Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2002/6/a/8


От капитала физического к капиталу социальному

В глобальном обществе меняется власть
Сегодня грамотное управление становится все важнее для организации. Причем речь идет не только об управлении физическим и человеческим капиталом, но и об управлении капиталом социальным. Уже давно подсчитано, что 70-80% цены при продаже фирмы составляет ее репутация. Подробнее об эволюции теории и практики управления социальным капиталом в материале доктора психологических наук, профессора, директора Центра социальных и психологических исследований Высшей школы международного бизнеса АНХ при Правительстве РФ Петра Шихирева.

Экономика становится неосязаемой

История экономической теории и практики - это история движения от познания и преобразования чувственно осязаемых объектов и процессов к объектам и процессам все менее осязаемым, а также от объектов и предметов к отношениям между ними. Эта эволюция отражает поистине тектонические сдвиги в том, что Питирим Сорокин назвал сменой социокультурного типа. В четырехтомном исследовании "Social and Cultural Dynamics" (1962) он доказывает, что западная культура стоит накануне смены чувственного (вещно-ориентированного) типа, господствовавшего последние шесть веков, на тип интегральный, в котором синтезируются ориентации на материальные и идеальные сущности. Доказательства реальности такой смены и точности прогноза П. Сорокина в изобилии содержатся в исследовании современного американского футуролога А. Тоффлера "Смена власти", в котором он убедительно показывает, как власть физической, военной силы (власть меча) в истории человечества уступает место власти экономической (власти денег), которая, в свою очередь, сменяется властью знания (властью информации).

Похоже, что в многовековом споре идеалистов ("В начале было слово") и материалистов ("Бытие определяет сознание") обе стороны были одновременно правы и не правы. Наиболее адекватной оказалась третья, синтезирующая позиция: регулятором социального бытия является культура - комплекс систем ценностей, норм, знаний и символов, детерминирующий жизнедеятельность социальной общности любого размера - от группы из двух человек до человечества. Культура, таким образом, - это третья реальность, синтез материального и духовного (идеального) начал, это коллективная программа, которая реализуется, развивается и изменяется через деятельность живых, реальных людей и социальных групп - носителей культуры.

Обратимся теперь в свете сказанного к более конкретной дисциплине - экономике, а точнее - к проблеме, обозначенной в заголовке данной статьи. Вот как о том же переходе от вещей и объектов к отношениям между ними говорит один из наиболее авторитетных специалистов по проблеме социального капитала - Дж. Коулман: "Если физический капитал полностью осязаем, будучи воплощенным в очевидных материальных формах, то человеческий капитал менее осязаем. Он проявляется в навыках и знаниях, приобретенных индивидом. Социальный же капитал еще менее осязаем, поскольку он существует только во взаимоотношениях индивидов. Так же как физический и человеческий капиталы, социальный капитал облегчает производственную деятельность. Например, группа, внутри которой существует полная надежность и абсолютное доверие, способна совершить много больше по сравнению с группой, не обладающей данными качествами" (курсив мой. - П.Ш.).

Социальный капитал - это качество социальных связей

Развивая формулировку Дж. Коулмана, следует подчеркнуть следующее. Социальный капитал не просто "облегчает" производственную деятельность. Он становится определяющим, и самое главное, обладает гораздо большим потенциалом по сравнению с физическим и человеческим капиталом. На первый взгляд, трудность доказательства этого утверждения кроется именно в большей неосязаемости социального капитала, но то же самое говорилось и о человеческом капитале по сравнению с физическим, пока не были разработаны соответствующие системы оценок.

Однако можно подсчитать, какой экономический, выразимый в осязаемых цифрах ущерб может нанести организации дефицит ее социального капитала: например внутренний конфликт или атмосфера подозрительности, отсутствие доверия руководителей к подчиненным и наоборот. Эти цифры вполне могут оказаться еще более внушительными, чем те, в которых выражается величина физического или человеческого капитала.

Значение социального капитала

Социальный капитал, так же, как физический и человеческий, обладает определенными качествами, измеряемыми рыночной стоимостью (ценой). Кроме того, как и любой другой, социальный капитал имеет свойство возрастать, или, напротив, обесцениваться, т.е. увеличиваться или уменьшаться в зависимости от своего положения в системе социальных, рыночных отношений между субъектами социального процесса.

Например, люди старшего поколения хорошо помнят, что для них значили в сугубо практическом, экономическом плане связи с "нужными людьми": чиновниками государственного и партийного аппарата, прочими "слугами народа", мясниками, продавцами обувных отделов, автомеханиками и т. п. По мере возрастания роли рыночных отношений и исчезновения дефицита товаров одновременно с появлением дефицита средств для вхождения в потребительский рай у многих людей, роли бывших персонажей кардинально изменились. Самыми дорогими и высокооплачиваемыми стали профессии юриста и финансиста. Позиции и стоимость чиновничества лишь незначительно пошатнулись, поскольку бюрократии удалось сохранить мертвую хватку опять же благодаря сохранению позиций в системе циркуляции власти. Напомним крылатое выражение первых лет перестройки: "Меня назначили миллионером". В целом значение социальных связей возросло повсеместно: в экономике, политике, общественной жизни.

Выводы для специалистов по HR

Резюмируя, следует отметить следующее:

1. Потребность в специалистах по развитию и культивированию социальных связей (социального капитала) - личных, институциональных и прочих - будет неуклонно расти. При этом надо уточнить: в работе с кадрами будет недостаточно просто переименовать традиционного кадровика в "менеджера по HR", а скороспелого рекламщика в "менеджера по PR". Этих специалистов надо готовить целенаправленно, с учетом самых современных знаний в соответствующей области. Одной из таких областей, незаслуженно заброшенной, является работа с внутренними общественными связями, которыми раньше занимались партия, комсомол и профсоюзы.

2. Теоретической основой для работы с социальным капиталом вполне могут служить разработки в области социальной психологии как науки о роли психологических факторов в социальном процессе, который есть не что иное, как движение системы социальных связей, осуществляющееся посредством обмена образами, в которых зафиксированы позиции и ценности участников этого процесса, их отношение (оценка) к отношению (связи).

3. В ближайшем будущем возрастет роль морально-психологической стороны социального взаимодействия, этики социальных отношений, образующей ядро социального капитала. Как следствие этого, на первый план выдвинутся такие реалии жизни организации, как доверие, порядочность, лояльность и другие, еще менее осязаемые феномены.

4. Их роль станет ключевой по мере смены: а) традиционно устойчивых во времени и пространстве взаимосвязей связями временными (адхократическими), б) жестко фиксированных вертикальных иерархических структур преимущественно горизонтальными сетями, создаваемыми для выполнения конкретных задач и проектов. Работа в "пирамидах" уступит "сетеванию" (networking).

5. В практическом плане необходимым условием осознанного изменения организации станет опора на социокультурную специфику контекста, в котором организация функционирует.

6. Учитывая, что российская деловая культура является по преимуществу "отношенческой", а не "предметно-ориентированной", можно предсказать большую практическую перспективу эволюции традиционно фрагментарного подхода к видам капитала (отдельно к физическому, отдельно к человеческому) в сторону системного анализа и управления социальным капиталом с акцентом на его этическое ядро, оценочное отношение к социальным связям.

7. В связи с "принудительным" характером процесса глобализации и интернационализации, общественные связи приобретают все более выраженный кросс-культурный (или точнее - транскультурный) характер. Отсюда - возрастающее значение кросс-культурных исследований.

Дата публикации: 10:10 | 29.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.