Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2002/6/k/19


О культурологическом подходе и специфике российского бизнеса

Англоязычные бизнесмены занимаются business, немцы вкладывают силы и время в развитие geschaft, и нет у проклятых басурманов проблем с самоопределением, а вот у представителей российского делового мира четкого определения деятельности, "дела" не существует. Чтобы понять, каковы цели деятельности и цели взаимодействия людей, занимающихся business, Петр Шихарев предлагает свое видение деловой культуры.

Бизнес=дело?


П.Н. Шихирев
Введение в российскую деловую культуру: Учеб. пособие./Гос. Ун-т управления; Нац. Фонд подготовки фин. и управленческих кадров.
ОАО "Типография "Новости"", Москва, 2000. Тираж 3000 экз.

Попытка описать проблематику российской деловой культуры (РДК), отталкиваясь от мировой практики,предпринимается не первый раз, однако данное пособие, в отличие от адаптированных учебников, делает акцент на выявление исторических и современных особенностей, обусловивших возникновение РДК. Особенность книги в том, что отношения между субъектами делового пространства рассматриваются с позиций культурологии. Автор дает читателям программу-максимум:

- разобраться в том, что есть РДК, каково ее содержание, функции, механика действия в системе управления;

- приобрести видение проявлений и проблем РДК в поведении индивидуума и организации в целом и уметь формулировать их решение с учетом местной специфики;

- приобрести навыки кросс-культурного менеджмента путем сравнительного анализа культур разных стран;

- овладеть приемами и навыками по изучению и формированию деловой культуры.

"Удар по бессмысленности... российских бизнесменов"

"Введение в российскую деловую культуру" состоит из четырех разделов. В первом, - теоретическом, сделан акцент на социально-психологическом аспекте деловых отношений. Рассматривается соотношение между деловой культурой и культурой в целом. Образы и стереотипы, символы, ритуалы, традиции - все это формы существования деловой культуры. Во втором разделе существующие образы РДК рассматриваются и сопоставляются с реальными фактами, дается понимание того, почему базовые отношения русского делового человека уже в далеком прошлом строились под тактические, краткосрочные цели, описываются исторические предпосылки развития РДК.

Третий раздел посвящен анализу деловых отношений между Россией и США. Сейчас, когда более 40% товаров и услуг в мире производится смешанными компаниями наряду с интеграционными экономическими и социально-политическими процессами в мире, не менее интенсивно развиваются процессы социокультурной дифференциации. С помощью подходов кросс-культурного, сравнительного менеджмента рассматриваются вызовы глобальной культуры и возможности, благодаря которым бизнесмены разных стран могут достичь взаимопонимания.

"Будущее уже наступило, но мы его либо не замечаем, либо не готовы в нем жить"

Четвертый раздел, научно-практический, отвечает на вечный вопрос: "Что делать?" Жить настоящим, помня о прошлом, и действовать, думая о будущем, предлагается российскому бизнесмену, делающему выбор между ценностями-целями и ценностями-прибылью. Для того, чтобы наше общество развивалось дальше, необходимо развитие российского предпринимательства, которое должно быть готово к новым вызовам и новым возможностям времени.

Дата публикации: 10:10 | 29.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.