Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2002 / Бизнес-сообщество как субъект развития общественных связей / Контекст

Экология бизнеса


Интервью с Михаилом Гринфельдом
grin@nlp.ru
Версия для печати
Послать по почте

Социальное проектирование - миссия пиарщиков
Под воздействием конкуренции мышление российского бизнес-сообщества все больше трансформируется: из производственного оно становится маркетинговым. Это приводит к проявлению и доминированию новых ценностей. На первое место выходят ценности, связанные с ориентацией на клиента, на финансовую эффективность, на человеческие ресурсы, гуманитарные и социально-экономические технологии. Создавая, накапливая и контролируя мощные финансовые, социальные и технологические ресурсы, бизнес-сообщество становится серьезным субъектом социального развития.


В этих условиях актуальным представляется вопрос о социальной роли и социальной ответственности российского бизнес-сообщества. Бизнес-сообщество, создавая потребности через свою деятельность (в том числе и PR-деятельность ), должно помнить об экологичности и социальной пользе создаваемых потребностей.

Михаил Гринфельд, бизнес-консультант, "NLP-Тренер", рассказывает об этом Артуру Роттерштайну и Юлии Агеевой, редактору "Со-Общения".

- Что такое бизнес-сообщество? Насколько бизнес-сообщество можно назвать субъектом развития общественных связей?

- Люди, занимающиеся бизнесом, начинают осознавать свои отличия от других людей, свои корпоративные интересы, формируют свои объедения, начинается поиск идентификаций. Бизнес-сообщество является одной из возможных идентификаций, определяющих данную социальную группу. Для сравнения: в недавнем прошлом другая социальная группа отзывалась на идентификацию "рабочий класс". Заинтересованность бизнес-сообщества в лояльности различных групп людей (клиентов, инвесторов, партнеров, чиновников, журналистов и т. д.) заставляет его становиться субъектом PR-деятельности.

- Может ли бизнес-сообщество управлять собственным образом? Ведь созданием образа в основном занимаются специалисты по PR . Правомерно ли в этом случае говорить о субъектности? Скорее бизнес-сообщество выступает здесь в роли объекта.

- PR-специалисты и PR-агентства являются неотъемлемой частью бизнес-сообщества. Поэтому здесь, как мне кажется, нужно говорить о разделении труда внутри бизнес-сообщества. Субъектность бизнес-сообщества заключается в том, что оно осознает необходимость и делает заказ (фактически выступает инициатором PR-деятельности), а также в том, что оно соглашается с предложениями специалистов в области PR, только если это соответствует его ценностям.

- PR-специалисты привносят свое собственное содержание в PR-деятельность заказчика?

- Желательно, чтобы они привносили свою структуру. Мне кажется, что задача PR-специалиста - помочь заказчику осознать свои цели, ценности и PR-ресурсы для их осуществления. Следующей его задачей является структурирование этих ресурсов и помощь заказчику в дальнейшей их реализации.

- Одна из важнейших задач бизнес-собщества - зарабатывание денег. Маркетинг и стремление к прибыли во многом выполняют функцию идеологии бизнес-сообщества. Где в этой системе координат место социальной ответственности?

- Обычно выделяют два вида маркетинга - просто маркетинг и социальный маркетинг. В идеологии социального маркетинга акцент делается не на получении прибыли любыми способами, а на финансово эффективном удовлетворении социально полезных потребностей. Мне кажется, что в нашей стране, с ес общинными традициями, социальный маркетинг в том или ином виде имеет все шансы на развитие. Вторым следствием общинной традиции является возрождение меценатства. Для очень многих людей, живущих в России и быстро сделавших большие состояния, вдруг оказывается важным потратить какую-то часть своих денег на нечто, что одобряет сообщество. Я думаю, что как в случае социального маркетинга, так и в случае меценатства мы видим осознание какими-то частями бизнес-сообщества своей социальной субъектности и своей социальной ответственности.

- Хотелось бы вернуться на одну-две ступени назад и поговорить о потребностях. Есть такая теория, что в современном обществе бизнес уже не удовлетворяет существующие потребности потребителей, он их создает. К примеру, потребности в качественных автомобилях объективно не существует.

- Объективно не существует ни одной потребности. Все они формируются в сознании. Другой вопрос, что мы живем во времена глобального перепроизводства, и этот процесс будет нарастать. То есть, говоря другими словами, чем дальше, тем меньше и меньше будет оставаться неудовлетворенных потребностей. И бизнес-сообщество встанет перед необходимостью создания потребностей.

- Слова "мы работаем на создание потребностей" не несут позитивной окраски.

- Мне кажется, что "создание потребностей" само по себе не несет ни негативной, ни позитивной окраски. Вопрос состоит в том, какого рода потребности создаются, и это уже впрямую вопрос социальной ответственности. Непосредственно созданием потребностей занимаются PR-специалисты. И здесь перед ними стоит очень важный этический выбор, ибо каждому приходится определяться - участвовать в создании той или иной потребности или нет.

- Как технологи совершают этот выбор и оценивают социальную полезность потребностей?

- Мне трудно ответить на этот вопрос, так как речь идет о глубоко индивидуальном выборе. Единственное, я могу поделиться тем, как делаю это я. Я смотрю, насколько потребность, которую нужно создать, соответствует моим индивидуальным ценностям и насколько она будет экологична для целевой аудитории и для общества в целом.

- А какие изменения, на Ваш взгляд, ждут российское бизнес-сообщество?

- Мне кажется, важнейшим вектором, определяющим характер ожидающих российское бизнес-сообщество изменений, является интеграция России в мировую экономическую систему и вступление ес в ВТО. Этот процесс повлечет резкое усиление конкуренции и предъявит новые требования к конкурентноспособности российских компаний. Для успешной конкуренции, в свою очередь, потребуется умение находить общий язык с западными инвесторами и партнерами. А для этого будет необходимо выстраивать свой бизнес в соответствии с их ценностями и технологиями управления. То есть необходимо будет совмещать ценности и технологии.

- А какие именно ценности Вы имеете в виду?

- Предсказуемость, доходность, безопасность, гарантии возврата инвестиций, репутация, прозрачность, клиентоориенированность и т. д. Западный инвестор предпочитает вкладывать деньги в проекцию своих ценностей, и ему всс равно, где территориально находится эта проекция - в Чехии, России или Китае. Если мы хотим выиграть в конкурентной борьбе на рынке инвестиций, нам надо научиться выстраивать эту проекцию у себя. Мне кажется, что в обществе в целом и в бизнес-сообществе в частности возрастет удельный вес экономических и социально-экономических ценностей, о которых я говорил выше. Мы станем больше похожи на Запад, у нас будет всс больше и больше западных стандартов как в ценностях, так и в технологиях. А мышление российского бизнес-сообщества будет смещаться по направлению от производственных ценностей к финансовым и маркетинговым ценностям, и человеческим ресурсам. Это тоже будет накладывать свой отпечаток на характер социальной ответственности, так как мышление в парадигме "бизнес - это система взаимодействий с различными группами людей (инвесторы, клиенты, партнсры)" больше способствует осознанию идеи социальной ответственности, то есть ответственности перед отдельными группами людей, чем мышление в производственной бизнес-парадигме, где бизнес воспринимается как производственный цикл.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Бизнес-сообщество как субъект развития общественных связей
Контекст
Интеллект, деньги и власть
Анна Федорова
История бизнеса в России: хроники сообщества вурдалаков?
Юлия Агеева
Точка Моргана российского бизнес-сообщества
Михаил Кутузов
Протоплазма российского бизнеса
Интервью с Валерием Фадеевым
Мир как воля и представление
Аркадий Вольский
Экология бизнеса
Интервью с Михаилом Гринфельдом
Бизнес в поиске образа
Дмитрий Петров
Серьезным людям PR не нужен
Игорь Цыкунов
Среда
Бессознательная деятельность сознательных бизнесменов
Игорь Писарский
Не у каждого бизнеса есть будущее
Интервью с Сергеем Михайловым
Творцы или наблюдатели?
Дмитрий Минц
Остановись! Подумай!
Алексей Лимонов
"Формула PR"
По материалам журнала "Со-Общение"
Исследование
Новости
Самый главный управленческий форум
Маркетинг on-line
Дни EPICA в России
Клуб богов торговли
Практика
Взгляд изнутри
Вадим Юрко
"Социалка" - как метод развития общественных отношений
Михаил Вильковский
Академия
От птеродактилей к Боингам
Василий Захаров
Бизнес-сообщество: кризис идентичности
Сергей Попов
Инструменты тестирования идей
Виктор Осипов
Гуманитарные фабрики
От Чичикова до Ханина: без изменений
Станислав Ше
В поисках позитива
Ирина Ясина
Книжный стенд
Убить дракона
Игорь Фандо
Воспоминания современников
Катерина Медведева
Уши машут ослом
Александра Некрасова


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.