Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2002 / Человеческий капитал / Академия

Альянс четвертой и пятой власти


Материал подготовлен редакцией
soob@expert.ru
Версия для печати
Послать по почте

Пиарщики и редакторы удивительно легко находят общий язык. Особенно финансовый
"Заказуха"- это не только российская проблема. По данным последнего исследования, проведенного IPRA, печатные и электронные СМИ во многих странах мира (особенно в Южной и Восточной Европе, а также в Центральной и Южной Америке) изобилуют заказными статьями и другими нарушениями профессиональной этики. Не избежали этого и другие государства, а в странах, где подобные проблемы кажутся наименее вероятными, они принимают все более и более сложные формы. Мы публикуем краткий отчет об исследовании прозрачности СМИ и соблюдения профессиональной этики пиарщиками в различных странах мира.


Непрозрачные СМИ

В рамках недавно запущенной IPRA Международной кампании за информационную прозрачность (Campaign for Media Transparency,ICMT) респонденты должны были ответить, соблюдают ли, по их мнению, средства массовой информации в их странах определенные этические стандарты. В онлайновом исследовании приняли участие 242 профессионала в области PR и коммуникаций, в основном сотрудники местных или интернациональных консалтинговых фирм.

Наиболее часто упоминаемые проблемы:

- требование платы за публикации новостных релизов и тематических статей,

- обмен новостных релизов компаний на платную рекламу в издании,

- публикация в редакционном материале рекламной информации,

- появление того или иного материала в результате давления или оплаты со стороны третьего лица и требование платы за отказ от публикации некоторых материалов.

Профессионалы в области PR в 52 странах ответили на вопрос, каким образом обычно появляются на свет редакционные материалы в их странах: в результате оценки редакцией работы журналиста или же в результате давления либо оплаты со стороны третьих лиц. Почти две трети (63%) респондентов в Восточной Европе полагают, что практика "заказухи" в их странах - это частое явление. Из них 37% на вопрос, насколько часто средства массовой информации объективны, ответили "иногда", 17% ответили "редко" и 9% -"никогда". В то же время, в Южной Европе, Африке и на Ближнем Востоке 40% респондентов считают, что подобная политика соблюдается редко, причем 5% опрошенных в Южной Европе и 6,7% в Африке утверждают, что она "не соблюдается вообще". Регионами с наибольшей информационной прозрачностью оказались Азия, Северная Америка, Австралия и Северо-западная Европа, где, соответственно, 68, 65, 60 и 58,8% респондентов признали, что политика "всегда" или "обычно" соблюдается.

Продажные СМИ

Хартия IPRA об информационной прозрачности требует, чтобы в случае получения работниками редакции продукции, компенсации проживания или дорожных затрат, необходимых для оценки того или иного продукта или услуги, этот факт должен быть четко указан в последующем материале. Это правило часто не соблюдается. Респонденты должны были ответить на вопрос, имеют ли редакции в их стране "письменно зафиксированную политику, касающуюся вопросов предоставления бесплатных образцов, подарков и скидок на материалы". Практически все респонденты (92%) в США и Канаде ответили на этот вопрос положительно. Однако 73% опрошенных в Африке и на Ближнем Востоке, 59% в Центральной и Южной Америке, 50% в Восточной Европе и 55% в Южной Европе признали, что подобной политики не существует. В Северо-западной Европе 5% опрошенных дали отрицательный ответ, а 81% отметили, что подобная политика соблюдается "обычно" или "всегда".

Жак Дина, президент IPRA в 2002 г. и член совета по ICMT, подчеркивает: "Члены нашей организации обязуются не представлять конкурирующих интересов и не заключать договоров, сумма оплаты по которым зависит от достижения того или иного результата. Это в первую очередь касается того, что вознаграждение PR компании не должно зависеть от типа или объема информации, появившегося в средствах массовой информации". У человека, знакомого с российской практикой, подобные утверждения могут вызвать ироническую улыбку.

Достаточно интересный вопрос, берут ли СМИ взятки за отказ от публикации материала. Исследование показало вполне предсказуемые результаты.

Неэтичные СМИ

Исследование показало, что во многих странах нарушения этики в СМИ довольно частыи проявляются в разных ситуациях. Наиболее распространенные нарушения этики, выявленные IPRA, заключаются в следующем:

- Журналист, находящийся на постоянной работе в издании, нанимается, явно или тайно, компанией или PR-агентством. Этот случай наиболее распространен в Восточной Европе и Африке, а также на Ближнем Востоке, где 27% респондентов считают, что это происходит "часто" и"все время".

- Рекламное агентство присылает пресс-релиз в отдел продаж издания с целью заставить редакцию использовать рекламный материал. В этом случае хуже всего дела обстоят в Центральной и Южной Америке, где 47% респондентов согласны, что это происходит почти все время.

Таблица

    
    

Хартия IPRA об информационной прозрачности

Члены IPRA соблюдают три кодекса - кодекс IPRA о профессиональном поведении, международный кодекс этики IPRA и хартию IPRA о коммуникациях в сфере охраны окружающей среды. Члены IPRA ожидают от редакций соблюдения следующих положений:

1) Редакционный материал. Редакционный материал выходит в результате оценки редакцией работы журналистов, но не в результате оплаты наличными или другим образом, а также бартерной сделки, исходящей от третьей стороны.

2) Определение. Редакционный материал, вышедший в результате оплаты наличными или другим образом, а также бартерной сделки, исходящей от третьей стороны, однозначно определяется как реклама или платный promotion.

3) Подстрекательство. От журналистов или сотрудников редакции не должно исходить никаких предложений, подразумевающих выпуск редакционного материала при вовлечении каких-либо иных средств, кроме работы сотрудников редакции.

4) Образцы. Третья сторона может предоставлять журналисту образцы и примеры товаров и услуг, в случае, если необходимо оценить, попробовать или использовать товар или услугу чтобы вынести объективное суждение. Продолжительность подобной пробы должна быть оговорена заранее, все товары и услуги, предоставленные в качестве образцов, должны быть возвращены после пробы.

5) Политика поведения. Редакция должна выработать политику поведения, касающуюся получения ее журналистами или другими сотрудниками подарков или скидок на товары и услуги от третьей стороны. Журналисты и другие сотрудники редакции должны быть ознакомлены с политикой поведения и письменно подтвердить согласие с ней. Политика поведения должна быть открыта для ознакомления.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Человеческий капитал
Контекст
С фонарем в поисках человека
Анна Федорова
Миф о вечном возвращении
Интервью с Тахиром Базаровым
HR: для России, с любовью ...
Павел Малиновский
Хорошо забытые технологии
Вячеслав Глазычев
Кадровые "сэндвич-технологии"
Павел Малиновский
Среда
Перспективы HR в России
Дмитрий Павлов, Юлия Долгова
Надо ли бояться "охотников за головами"
Рустам Барноходжаев
Тренинг: состояние постмодерн
Мария Кузьмина
Как выиграть войну
Игорь Фандо
"Дни EPICA"в России"
Новости
Корпоративный пиарщик: должность или диагноз?
Практика
Лента Мебиуса
Борис Еремин
Ассессмент без ассессмента
Аркадий Кирсанов
Праздник в стенах офиса
Татьяна Старикова
От человеческого материала к человеческому капиталу
Елена Аксенова
Детектор лжи против криминала
Геннадий Аракелов
Кому доверить ваших сотрудников
Гули Базарова
Когнитивный диссонанс - ваш главный враг
Алексей Журавлев
Академия
От капитала физического к капиталу социальному
Петр Шихирев
Стресс-менеджмент: печальная необходимость
Анна Леонова
Альянс четвертой и пятой власти
Материал подготовлен редакцией
Проект Art Gallery
Информационно-аналитический центр "Новоком"
Агентство "Pro-Vision Communications"
Агентство "Четвертая власть"
Аналитическое агентство "New Image"
Книжный стенд
Пять принципов развития
Елена Аксенова
Управление студентами
Игорь Фандо
О культурологическом подходе и специфике российского бизнеса
Александра Некрасова


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.