Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2002 / Бизнес-сообщество как субъект развития общественных связей / Контекст

Бизнес в поиске образа


Дмитрий Петров
эксперт СМИ, консультант по коммуникациям
dmitry_petrov@troyka.ru
Версия для печати
Послать по почте


Бизнес-сообществу нужен проект

Бизнес-сообщество - business-community - это звучит твердо. Впечаляюще и авторитетно. Этакий зрелый, крепкий публицистический штамп. И, в общем-то, понятный...

Только предстоит стать сообществом

Солидное словосочетание "бизнес-сообщество" довольно давно и широко используется российскими масс-медиа. Нередко его можно услышать и из лиц, дающих, например, интервью на телевидении, или выступающих с речами и презентациями на форумах предпринимателей, деловых симпозиумах или на политических съездах.

Подразумевается, что и журналисты, и все остальные очень хорошо знают, что именно они имеют при этом в виду. Но задайте кому-либо из выступающих вопрос: а о чем, собственно, идет речь, когда упоминается бизнес-сообщество, то вы обнаружите, что все не так-то просто. Ибо, окажется, что у большинства и пишущих, и говорящих о бизнес-сообществе, представления о предмете обсуждения разнятся.

И тут любопытно следующее: для изрядной части этих людей разговоры о бизнес-сообществе не являются праздной болтовней. Напротив, они полагают, что если им и стоит вообще относить себя к какому-либо сообществу, так именно к бизнес-сообществу!

Что это значит? А то, что с личной идентификацией у российских предпринимателей все более или менее в порядке, по меньшей мере, они знают, кто они такие. Что же касается социального слоя, на который примеривается бренд "бизнес-сообщество", то здесь, как видим - дело обстоит иначе.

Занятно, что когда об этом размышляют видные и успешные представители самого слоя, а проще говоря - обыкновенные российские капиталисты - они приходят к такому же выводу. Совсем не так давно в одном из своих интервью Председатель совета директоров ОАО "Липецкий металлургический комбинат" Владимир Лисин прямо заявил, что "до консолидации бизнес не дозрел", хотя и признал, что рано или поздно прийти он к ней должен неизбежно. Иными словами, по мнению г-на Лисина, бизнесу еще только предстоит стать сообществом.

Не менее ясно высказался по этому поводу гендиректор "Северстали" Алексей Мордашов. В беседе с корреспондентом журнала "Огонек" он заявил буквально следующее: "Многие крупные бизнесмены..., которым было все равно, что будет со страной, буквально за десятилетие прошли все этапы... становления и вошли в пору зрелости. Теперь они понимают неразрывность собственной судьбы и судьбы... своего бизнеса, своей страны и своего народа".

Диалог общества...

Спору нет - это, безусловно, очень важно - ощущать свою сопричастность судьбе страны и народа. А как же насчет сопричастности кругу предпринимателей? Как насчет неразрывности и общности судьбы многих и многих бизнесов и бизнесменов? Как насчет их сообщества и его взаимоотношений со всем остальным обществом? Впрочем, у Алексея Мордашова есть ответ на последний вопрос. "Мы все - части одного общества, хотя и выполняем разные функции. Если мы не будем договариваться между собой, то и общество не будет иметь перспектив. Все наши проблемы - результат неумения договориться между собой".

Ну, быть может, и не все, конечно... Но, несомненно, договариваться уметь надо. Тем более, что предмет переговоров найдется обязательно. Вот только вопрос: кто и с кем будет договариваться? Кто будет в процессе переговоров выступать от имени общества? А кто - от имени бизнеса? И кто будет готовить эти переговоры?

По поводу представительства со стороны общества могут, конечно, быть разные мнения, однако, думается, что количество голосов избирателей, полученное Владимиром Путиным на минувших президентских выборах, дает право выступать в этом качестве именно ему. Тем более, что в распоряжении гражданского общества, если допустить, что оно сформировалось в сегодняшней России, отсутствует любой институт, способный выступать на таких переговорах в роли равноценного и равноправного партнера.

... и предпринимателей

Ну, а кто же сядет по другую сторону стола? Ежели российский бизнес сам с собой еще не договорился? Если такой авторитетный в деловых кругах человек, как создатель компании "Майский чай" и вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Игорь Лисиненко, возглавивший огкомитет ассоциации "Деловая Россия", пошел много дальше Лисина и от лица своей организации выступил против любой "монополизации права представлять интересы всего или части бизнес-сообщества".

То есть, следует ли понимать это так, что, по мнению г-на Лисиненко, ни одна структура в России не должна обрести исключительные полномочия выступать от имени бизнеса перед лицом общества? Судя по всему, да. А в чем причина? Не в том ли, что бизнес-сообщество, как "объединение людей, народов, государств, имеющих общие интересы, цели" (а именно таково принятое ныне в русском языке определение "сообщества"), все еще не сложилось, и, стало быть, откуда ж взяться общему представителю, когда представлять нечего?

Но кого же тогда представляют члены Президиума РСПП на встречах с президентом? Журналисты по привычке утверждают, что "олигархов" (впрочем, порой оговариваются, пишут: "бизнес-элиту"). А эксперты считают иначе, и с присущей им осторожностью замечают, что и "олигархи", и "бизнес-элита" - это все публицистика. А на самом деле господа из РСПП выступают от имени и по пручению группы предпринимателей, контролирующих (по самым приблизительным оценкам), около 50 процентов российского внутреннего продукта, и уже, вроде бы, научившихся договариваться. Хотя бы между собой. И это очень хорошо. Потому что - никакой монополизации.

Но есть вопрос: кто же все-таки будет представлять интересы остальных предпринимателей? Тех, которые не контролируют так много процентов, но которых в России уже десятки тысяч. Например, владельцев провинциальных, но отнюдь не мелких, мясокомбинатов, пивоваренных заводов, перерабатывающих, строительных и транспортных предприятий. Или столичных - да и не только - участников страхового, фондового, или, скажем, издательского - рынков.

Клуб 2015? Ассоциация российских менеджеров? Совет по предпринимательству при Правительстве РФ - совещательный орган, который не раз уже предлагалось превратить в "штаб по выработке рекомендаций и проектов решений правительства по всем значимым экономическим вопросам"?

Возможно, они все вместе. Или - все вместе, но одновременно - и по отдельности. Почему бы и нет? Но вот что неясно: нужно ли им это, и если - да, то будет ли в сложившихся обстоятельствах их миссия успешной? Ведь нельзя же, в самом деле, всерьез утверждать, что неоднократные переговоры предствителей крупного бизнеса с президентом завершались к удовольствию первых. Не факт. Отнюдь.

Нет диалога - значит нет диалога

По многочисленным публичным свидетельствам, Путин то рекомендовал жалующимся генералам экономики перестать "пенять на зеркало" (вы, дескать, сами "создавали это государство через подконтрольные вам структуры"), и приготовиться к откровенному разговору и установлению "демократичных, абсолютно цивилизованных и прозрачных отношений"... То призывал их "не паниковать" и "не провоцировать тяжелых ожиданий" в связи с колебаниями цен на нефть...

А им-то, на самом деле, хотелось иного. Например, с выгодой для себя решить вопросы налоговой политики. Выяснить, где пролегает предел компетенции правоохранительных органов в их отношениях с предпринимателями. Договориться, какие именно и каким образом будут (и будут ли) пересматриваться результаты приватизации... Не говоря уже о дебюрократизации экономики, вступлении России в ВТО и валютном регулировании. Да и вообще, это же очень важно - поддержать серьезную беседу...

До всего остального общества, о единстве с которым справедливо упоминал Алексей Мордашов, информация о встречах такого рода доходит опосредованно - через СМИ. Впрочем, понятно, что российские СМИ даже полное отсутствие диалога между представителями деловых кругов и обществом (в данном случае - верховной исполнительной властью), не расценили бы как серьезную проблему. Нет диалога - значит нет диалога. Но коли есть диалог - замечательно. При этом СМИ наши так устроены, что их абсолютно не смущает тот факт, что им нечего предъявить заинтересованной аудитории в качестве позитивного результата переговоров. Они, как правило, даже избегают как-либо трактовать его отсутствие. Если нет положительного результата, это же не значит, что диалог провалился? И в таком случае, в ожидании лучших времен, журналисты живут по принципу "цель - ничто, движение - все!", и объявляют замечательным уже само наличие диалога. Устраивает ли такой подход представителей большого бизнеса? Возможно.

Но устраивает ли их тот образ, который прочно и надежно утвердился в сознании миллионов избирателей, делегировавших президенту право выступать в этом диалоге от их имени? Ведь не секрет - и об этом многократно говорили наиболее цитируемые медиа-деятели и профессионалы общественных связей, что, когда возникает необходимость в инсталлировании образа той или иной компании, СМИ и в первую очередь телевидение прежде всего интересуют не факты, цифры и графики доходности, а драматические сюжеты, связанные с конкретными персоналиями. Для масс-медиа это больше чем просто некогда воспринятый, а затем годами отточенный modus operandi. Это - их деньги. Это - закон. И в обозримом будущем он отменен не будет. К сожалению или к счастью - вопрос другой.

И вот, в строгом соответствии с этим законом, СМИ с огромным успехом внедрили в массовое сознание вполне весомый, зримый, хорошо запоминающийся и узнаваемый, а, главное, в высшей степени и в прямом смысле очеловеченный - хотя и многоликий - образ большого бизнеса. Вот они - его лица: Борис Березовский, Владимир Гусинский, и сонмище хозяев "Гермеса", "Хопер-инвеста" и "Властилины", возглавляемое отнюдь еще не забытым Сергеем Мавроди.

А в сознании российских граждан бизнес - это...

Сколько бы ни говорил Алексей Мордашов и другие видные представители делового мира о том, что те, кто не сумел уловить веяний времени и включиться в чистый, цивилизованный бизнес, беспощадно отсеялись, именно эти лица автоматически встают перед взором множества граждан, когда они слышат о бизнес-сообществе, или когда им предлагают выбирать между кандидатом-предпринимателем и кандидатом-чиновником. Конечно, хорошо организованная кампания, направленная на формирование позитивного образа предпринимателя в глазах общества, может изменить ситуацию. Однако кто-то же должен озаботиться тем, чтобы ее организовать.

Готов поручиться: большинство (а, скорее всего все) руководителей PR и маркетинговых служб, большинства российских компаний, ответят: такое лицо нам не нужно и мы делаем все, чтобы у представителей интересных для нас целевых групп в связи с нашей компанией возникали только самые позитивные ассоциации. Им легко. Методы формирования позитивного образа отдельно взятой корпорации многократно, подробно и внятно описаны, и более или менее внимательно изучены и усвоены руководителями соответствующих служб.

Но кто возьмет на себя нелегкий (хотя, возможно, и благодарный) труд сформировать образ российского бизнеса как такового? Кто подготовит и осуществит супер-операцию, (в Штатах ее бы назвали brilliant-paradigm-shift - блистательная смена парадигмы) в российском массовом сознании и конвертирует образ предпринимателя-вора, предпринимателя-преступника, предпринимателя-недруга, в образ предпринимателя-героя, предпринимателя-победителя, предпринимателя-примера-для-подрожания? Кто возьмется, может быть, будет приглашен объяснить нашим бизнесменам, зачем им нужно становиться сообществом и что это значит? И кто, в случае успеха проекта, поможет им обеспечить этому сообществу сильных и смелых людей, заслуженные ими понимание и уважение сограждан?

Ссылки на Соединенные Штаты сейчас не в чести, но все же, отмечу, что несмотря на многократные попытки множества авторов представить историю становления частного предпринимательства в США, как историю преступления, отнюдь не увенчались успехом. Тезис "частное предпринимательство есть основа свободы" был и остается одним из девизов американского общества. В России, к сожалению, вышло наоборот. Но кто сказал, что правдивая и объективная история отечественного бизнес сообщества не может быть написана вновь?

Планирование, разработка стратегии и процедур конструктивного и полезного для обеих сторон диалога бизнеса и общества также требуют участия высокопрофессиональных специалистов, наделенных ясным видением перспектив развития такого взаимодействия и способных обеспечить достижение необходимых результатов. Не говоря уже о том, что специалисты такого уровня обязательно должны принимать участие в подготовке решений, принимаемых в результате такого диалога.

Такого рода работа неизбежно потребует гуманитарно-технологических решений. Очевидно, что создание российского бизнес-сообщества, как интегрированного, консолидированного слоя, объедиенного общими целями и задачами, и, прежде всего, общей культурой, может стать только результатом долгосрочного, масштабного, детально спланированного и профессионально осуществленного проекта.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Бизнес-сообщество как субъект развития общественных связей
Контекст
Интеллект, деньги и власть
Анна Федорова
История бизнеса в России: хроники сообщества вурдалаков?
Юлия Агеева
Точка Моргана российского бизнес-сообщества
Михаил Кутузов
Протоплазма российского бизнеса
Интервью с Валерием Фадеевым
Мир как воля и представление
Аркадий Вольский
Экология бизнеса
Интервью с Михаилом Гринфельдом
Бизнес в поиске образа
Дмитрий Петров
Серьезным людям PR не нужен
Игорь Цыкунов
Среда
Бессознательная деятельность сознательных бизнесменов
Игорь Писарский
Не у каждого бизнеса есть будущее
Интервью с Сергеем Михайловым
Творцы или наблюдатели?
Дмитрий Минц
Остановись! Подумай!
Алексей Лимонов
"Формула PR"
По материалам журнала "Со-Общение"
Исследование
Новости
Самый главный управленческий форум
Маркетинг on-line
Дни EPICA в России
Клуб богов торговли
Практика
Взгляд изнутри
Вадим Юрко
"Социалка" - как метод развития общественных отношений
Михаил Вильковский
Академия
От птеродактилей к Боингам
Василий Захаров
Бизнес-сообщество: кризис идентичности
Сергей Попов
Инструменты тестирования идей
Виктор Осипов
Гуманитарные фабрики
От Чичикова до Ханина: без изменений
Станислав Ше
В поисках позитива
Ирина Ясина
Книжный стенд
Убить дракона
Игорь Фандо
Воспоминания современников
Катерина Медведева
Уши машут ослом
Александра Некрасова


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.