Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2002/5/practice/21


"Социалка" - как метод развития общественных отношений

Чтобы бизнес приносил прибыль, ты должен позаботиться о людях вокруг тебя
Согласно мифу, растиражированному российскими СМИ, российское бизнес-сообщество до недавнего времени еще только формировалось и поэтому мало интересовалось построением стратегических отношений с самим "обществом". Поэтому только сейчас компании начинают осознавать необходимость социальной политики. Тем временем, пока газетчики спорили о правдивости этого тезиса, само бизнес-сообщество, особенно крупные промышленные предприятия, действительно занялось активным налаживанием связей с внешним миром. О новых и старых социальных проектах НК ЮКОС - компании, которую многие эксперты признают лидером в области корпоративного гражданства, - пойдет речь в интервью с начальником Управления региональной социальной политики ЮКОС Михаилом Вильковским.

- Что такое бизнес-сообщество? Насколько российское бизнес-сообщество готово быть активным субъектом развития общественных связей?

Все-таки это очень неоднородное пространство, чтобы говорить о нем как целом. Но что касается крупного бизнеса, вне зависимости от отрасли, то для меня в последнее время это понятие все больше ассоциируется с Российским союзом промышленников и предпринимателей. РСПП - это самая организованная часть бизнес-сообщества, которая включает в себя наиболее крупные предприятия во всех отраслях. Именно там существует понимание того, что бизнес должен быть активным участником социальной жизни общества. Тогда оно будет воспринимать бизнес не как какое-то инородное тело, конкурента или врага, а как неотъемлемый элемент самого этого общества. Считается, что компания не может быть успешной там, где люди умирают с голоду. В наше время все показатели, рейтинги компаний уже нельзя рассматривать в отрыве от того, как обстоят дела, по крайней мере, в местных сообществах.

- Вы сказали - "уже нельзя рассматривать"... Означает ли это, что в развитии бизнеса в России был такой период, когда бизнес "еще" не интересовался проблемами местного сообщества и другими проблемами того же порядка?

Такого периода в России не было никогда, потому что даже в советское время все градообразующие предприятия содержали "социалку". Сейчас социальная инфраструктура по большей части передана муниципальным образованиям. У компаний сегодня другие общественные задачи - прежде всего, платить налоги.

Хочу процитировать слова руководителя ЮКОСа М.Б. Ходорковского; на недавно проходившем Российском экономическом форуме в Лондоне он сказал: "Мнение о недостаточной социальной ответственности российских компаний неверно, на самом деле проблемой российских корпораций является, напротив, чрезмерная социальная ответственность, сложившаяся с советского времени, которую нужно приводить в большее соответствие с мировыми стандартами".

Раньше существовала другая проблема. За длительный период развития советского общества у нас сложился негативный стереотип восприятия бизнеса. И когда говорят, что сегодня произошел определенный сдвиг в области развития общественных связей с бизнесом, имеют в виду не компании, которые начинают понимать, что им необходима социальная политика. Изменяется общество, начинающее воспринимать бизнес как активный субъект этой политики. Ну, скажем, у нас всегда существовало восприятие крупных предприятий как части государства, которое должно дать всем и все. Хотелось бы верить, что в некоторых слоях общества, среди некоторых возрастных групп такое "потребительское" отношение к бизнесу уже меняется. Человек начинает думать, что прежде чем что-то получить, он сначала должен что-то сделать.

- Как вы считаете, почему это происходит? Действительно ли деятельность бизнеса, предлагающего обществу жизненные модели и новые успешные стратегии, которые раньше ему не предлагались, дает возможность людям искать новые пути построения собственной жизни?

Безусловно. Само существование частного бизнеса как общественного явления сказывается на всем обществе. В тех городах, где есть градообразующие предприятия, их деятельность - в принципе, так же, как и раньше - определяет уровень жизни людей, Она очень сильно влияет на взгляды, представления, установки жителей, а также отражается на выборе их жизненной стратегии.

Именно поэтому один из важных инструментов социальной политики бизнеса - это образовательные программы. Созданная НК ЮКОС Федерация Интернет Образования реализует масштабный проект "Поколение.ru", в рамках которого 250 000 школьных учителей будут обучены интернет-технологиям. Уже открыто 20 центров.

Молодежный образовательный проект ЮКОСа "Новая цивилизация" объединяет сотни тысяч молодых граждан России. Сегодня "Новая цивилизация" работает в 21 регионе страны. В 2002 году проект охватит 41 регион России

Идет работа и с высшими учебными заведениями во всех регионах, где есть наши предприятия. Существуют многочисленные программы обучения и переподготовки специалистов. Цель этих программ не только подготовить себе новых сотрудников, но и оказать новому поколению помощь в становлении, помочь ему быстрее найти свое место в современном, стремительно меняющемся мире.

- Чем вы руководствуетесь в области развития общественных связей?

Развитие общественных связей - это скорее не субъектно-объектные, а субъектно-субъектные отношения. Это значит, что от тех людей, тех организаций, которым компания оказывает помощь, она ожидает ответной поддержки и понимания. Например, создавая образовательные проекты, ЮКОС способствует формированию позитивного сознания поколений, которым предстоит жить и работать в будущем.

Если говорить о социальной политике ЮКОСа, то приоритетны те регионы, в которых расположены дочерние общества компании, ее производственные подразделения. В основном это градообразующие предприятия. В таких городах вовлеченность ЮКОСа в социальную жизнь достаточно велика. Вообще благотворительные пожертвования, или, в современном понимании, социальные инвестиции крупных компаний, иной раз превышают муниципальные бюджеты. Приоритетны, как уже было сказано, образование - это номер один, здравоохранение, культура, спорт, поддержка малого бизнеса, просто материальная помощь отдельным социально незащищенным группам жителей. Потом нужно ведь помнить, что большая часть этих производств расположена в отдаленных регионах. Там до сих пор в ходу понятие "Большая земля", хотя куда-то и "Боинги" летают. И для нас важно, чтобы люди не чувствовали себя оторванными от остального мира. Здесь корни многочисленных проектов информатизации регионального пространства, в которые вовлечено много людей - учителей, школьников, студентов, молодежи, конечно, прежде всего. Тут спектр широкий: компьютерные классы в школах, подключение к интернету, создание интернет-клубов, даже центр телемедицины. Это и, повторюсь, поддержка интеллектуальной элиты регионов путем предоставления стипендий и грантов вузовским преподавателям, научно-техническим специалистам, студентам. Вообще финансовая помощь региональным вузам. Наконец, экстренная помощь в кризисных ситуациях. ЮКОС непосредственно участвовал в ликвидации аварий системы теплоснабжения в Приморье, в восстановлении Ленска в Якутии после наводнения, поселка Суломай в Эвенкии.

- С какими препятствиями компания сталкивается в процессе реализации социальной политики?

Часто получается, что сначала бизнес платит налоги, а потом еще решает проблемы, которые должны финансироваться из бюджета. Поэтому один из принципов социальной политики компании - не дублировать государственную политику.

- Как Вы разделяете проблемы, которыми должно заниматься государство и все остальные?

Содержание государственных учреждений - это дело государства, а компания может участвовать в решении конкретных социальных проблем. Формы этого участия могут быть разными. В ЮКОСе это, например, и открытый конкурс социальных проектов, который как раз недавно открылся, и многое другое. Главное не в том, что компания может найти деньги, которых не хватает бюджетам, а в том, что у нас более гибкий подход, мы не ограничены, так сказать, ведомственными рамками, в большей или меньшей степени неизбежными в государственной социальной политике. Ну, скажем, распространение наркомании - одна из острых проблем в наших регионах, как и повсюду почти. Понятно, что государство (в широком смысле слова: я включаю сюда и местное самоуправление) подходит к решению этой проблемы со стороны системы здравоохранения, охраны правопорядка и т. д., т. е. ведомственно. И мы в этом тоже участвуем. Но компания может еще и привлечь к этому делу какую-нибудь некоммерческую организацию, предлагающую инновационные методы решения проблемы, оценить и профинансировать ее проект. И это мы тоже делаем, причем все больше.

- Эти инициативы встречают понимание у региональных администраций?

Как правило, да, потому что объекты этой сферы их тоже сильно беспокоят. Некоторые проекты делаются по инициативе компании, некоторые - по инициативе местных властей, некоммерческих организаций.

- Как складываются отношения с общественными организациями?

ЮКОС объявил конкурс социальных проектов с общим объемом финансирования - $1 млн. Предполагается, что один грант может достигать $10 тыс. Конкурс направлен на развитие и поддержку социальной сферы и работающих в ней общественных организаций. Этот конкурс мы проводим совместно с британским благотворительным фондом CAF. Для нас важно стимулировать активность общества в решении его собственных проблем.

ЮКОС в 2001 году одним из первых подписал Глобальное Соглашение ООН об Общих Ценностях и Принципах. Генеральный Секретарь ООН, Кофи Аннан, попросил М.Б. Ходорковского возглавить процесс проведения в жизнь этих принципов в России. Они затрагивают права человека, защиту труда и безопасность окружающей среды.

Впрочем, социальная ответственность бизнеса проявляется не столько в социальных программах, сколько в основной деятельности. Прямая деятельность компании - это и есть мера ее социальной ответственности. Бизнес, который не приносит прибыли - это социально безответственный бизнес. А когда есть прибыль - есть рабочие места, налоги, развитие и так далее. Есть баланс отношений со всеми заинтересованными группами.

- По Вашим ощущениям, такое отношение к развитию общественных связей и социальной сфере достаточно распространено в российской бизнес-практике? ЮКОС не одинок?

ЮКОС не одинок. Хотя надо признать, что компания значительно продвинулась в этом направлении на общем фоне, и по своей философии и по объемам затрат сопоставима с ведущими западными компаниями.

Интервью провел Артур Роттерштайн

Дата публикации: 09:46 | 29.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.