пропаганде. Они здесь востребованы. И от предложений специалистов широкого и узкого профиля нет отбоя.

В двухмерном пространстве компромисса персоналом начинают управлять, а во внешних отношениях появляется маркетинг (в том числе и маркетинг персонала).

Но мир как минимум трехмерен, а плоскости не только параллельны. Никакое решение в нем не бывает однозначным, никакая фигура не делит его пополам. Дилемма "наши - не наши" теряет смысл. В информационном пространстве организации появляется страшная для командиров информационная полнота, которую контролировать не удается (хотя многим очень хочется). И тогда-то службы персонала становятся службами HR, а стратегическое корпоративное управление из маркетингового перерастает в полномасштабный PR. Персонал перестает быть для управления лишь говорящим инструментом, и возникает скоординированное управление равноправным взаимодействием корпорации с внешней и внутренней общественностью.

Лист Мебиуса замкнулся. Пространство атома стало бесконечным.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Человеческий капитал
Контекст
С фонарем в поисках человека
Анна Федорова
Миф о вечном возвращении
Интервью с Тахиром Базаровым
HR: для России, с любовью ...
Павел Малиновский
Хорошо забытые технологии
Вячеслав Глазычев
Кадровые "сэндвич-технологии"
Павел Малиновский
Среда
Перспективы HR в России
Дмитрий Павлов, Юлия Долгова
Надо ли бояться "охотников за головами"
Рустам Барноходжаев
Тренинг: состояние постмодерн
Мария Кузьмина
Как выиграть войну
Игорь Фандо
"Дни EPICA"в России"
Новости
Корпоративный пиарщик: должность или диагноз?
Практика
Лента Мебиуса
Борис Еремин
Ассессмент без ассессмента
Аркадий Кирсанов
Праздник в стенах офиса
Татьяна Старикова
От человеческого материала к человеческому капиталу
Елена Аксенова
Детектор лжи против криминала
Геннадий Аракелов
Кому доверить ваших сотрудников
Гули Базарова
Когнитивный диссонанс - ваш главный враг
Алексей Журавлев
Академия
От капитала физического к капиталу социальному
Петр Шихирев
Стресс-менеджмент: печальная необходимость
Анна Леонова
Альянс четвертой и пятой власти
Материал подготовлен редакцией
Проект Art Gallery
Информационно-аналитический центр "Новоком"
Агентство "Pro-Vision Communications"
Агентство "Четвертая власть"
Аналитическое агентство "New Image"
Книжный стенд
Пять принципов развития
Елена Аксенова
Управление студентами
Игорь Фандо
О культурологическом подходе и специфике российского бизнеса
Александра Некрасова


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.