Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2002/5/s/22


Бессознательная деятельность сознательных бизнесменов

О том, как бизнес-сообщество относится к развитию общественных связей
На вопрос о том, существует ли в России бизнес-сообщество и как оно участвует в развитии общественных связей, журналу "Со-Общение" отвечает Игорь Писарский, генеральный директор агентства "Р.И.М.". По его мнению, только 5% бизнесменов сознательно подходят к развитию общественных связей. И тем не менее, бизнес-сообщество ориентировано на эту проблему.

- Можно ли сегодня говорить о существовании в России бизнес-сообщества? Если да, является ли оно субъектом развития общественных связей?

- Существует ли бизнес-сообщество? Бизнес существует. Значит, существуют некие люди, которые этот бизнес продвигают. Поскольку они организованы определенным образом, существует сообщество.

Социальная группа людей, занимающихся бизнесом, очень разнородна. Но вместе с тем, они организованы по определенному принципу, поскольку имеют дело с деньгами, с конкуренцией, с законами, c налогами, c рыночными правилами, c государством и c контролирующими инстанциями. Поскольку это признаки общности, то, удовлетворяя этим признакам, они создают некую общность. Разнородную, но общность.

В какой-то степени бизнес-сообщество является субъектом развития общественных связей, потому что оно, как минимум, является заказчиком на развитие общественных связей. То есть понятно, что бизнес-сообщество (по крайней мере, 95,5%) не рефлексирует по поводу РОС и не считают его самостоятельной задачей. Хотя, как мне кажется, все большее и большее количество бизнесменов на разных иерархических ступенях рынка об этом задумываются. Потому что по мере развития бизнеса понятно, что проблема развития общественных связей мало волнуя кооператора, владеющего ларьком, в большей степени волнует директора или банкира, и не может не волновать руководителя финансово-промышленной группы, который имеет прямые связи с собственным трудовым коллективом, с государством как таковым, с другими бизнес-партнерами.

Можно, пожалуй, сформулировать такую гипотезу: чем более развит бизнес, чем большее количество людей и структур, как государственных, так и общественных, оказываются вовлеченными в его сферу, тем больше бизнес задумывается о развитии общественных связей как о своей собственной бизнес-задаче. Соответственно, он начинает ее решать. И тогда он по определению становится субъектом - в нашем случае, субъектом РОС.

- Когда Вы говорили, что представители бизнес-сообщества развивают рынок общественных связей, мне показалось, что, по Вашему мнению, бизнес-сообщество делает это бессознательно, не имея конкретной цели.

- Предположим, что в этом процессе участвуют сто человек, или 100% субъектов, которые так или иначе могут быть отнесены к группе, развивающей общественные связи. Из них сознательных людей, понимающих, чем они занимаются, примерно процентов пять.

- А что это за люди? Какие цели они перед собой ставят?

- Для того, чтобы действовать не стихийно, "по воле волн", об этом нужно, как минимум, знать. То есть это должны быть люди, вооруженные теорией. Соответственно, я полагаю, что людей, которые занимаются проблематикой развития общественных связей, значительно больше, чем людей, которые понимают, что они делают это сознательно. Большая часть занимается этим стихийно, не будучи вооруженными теорией. Если у руководителя коллектив 20 человек, и он понимает, что в коллективе проблемы и их надо решать, то он их решает. Зачастую успешно, потому что, наверное, с коллективом 20 человек это несложно. Занимается ли он при этом развитием внутрикорпоративных отношений как частью развития общественных связей? Понимает ли он это? Нет, наверное, не понимает. Возможно, ему это и не надо.

- При таком подходе существует одна опасность: бизнес может превратиться из субъекта развития общественных связей в объект, которым управляют с разных сторон.

- Такая опасность существует всегда. В значительной мере она нивелируется подготовленностью тех людей, которые вынуждены этим заниматься. Вот если бы все были умными, если все просчитывали вторые и третьи варианты, то вдруг бы они поняли, что ими манипулируют. Ну и что? Прекращают ли они при этом понимании быть объектами манипуляции? Нет, просто манипулировать ими сложнее. Есть такой термин "реактивное поведение" и есть люди реактивные, у которых идет импульсивная реакция на внешние раздражители, они ее не просчитывают. Степень подготовленности объектов манипуляции затрудняет манипуляцию, но не исключает ее.

- Каков образ бизнеса как деятельности, как института?

- Отвечу на основе теоретических разработок, которые мы используем в повседневной работе. Из чего выстраивается корпоративная репутация, равно как и репутация бизнеса? Существуют внешние составляющие, мы на них воздействовать не можем: национальные особенности, культурные корни, устойчивые массовые представления. Если ты нефтяник, то ты богатый и портишь экологию, если ты производишь сыр, то тебе лучше быть швейцарцем и т.д. Существует внутренние составляющие, которые тоже могут делиться: корпоративная философия, качество продукции и услуг, ведение бизнеса. И существует третья, коммуникативная составляющая: общественная активность, характер взаимодействия с медиа-сообществом. Вот такую модель можно приложить и к оценке бизнеса вообще.

- Для применения этой схемы, по крайней мере, должен быть четко определен объект, образ которого мы будем создавать. У него есть цели и задачи. А если мы говорим о бизнесе в целом, то вряд ли можем говорить о четко определенных целях и задачах.

- Не согласен. На самом деле, как сформулировать цели и задачи, это уже вопрос профессионала-консультанта, потому что зачастую клиентом может являться группа, даже не представляющая себя сообществом. К примеру, как работает правительство или администрация президента? У них есть клиент - страна. Это достаточно разрозненное образование людей, тем не менее, они, как профессиональные консультанты, нанятые этой страной на работу и обладающие некими полномочиями, формулируют цели и вырабатывают пути их достижения. Абсолютно та же самая ситуация с бизнес-сообществом: есть некоторая группа, которую я называю бизнес-сообществом, эту группу можно идентифицировать, допустим, по подаваемым налоговым декларациям. Существует, условно, пять миллионов человек; эти пять миллионов, разумеется, не в силах сформулировать задачи. Но, условно говоря, налоговая служба, нанятая этой группой для обеспечения интересов своих и своей страны, формулирует эти задачи достаточно успешно. Справляется или нет - вопрос второй.

- Заинтересован ли бизнес в развитии общественных связей?

- Бизнес ориентирован на эту проблему настолько, насколько он озабочен проблемой собственного развития. Мы от этого никуда не денемся, - это объективная реальность. Однако, повторюсь, не думаю, что осознанно этим занимается больше 5% бизнесменов.

Интервью провели Анна Федорова, Дмитрий Павлов

Дата публикации: 09:46 | 29.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.