Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2002 / Бизнес-сообщество как субъект развития общественных связей / Среда

Не у каждого бизнеса есть будущее


Интервью с Сергеем Михайловым
prpost@m-p.ru
Версия для печати
Послать по почте

Каким будет ответ бизнес-сообщества на вызовы времени?
Любое сообщество является субъектом развития общественных связей. Для бизнес-сообщества этот тезис становится особенно актуальным сегодня, когда оно прошло период "тинейджерского" капитализма и задумалось о том, как грамотно строить свои отношения с обществом и властью. О том, нужно ли создавать положительный образ бизнес-сообщества, и о том, кто это может сделать, в интервью с Сергеем Михайловым, управляющим партнером Агентства "Михайлов и Партнеры".


- Можно ли говорить о том, что бизнес-сообщество является субъектом развития?

- Любое сообщество может быть субъектом развития. А если мы говорим о бизнесе, то он живет в двух рамках: с одной стороны, его развитие регулируется государством; с другой стороны, бизнес сам регулирует себя.

Характерная черта "тинейджерского" капитализма - ощущение, что каждый делает бизнес для себя. Именно так казалось несколько лет назад. Но сейчас бизнес переходит в новую стадию: становится понятно, что есть интересы, важные для всего бизнеса в целом, поэтому формируется бизнес-сообщество.

Продолжает существовать конкуренция на уровне технологий, маркетинга, инвестиций в персонал, обучения, но на первый план выходят некие общие законы бизнеса. Сегодня становится понятно, что первые лица должны взаимодействовать в любом случае, потому что есть огромное количество проблем, общих для всего цеха. Поэтому бизнес-сообщество развивается через собственные общественные организации, профильные отраслевые объединения. В мире их миллионы, в одной только Америке - тысячи. Они выражают мнение бизнес-сообщества, отстаивают его интересы, отвоевывают "куски" у государства. Иногда нужно быть включенным в какую-то единую структуру, чтобы 99,99% проблем решалось одним звонком. Например, так это делается в Израиле, где все - родственники, все учились вместе, и оказывается, что тот пост, на котором находится человек, который может решить все твои проблемы, занимает твой сокурсник. При таком раскладе конфликты не переходят в критическую стадию, потому что существует защищенность от силового способа их решений.

- Нужно ли бизнес-сообществу развивать общественные связи?

- В завтрашнем мире будут существовать два вида компаний: быстрые и мертвые. Любой бизнес завязан на людей, он интегрирован с людьми: от начала и до конца. Понятно, что роботы не заменят людей, а интернет не поглотит и не заменит реальный мир. Я всегда относился с сомнением к бизнесу, который заканчивается, как только вынимаешь вилку из розетки. Интернет сейчас - просто одна из инфраструктур. Можно ходить пешком, а можно ездить на машине. Можно с интернетом, а можно без него. Но с интернетом мир другой, потому что появились другие каналы передачи информации и изменилась скорость ее передачи. Общественные связи пронизывают все, и без их развития невозможно развитие бизнеса. Потому что вы любыми своими действиями упираетесь в интересы тех или иных групп предпринимателей. Так или иначе, вы работаете с этими интересами, работаете с мнениями.

Существует гипотеза, что развитие общественных связей, PR, рекламы и promotion - основа общества профессиональных потребителей. Хотя бы потому, что реальные грани отличий между, скажем, 486-м компьютером и Pentuim уже стерты. Люди меняют телевизор не из-за того, что он сломался, а потому что появился другой телевизор, более надежный и современный. По этой же причине меняются машины. Так что в конечном счете бизнес зависит от покупателя, клиента. А бизнес, который "зациклен" на клиенте, живет и эффективно развивается только скоординировано - в сообществе.

- Итак, любой бизнес ориентирован на клиента? А насколько российский бизнес уже сейчас осознает это?

- Клиентоориентированная форма бизнеса (контакт с клиентом, диалог, мгновенная реакция на потребности клиента) - единственная на сегодня эффективная форма существования бизнеса. Осознание этого - вещь неизбежная. Со временем социальные вопросы начнут решать все российские компании. Уже нельзя не обращать внимания на экологические, социальные проблемы, уже нельзя от них откупаться благодаря хорошим отношениям с губернатором. Пора развивать социальную работу, выстраивать отношения с местным сообществом, иначе развитие затормозится.

Более того, в большинстве случаев крупная компания в регионе - это начало, середина и конец жизни для всех. Потому что она градообразующая, бюджетообразующая, ВСЕ образующая. И соответственно, люди связаны с этой компанией с момента рождения до момента смерти. А если они уезжают из этого региона, то часто тоже на деньги этой компании.

- Несмотря на то что бизнес - относительно новый вид массовой деятельности для России, в обществе сложились какие-то устойчивые представления о бизнесе как о социальном институте, как о деятельности в широком смысле этого слова. Можно ли этими образами управлять?

- Я думаю, что любым образом можно и нужно управлять. Кто может быть субъектом управления? На мой взгляд, государство. Но не посредством жесткого управления сверху, что, кстати, и невозможно, а посредством формирования среды, в которой смогут развиваться институты, создающие образ бизнеса: деловая пресса, отраслевые ассоциации и т.д.

- Есть мнение, что образ "нового русского" был искусственно создан и запущен. Якобы этот персонаж родился в газете "Коммерсантъ"?

- В газете "Ъ" родился термин. А образ? Нельзя придумать образ, которого не существует в жизни. Он должен опираться на какие-то представления. Образ "нового русского" иллюстрировал собой определенный тип людей, которых я на самом деле видел везде. Они реально носили малиновые пиджаки. Так что образ взят из жизни.

- Можно предположить, что кто-то управлял этим образом?

- Нет, я не думаю, что им управляли. Управлять образом бизнес-сообщества должны государственные институты и крупные бизнес-объединения. Государство неизбежно к этому подойдет. Образ бизнес-сообщества является неотъемлемой частью образа страны в целом и неизбежно сказывается на инвестиционном климате. Таким образом, управление этим образом связано с процессами развития экономики в целом.

Вместе с тем, повторяю, невозможно действовать только сверху. Никто не будет ждать, когда государство начнет эту политику проводить. Если у меня переговоры в Лондоне и мне нужно, чтобы группа людей в Лондоне имела обо мне представление как о порядочном деловом партнере, я буду стараться, чтобы такое представление обо мне у них сложилось. Для этого мне нужен я сам, чтобы транслировать этот образ, мне нужна моя культура, мое образование, люди, которые со мной работают, меня окружают, моя одежда и т.д. Но главное - те, с чьей помощью я могу транслировать этот образ. Это СМИ.

- Кажется ли вам продуктивным путь формирования образа бизнес-сообщества через формирование образов отраслей?

- Формирование целостного образа бизнеса - действительно большая проблема. Но ее нельзя решить путем разнарядки. Нужно просто прожить какое-то время, чтобы процесс начался одновременно во всем сообществе. То, что происходит сейчас в сфере социальной политики в ЮКОСе или где-то еще, невозможно было бы представить себе в 1991 году. Определенному этапу развития общества, страны, бизнеса соответствуют определенные явления и процессы. Поэтому наступает момент, когда нефтяные компании реализуют свои интересы, не нападая друг на друга, а улучшая качество своих рабочих мест и атмосферу в компании, думая о карьере сотрудников, создавая новые департаменты. Сейчас принято говорить, что стены корпораций сделаны из стекла и бетона. Невозможно скрывать от общественности то, что происходит внутри компании. Более того, образ, построенный на умолчании о чем-то, рушится моментально. Сегодня сотрудник получает по электронной почте внутренний приказ, завтра пересылает его другу с пометкой "ты посмотри, что у нас тут на самом деле происходит", а послезавтра этот приказ - на первых полосах газет...


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Бизнес-сообщество как субъект развития общественных связей
Контекст
Интеллект, деньги и власть
Анна Федорова
История бизнеса в России: хроники сообщества вурдалаков?
Юлия Агеева
Точка Моргана российского бизнес-сообщества
Михаил Кутузов
Протоплазма российского бизнеса
Интервью с Валерием Фадеевым
Мир как воля и представление
Аркадий Вольский
Экология бизнеса
Интервью с Михаилом Гринфельдом
Бизнес в поиске образа
Дмитрий Петров
Серьезным людям PR не нужен
Игорь Цыкунов
Среда
Бессознательная деятельность сознательных бизнесменов
Игорь Писарский
Не у каждого бизнеса есть будущее
Интервью с Сергеем Михайловым
Творцы или наблюдатели?
Дмитрий Минц
Остановись! Подумай!
Алексей Лимонов
"Формула PR"
По материалам журнала "Со-Общение"
Исследование
Новости
Самый главный управленческий форум
Маркетинг on-line
Дни EPICA в России
Клуб богов торговли
Практика
Взгляд изнутри
Вадим Юрко
"Социалка" - как метод развития общественных отношений
Михаил Вильковский
Академия
От птеродактилей к Боингам
Василий Захаров
Бизнес-сообщество: кризис идентичности
Сергей Попов
Инструменты тестирования идей
Виктор Осипов
Гуманитарные фабрики
От Чичикова до Ханина: без изменений
Станислав Ше
В поисках позитива
Ирина Ясина
Книжный стенд
Убить дракона
Игорь Фандо
Воспоминания современников
Катерина Медведева
Уши машут ослом
Александра Некрасова


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.