Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2002/5/k/27


Воспоминания современников

История российской рекламы 1990-2000
Большое преимущество "Истории..." перед другими книгами заключается в том, что в ней нет академических текстов. Хотя авторы отрицают "мемуарность" своей книги, большая часть ее материалов основана на воспоминаниях и рассказах российских метров рекламы и PR. Надо заметить, что стиль этих воспоминаний максимально приближен к разговорному: сохранены все сленговые и профессиональные выражения, поэтому создается впечатление, что Сергей Лисовский, Владимир Евстафьев, Сергей Михайлов и другие рассказывают читателю "случаи из жизни", так сказать, tet-a-tet. С первых же страниц появляется ощущение сопричастности истории: в уже далекие 90-е рекламный рынок России только начинал формироваться, творцы учились творить, дельцы - делать деньги, а зрители, слушатели и читатели - привыкать к восприятию рекламных сообщений. Потенциального читателя книги определить достаточно сложно. Полезную и увлекательную информацию в ней может найти любой интересующийся рекламой человек. А тем, кто непосредственно участвовал в процессе развития российской рекламы, будет приятно и даже любопытно взглянуть на себя со стороны.

О себе любимых


В. Евстафьев, Е. Пасютина. "История российской рекламы. 1990-2000". М.: ИМА-Пресс, 2002.

Книга состоит из шести глав, каждая из которых разбита на три тематические части. Основной объем первой главы - "Рекламные агентства и исследовательские компании" - составляют воспоминания первых свободных рекламистов (не стоит отрицать, что реклама в России существовала и до 90-го года, но только под строгим присмотром государственного аппарата). Если вы давно хотели узнать, кто делал первую российскую рекламу, создавал первые агентства и кто сейчас занимает ключевые посты в этом бизнесе, Юрий Заполь (Видео Интернешнл), Игорь Янковский (группа "Максима"), Игорь Лутц (BBDO Moscow) и многие другие расскажут вам об этом. Они не утаят, что рекламное время на ТВ поначалу продавали все, кому не лень, что первые рекламные ролики снимали грузчики и осветители, чьи скрытые таланты дали о себе знать сразу, как только появились первые ростки демократических свобод.

Битва титанов

Вторая глава - "ТВ-селлеры" - повествует о борьбе между рекламными агентствами за право на эксклюзивную продажу рекламных возможностей центральных телеканалов. В основном речь в ней идет о соперничестве двух самых крупных медиаселлеров - холдингов "Премьер СВ" и "Видео Интернешнл".

Третья глава книги "Рекламодатели" - практически целиком посвящена выходу на российский рынок крупнейших иностранных компаний (противоборствующих Johnson & Johnson и Procter & Gamble, Pepsico и Coca-Cola), а также первым шагам русского бизнеса (всем известным финансовым пирамидам "Менатеп", "МММ", "Русский Дом Селенга").

С развитием рыночной экономики в стране появилась потребность в рекламе. Поначалу рекламный рынок делили московские представительства ведущих сетевых агентств, но позже российские агентства выросли из состояния "младших партнеров" и сами стали диктовать условия развития отрасли. В этой главе Юрий Заполь вспоминает, как поначалу его агентству приходилось делать рекламу неизвестно для кого: главным требованием некоторых заказчиков было выполнение задачи так, чтобы "никто не понял, что представляет собой компания, но название запомнилось".

Кто кого

В четвертой главе, которая называется "Политическая реклама", речь идет о самых крупных событиях политической жизни России: борьбе политических партий за места в Госдуме на выборах 1993-го и 1995-го годов; президентской предвыборной кампании 1996 года и др. Думаю, что большинство из тех, кто так или иначе связан с рекламой и PR, делали предположения (если не обладали конкретной информацией), кто кого "продвигал" на тех или иных выборах. Так вот, в этой главе завеса над тайной будет приоткрыта

В пятой главе "Фестивальное движение" рассматривается развитие Московского Международного фестиваля рекламы: от конкурса рекламных видеороликов местного значения до конкурса международного, в котором участвуют помимо России, страны СНГ и дальнего зарубежье (Европа, Южная Америка).

"Законодательство и саморегулирование в рекламе", последняя глава, дает представление об истории создания "Закона о рекламе" и о других законодательных аспектах российской рекламы.

Дата публикации: 09:46 | 29.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.