Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2002 / Бизнес-сообщество как субъект развития общественных связей / Гуманитарные фабрики

В поисках позитива


Ирина Ясина
директор проекта межрегиональной общественной организации Открытая Россия
dolgova@expert.ru
Версия для печати
Послать по почте

Литературный конкурс как попытка создать положительный образ бизнеса
Яркой попыткой переломить сложившуюся в русской литературе традицию отрицательного изображения предпринимательства стал проводившийся в 2001 году литературный конкурс Талан - Чудесные истории о деньгах. Подробнее о замысле и реализации этого литературного проекта - в интервью с его организатором, директором проекта межрегиональной общественной организации Открытая Россия Ириной Ясиной. Интервью ведет Юлия Долгова, редактор журнала "Со-Общение" dolgova@expert.ru


- Ваш фонд Открытая Россия стал инициатором этого литературного конкурса. Как возникла идея его проведения?

- У бизнес-сообщества, по крайней мере - у тех людей, которые думают о будущем, которые понимают, что все, что происходит вокруг нас, - это не на один день, у которых нет цели украсть побольше и убежать подальше, а есть цель построить нормальное общество, - у этих людей есть задача улучшить свой имидж. Идея конкурса пришла Татьяне Толстой, за что ей огромное спасибо. Она все придумала и была главным редактором сборника. Мы ей очень благодарны, потому что в ее лице мы получили очень сильный PR-ресурс, это во-первых. А во-вторых, она подошла к конкурсу профессионально и с искренней заинтересованностью, потому что сама считает, что новые русские не всегда плохие в жизни, поэтому не обязательно должны быть отрицательными персонажами в литературе.

- Насколько достигнута цель конкурса - продвижение посредством литературы идей и ценностей гражданского общества, рыночной экономики и частной инициативы?

- Цель - изменить образ бизнес-сообщества, - естественно, пока не достигнута, потому что сделать это быстро невозможно. Идти к этой цели можно только потихонечку. Вот мы и идем. В нашем проекте участвовали очень разные люди. На суд жюри было представлено около 600 рассказов, 30 из которых вошли в сборник Талан, а их авторы получили денежные премии. По интернету были присланы маленькие рассказики (150 - 200 строк), среди которых было много и хороших, и плохих. Плохих было больше. Их главный лейтмотив примерно такой: я приехал в Эмираты, в холле гостиницы встретил прекрасную женщину, она оказалась миллионершей. Мы занимались с ней сексом в ванной с шампанским, и она подарила мне миллионы. Такая волшебная мечта. Естественно, эти истории в сборник не вошли. А остались те, где герои зарабатывают сами или не зарабатывают, но стремятся к этому.

У нас очень "говорящий" состав авторов: например, Вера Прохорова (внучка владельца Прохоровской мануфактуры), Владимир Кравченко (токарь из города Безенчук Самарской области), Стас Худиев (из Владикавказа, с радио Европа-Плюс Владикавказ). Это совершенно разные люди. То, что всем им близка идея проекта, говорит о том, что наш конкурс - начало долгого пути. Сейчас мы совместно с издательством Вагриус проводим второй конкурс Талан под названием Жизнь состоявшихся людей. Это уже конкурс романов.

- Что вы имеете в виду под бизнес-сообществом, когда говорите об его образе?

- Есть группа людей, которые никак не объединены и формально являются конкурентами. Однако, когда они начинают сотрудничать с государством, у них появляется общая идея: создать благоприятный инвестиционный климат в стране, понизить процентные ставки, искоренить инфляцию и т. д. Кроме того, они все хотят, чтобы о них думали не хуже, чем о других. На мой взгляд, бизнес-сообщество - это те бизнесмены, которые осознали, что у них есть общие интересы.

- Стараются ли они сознательно создать общий положительный образ?

- Большинство из них просто делают свое дело. Такому человеку все равно, что людям не нравится, во что одета его жена, на чем он сам ездит. Ему это не важно; потому что люди пользуются его товарами, во-первых, а во-вторых, потому что из его налогов формируется бюджет. От этого никуда не деться. Поэтому большинство бизнесменов не занимаются формированием своего имиджа. Поймите, дело не в том, чтобы создать образ какой-то конкретной корпорации, хотя и это бывает просто, а бывает сложно. Имидж сообщества и имидж класса формируют по-другому. Они складываются годами или даже десятилетиями. Я сомневаюсь, что в Америке в середине XIX века любили Морганов, Рокфеллеров и прочих. Я уверена, что о них думали точно так же: вот зажрались, ходят с золотыми цепями. Все это было. Но потом выросли их дети, они пошли учиться в Гарвард, Йель, потом выросли их внуки. Бизнес-среда стала более цивилизованной. Все забыли, что были настоящие конкурентные войны, подкупы, взрывы. Все переживали тот же период: и Америка, и Англия, и Япония. Мы все равно должны пройти этот путь.

- Может быть, такой образ в литературе сложился у бизнеса, потому что у бизнеса и творчества мало общего?

- Обычно творческие люди расценивают бизнес как какую-то дойную корову, которая могла бы напоить их молочком и дать им денег. Они совершенно не думают, что бизнесу нужно что-то еще, кроме рекламы, что ему необходимо создать вокруг себя поле, которое будет способствовать его работе. Пока писатели, кинематографисты, поэты будут смотреть на бизнес свысока, перед нами будет стоять задача изменения такого отношения к бизнесу. К сожалению, все эти программы рассчитаны не на короткое время, не на пятилетку. Моисей, как сказано в Библии, водил евреев по пустыне 40 лет, пока не умерли все, кто помнил рабство.

Превращение

Сергей Ивашко, заместитель редактора отдела "Общество" в "Газете.Ру", лауреат конкурса "Талан"

Мой рассказ о том, как подающему надежды молодому аспиранту-естественнику приходится оставить науку и начать зарабатывать деньги, чтобы прокормить жену и дочь. Он написан по мотивам реальных событий, которые мне давно хотелось изложить на бумаге. Рассказывать о самих деньгах не интересно. Что о них писать? Бумажка - и все. Гораздо интереснее высветить чувства людей, которые с этими деньгами связаны, и рассказать о том, как эти деньги меняют людей, в какую сторону. Зачастую люди становятся более меркантильными под влиянием денег, что, в принципе, хорошо.

Герой рассказа предает свои идеалы и уходит в бизнес. Это свобода выбора, привычная в западном мире. Например, человек учился, учился, потом у него что-то в жизни поменялось, он, соответственно, бросил институт и пошел в другой. Он совершает своего рода предательство, подводит каких-то людей. За границей это в порядке вещей. Человек, прежде всего, должен думать о себе, о семье, которую надо кормить.

В российской литературе образ бизнесмена имеет исключительно негативную оценку (см. "От Чичикова до Ханина: без изменений"). Любой образчик литературы, издаваемой на потребу массовой публике, основан на том, что есть какая-то мафиозная группировка и человек, который ей противостоит и побеждает в конце концов. Бизнесмен - мафиози, потому что, по глубокому убеждению большей части населения, если человек имеет много денег, значит, он много украл (проще украсть, чем заработать). Однако человек не может быть только плохим. Это слишком просто.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Бизнес-сообщество как субъект развития общественных связей
Контекст
Интеллект, деньги и власть
Анна Федорова
История бизнеса в России: хроники сообщества вурдалаков?
Юлия Агеева
Точка Моргана российского бизнес-сообщества
Михаил Кутузов
Протоплазма российского бизнеса
Интервью с Валерием Фадеевым
Мир как воля и представление
Аркадий Вольский
Экология бизнеса
Интервью с Михаилом Гринфельдом
Бизнес в поиске образа
Дмитрий Петров
Серьезным людям PR не нужен
Игорь Цыкунов
Среда
Бессознательная деятельность сознательных бизнесменов
Игорь Писарский
Не у каждого бизнеса есть будущее
Интервью с Сергеем Михайловым
Творцы или наблюдатели?
Дмитрий Минц
Остановись! Подумай!
Алексей Лимонов
"Формула PR"
По материалам журнала "Со-Общение"
Исследование
Новости
Самый главный управленческий форум
Маркетинг on-line
Дни EPICA в России
Клуб богов торговли
Практика
Взгляд изнутри
Вадим Юрко
"Социалка" - как метод развития общественных отношений
Михаил Вильковский
Академия
От птеродактилей к Боингам
Василий Захаров
Бизнес-сообщество: кризис идентичности
Сергей Попов
Инструменты тестирования идей
Виктор Осипов
Гуманитарные фабрики
От Чичикова до Ханина: без изменений
Станислав Ше
В поисках позитива
Ирина Ясина
Книжный стенд
Убить дракона
Игорь Фандо
Воспоминания современников
Катерина Медведева
Уши машут ослом
Александра Некрасова


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.