Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2002/6/k/18


Управление студентами

Учебник нового поколения
"Как правило, реализация студенческой мечты связана со словом профессора, которому внимаешь со всем уважением и почтением. Когда же остаешься один на один с собой в попытке наилучшим образом понять предмет, то начинаешь думать об учебнике, который бы мог стать интересным собеседником и помощником" - именно так, несколько идеалистически, в предисловии ко второму изданию авторы учебника "Управление персоналом" описывают основную аудиторию этой книги - студентов.

Идеализм как необходимое условие


Гусев Д.Г., Матвейчкнко О.А., Хазеев Р.Р., Чернаков С.Ю.
Современное социальное программирование. Alex J. Bakster Group, 2002

Не у всех современных студентов реализация их мечты связана со словом профессора, и, выйдя из аудитории, студенты мечтают отнюдь не об учебнике. Однако, прочитав "Управление персоналом" до конца, понимаешь, что, возможно, именно с таких, идеалистических позиций и нужно писать книги для студентов, которые выбрали специальность по призванию и действительно мечтают о мудром друге. Одна из основных способностей менеджеров по управлению персоналом - подбор правильного человека на правильное место. В данном случае должно лишь выполняться условие, что сами студенты, будущие менеджеры, находятся на своем месте. Только для такого студента можно написать учебник, о котором мечтает сам преподаватель.

Метафорическое представление о содержании второго издания учебника по управлению персоналом дают эпиграфы, скрупулезно подобранные к каждой главе и к каждому параграфу. "Ему нравилось не то, о чем читал он, но больше само чтение, или лучше сказать, процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что и значит" - так звучит цитата перед списком литературы, дискредитируя процесс получения знаний.

Вся книга разделена на восемь глав; первые три носят скорее теоретический характер. В них рассказывается об истории развития HR, существующих подходах к управлению человеческими ресурсами и т. д. Однако студенты считают бесполезным учебник, предлагающий лишь общие теоретические рассуждения о том, в каком направлении должен развиваться HR. Они, как правило, предпочитают читать о конкретных методах и технологиях. Авторы "Управления персоналом" сумели это предугадать. Четвертая, пятая и шестая главы предлагают конкретные технологии управления человеческими ресурсами: начиная с того, как высчитать стоимость конкретного специалиста, и заканчивая анализом этапов проектирования кадровой политики. Авторы завершили книгу соотнесением HR и двух других популярных сегодня дисциплин: PR и конфликтологии, не без основания полагая, что эти сферы тесно взаимосвязаны, и изучать одну из них, не имея представления о другой, бессмысленно.

Если бы я был студентом, я действительно бы мечтал о такой книге, в которой есть все: теория и практика. Для "ленивых" - "резюме" в конце каждой части. Прочитав его в ночь перед экзаменом, можно будет легко ответить на "контрольные вопросы", предлагаемые там же. Для любознательных - "словарик" и "практикум" в конце учебника.

Книга полезна и молодым преподавателям, особенно в регионах: она поможет не только подобрать интересные факты для лекций, но и материал для практических занятий.

Векторы развития HR

Тем не менее для изменения отношения к кадровой политике, безусловно, надо менять установки и представления работников кадровых служб. Данный учебник не только описывает историю, предлагает какие-то более или менее известные приемы управления людьми, но и задает приоритетные направления развития этой области. По всей видимости, можно утверждать, что те, кто в своей работе будет руководствоваться положениями этого издания, при сознательном отношении к прочитанному войдут в новое поколение менеджеров по HR.

Описывая существующие модели кадрового менеджмента в процессе эволюции, книга определяет приоритетные направления развития. В первую очередь это переход от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами. При таком подходе представители кадровых служб входят в правление компании и все их действия направлены на удовлетворение потребностей организации; менеджеры осознают необходимость инвестиций в человеческий капитал; работник становится целью кадровой политики, а не средством достижения других целей.

Дата публикации: 10:10 | 29.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.