Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2002/5/k/28


Уши машут ослом

Китам политического PR посвящается...
"Китам политического PR без конкуренции жить удобно: сидишь на одном месте, ничего не делаешь, на тебя работает престиж, профессии, имя. Но для того, чтобы выходить на новые уровни развития, необходимо осваивать что-то новое.

Поддерживать свой престиж необходимо реальными делами" (Олег Матвейчев).

Типовые рецепты политической кухни


Д. Г. Гусев, О.А. Матвейчев, Р.Р. Хазеев, С.Ю. Чернаков
Современное социальное программирование. Alex J. Bakster Group, 2002.

Описание: в подходящий сезон политконсультант может заготовить набор клиентов на 3-4 года вперед (в зависимости от числа членов команды консультанта, его практического опыта и хватки). Бывает, что честолюбивые желания клиентов, получивших специальный пакет услуг, ко времени выборов замораживаются. В этом случае, перед приготовлением к предвыборной игре, надо дать им немного оттаять в неформальной обстановке.

Способ приготовления: сухие постулаты перебрать, отделить подходящие суждения и смыслы. Можно использовать залежавшиеся теории. Переработанные таким образом концепты обмыть 2-3 раза в теплой компании. Встречаться с клиентом. К кипящему интригой тексту предвыборной программы присовокупить тонко нарезанные выдержки из компромата, приправить рекомендациями "лидеров мнений". Провоцировать 5-7 мин. Горечь прошлых поражений подсластить тонкой лестью, дать настояться чувству собственной значимости, отфильтровать продукты мыследеятельности, немного охладить пыл. Наконец, концепт программы, одобренный клиентом и празднично украшенный метафорами и выдержками из жизнеописания оного, вынести на суд общественности.

Почти по Ломброзо

Идея написать книгу о выборах глазами клиента сформировалась в результате частых посиделок в компании практикующих консультантов. "Есть много баек, ходячих типажей, воспоминаний, - рассказывает один из авторов книги Олег Матвейчев. - Наши клиенты - представители политической элиты - люди своеобразные, повлиять на них с помощью профессиональной литературы сложно. Зачастую они читают лишь газеты или всякую философическую ерунду: авторов вроде Блаватской, Гурджиева, религиозную литературу, книги о хиромантии. В ходе работы возникло понимание, что клиент не является той целевой группой, на которую рассчитана книга, что ее основные читатели - профессиональное сообщество".

Однако был сделан и определенный расчет на то, что некоторые из клиентов прочтут и задумаются над вопросом: для чего им собственно нужны консультанты.

Книга "Уши машут ослом" составлена из трех частей, названных в честь афоризма Юлия Цезаря: "Пришел", "Увидел", "Победил".

В первой части - "Пришел" - рассказывается о сути происходящих PR-процессов, даются советы на тему "как выбрать настоящего консультанта", а не "кота в мешке. Если ваш консультант смотрит вам в рот, если он готов беспрекословно вам повиноваться, если перечень его услуг своей поэтичностью напоминает ресторанное меню - знайте, на самом деле он просто "Официант".

Кроме того, он может оказаться "Работорговцем", "Topless manager-ом", "Кавээнщиком" и просто "Лохотронщиком". В остроумно изложенной классификации "15 человек на сундук мертвеца" описываются 15 типов политконсультантов и опасности, подстерегающие клиента при выборе технолога. Ложкой дегтя для потенциального заказчика социального программирования, нечаянно взявшего в руки эту книгу, будет суровая критика стереотипов клиентского сознания и проблем, связанных с ним.

Вторая часть - "Увидел" - посвящена целям, принципам, роли классической пропаганды в выборном процессе, методам манипуляции общественным сознанием.

"Победил" - наиболее интересная глава, где приводятся примеры из PR-практики "Bakster Group". Авторы пытаются доказать, что традиция "кейс-стадис" просто необходима политическому консультированию, что все проблемы и накладки в ходе реализации кампании, провалы и катастрофы почти всегда происходят исключительно из-за "непредсказуемости и неразумности клиента", несоответствия его поведения поставленным задачам.

Из книги: "Сейчас, с опытом, приходится признать, что клиент ... в большинстве случаев скорее умрет, чем перестанет вмешиваться и контролировать процесс. ... сейчас мы стали мудрее и понимаем, что даже если клиент и говорит "берите", это не значит, что он действительно "дает". Клиент вообще главный источник искажений, ошибок и случайностей. Он - главный форс-мажор, он - главное "обстоятельство непреодолимой силы"".

Наезд? Да, конечно! "Но ты, клиент, этого заслуживаешь", - говорят авторы, и они по-своему правы - зарвавшихся клиентов можно и проучить

Быть может, наиболее подходит для этого метод шоковой терапии.

Клиент - главная проблема специалиста

Олег Матвейчев, "КГ BAKSTER":

Зачастую клиенты не понимают механизм действия PR, у них появляется ощущение, что их ожидания не оправдались, что PR просуществовал несколько лет, а теперь его нет - умер. Вот такой полный абсурд возникает в головах у некоторых коммерсантов. И они этот абсурд серьезно обсуждают, в то время как единственное, что может поднять страну, это как раз гуманитарные технологии.

Знаете, на что это похоже? Старый японец, живущий под Хиросимой, сидит и рассуждает: "Вот говорят, есть атомные бомбы, да и видел я их, а непонятно - эффективно ли их использование?" Причем одна его голова говорит, что ядерное оружие эффективно, а другая с этим не соглашается.

Вот так и мы спорим об эффективности PR. Ребята, проснитесь!! PR уже давно перепахал всю вашу жизнь. С помощью достаточно прозрачных технологий идеологической диверсии, с помощью своеобразных виртуальных бомб за короткий период превратили Россию в страну третьего мира.

- Книга была задумана как провокация?

Конечно! Виртуальный персонаж Алекс Джей Бакстер, рецензенты-клоны (Евгений Островский, Андрей Вольский, Раиса Абрамович и др.) на последней странице, продуманный язык. Знаете, была такая недостижимая мечта, чтобы в "Ведомостях" на первой полосе появилась статья, где было бы написано: Абрамович против компании "Бакстер Групп". Мы ставили перед собой цель развернуть дискуссию о сути PR, его пользе, применении PR-технологий в избирательных кампаниях и законодательных ограничениях.

- Вы своей цели достигли?

Отчасти. О том, что эта книга дискредитировала профессию, говорит лишь малая часть

PR-сообщества. Для большинства консультантов эта книга - шанс оправдать

профессию в глазах общественности.

Проблема дискредитации существует в иной плоскости - общественной. Депутаты

путают консалтинг вообще с прикладным PR и известными им отдельными технологиями. Политический PR они продолжают воспринимать как непристойное занятие, грязные технологии. Например, лидер группы "Народный депутат", Геннадий Райков, не так давно заявил: "Наша партия вообще не занимается PR", т. е. он практически вменяет себе в заслугу отсутствие профессионального подхода к этому вопросу.

Дата публикации: 09:46 | 29.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.