Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты





Магазин японской посуды эмалированная посуда из японии



soob.ru / Архив журналов / 2002 / Бизнес-сообщество как субъект развития общественных связей / Контекст

Точка Моргана российского бизнес-сообщества


Михаил Кутузов
Русское географическое общество
getman@nm.ru
Версия для печати
Послать по почте

Чтобы развивать общественные связи, надо научиться управлять собой
В этом номере мы пишем о российском бизнес-сообществе. Чтобы разобраться с вопросом о том, является ли оно субъектом развития общественных связей, нужно понять закономерности его формирования и функционирования.


В американской истории существует одна показательная легенда об английском пирате Генри Моргане, топившем английские корабли вдоль всего Атлантического побережья. Он дождался своего часа, и когда началась война за независимость Соединенных Штатов, активно поддерживал повстанцев деньгами и воевал на их стороне против ненавистного короля Георга. Из английского пирата он превратился в национального героя Соединенных Штатов Америки, основателя крупнейшего банкирского дома, процветающего и по сей день. Историки шутят: чтобы перейти из теневой экономики в легальную, нужно обязательно пройти "точку Моргана". К своей "точке Моргана" сегодня приближается и российское бизнес-сообщество. Что ожидает его на этом пути?

Большинство и меньшинство

Бизнес-сообщества возникают как среда совместной деятельности для реализации общих целей и решения необходимых задач. Каждое бизнес-сообщество порождает определенные общественные связи, задает направления общественной деятельности, распространяет некую идеологию, то есть ведет управленческую деятельность. И ведущее положение в этой деятельности занимает управление собственными возможностями. Бизнес-сообщество не может быть субъектом управленческого действия до тех пор, пока кто-то внутри него не примет на себя функции стратегического управления, то есть глобального целеполагания, постановки и решения стратегических задач, формирования стратегических ресурсов.

По большому счету, любое действие определяется целью, средствами ее достижения и наличными (или возможными) резервами для обеспечения этих средств. Управление - форма деятельности, определяющая нужные направления движения и наиболее эффективные способы действия по переходу из обстоятельств, которые считаются худшими к обстоятельствам, которые считаются лучшими. Понимание необходимости создания такого движения и приложения усилий для его развертывания является, пожалуй, главным этапом любого управления. Подчеркнем: понимание не есть коллективное действие в общепринятом смысле - всегда есть кто-то, кто постигает истину первым, а остальные поддерживают или не поддерживают пионера. Таким образом, можно говорить об управленческой элите (те, кто понимает необходимость осознанного управленческого действия и видит его цели) и сообществе, которое своими действиями это управление обеспечивает. Если говорить об управлении собственными возможностями, появляются те, кто ищет и находит (в собственном понимании, конечно) скрытые для других возможности собственного развития и развития сообщества, и формирует на основе этого знания силы поддержки в сообществе.

Попробуем разобраться: чем оперирует управленческая элита и в чем залог успеха ее деятельности?

Раздвигая горизонты

Целеполагание - первый шаг любого управления. Даже сам термин "целеполагание", то есть размещение в сознании, как в пространстве, определенной цели, обозначает ее как некий объект, к которому управляемая нами система будет стремиться (так и хочется сказать - "под нашим чутким руководством"). Но если продолжить аллегорию пространственного размещения цели как ориентира направления движения, мы вынуждены будем разместить его на линии видимого горизонта, поскольку направление движения определяется термином "стороны горизонта". Однако цель видимая - это необязательно цель достижимая. Цель - некое идеальное состояние, которое существует лишь в нашем воображении. Мы можем достаточно долго двигаться к этой цели, не достигая ее, но попутно решая сотни сопутствующих задач. Это не так уж и плохо; ведь создаваемая для достижения очень отдаленной цели управляемая система сосредотачивает в себе значительные возможности и содержит громадный внутренний резерв развития , она долго может выдавать товарный продукт, который, будучи реализованным, даст системе новые резервы развития. Но все это осуществимо лишь в одном конкретном случае: цель определена (говоря штурманским языком - соотнесена с горизонтом) точно и надолго. Сделать это совсем не просто.

Начнем с того, что положение линии горизонта зависит от позиции наблюдателя. Одни проектируют собственное действие в "пределах видимого горизонта", то есть попросту перемещают цели с одной позиции на другую, при этом никак их не отдаляя и не приближая. Другие раздвигают горизонты на пределы собственного резерва, рассчитывая расстояние по запасам в бензобаке. А третьи просто перемещают горизонт до пределов собственного понимания, пытаются "перенестись" в новые обстоятельства и, уже "вернувшись" оттуда, намечают цель на новой, удаленной линии горизонта. Именно таким образом можно стратифицировать подходы к управленческой деятельности: для первого типа напрашивается название оперативного, для второго - тактического, а для третьего - стратегического.

Получается, что реализация намеченного замысла может быть изображена как некая линия, векторно совпадающая с направлением к намеченной цели. Двигаясь вдоль этой линии, субъект управления решает сопутствующие задачи, то есть выполняет конечные действия, последствия которых дают возможность получать дополнительные возможности для дальнейшего развития. В такой модели целеполагание имеет решающее значение, поскольку правильно определенная цель (выбранная точка на горизонте) дает большее количество решаемых задач, больше продукта, больше ресурса. Системная связка "субъект управления - объект управления" существует в более длительном историческом времени. (См. рисунок)


Точка А - решение первой управленческой задачи. Ее продукт, будучи реализованным, меняет себя на дополнительный ресурс для обеспечения дальнейшего управленческого действия - сделанная работа дает доход. Новые возможности позволяют двигаться дальше, скажем, до точки Б, поскольку до нее хватает "бензина"
Точка Б завершает первый этап управления. Здесь должен появиться новый продукт, который даст новые возможности движения, и так далее повсем буквам алфавита

За дополнительными ресурсами

Разобравшись с целями и задачами, перейдем к связке "ресурс - резерв - потенциал". Очевидно, управление может осуществляться лишь при наличии материальных и интеллектуальных возможностей, причем в тесной их взаимосвязи. Однако наличие ресурса совсем не означает возможность его немедленного применения. Поэтому мы вынуждены четко разграничить: ресурс - как наличие возможности, резерв - как готовность ее использования и потенциал - как интеллектуальный управленческий механизм перехода от первого ко второму. Управление в стратегическом смысле не только решает стратегические задачи, но и осуществляет стратегические функции. Определение имеющихся в наличии ресурсов, требующихся резервов и необходимого для этого потенциала - едва ли не главнейшая задача стратегического управленца. При этом следует четко понимать: стратегическое управление начинается там, где вначале определяют цели, задачи и функции управления, и только после этого начинают формировать необходимое обеспечение. Если задача планируется под имеющийся ресурс (он же понимается и как резерв) - это задача тактического уровня, на самый ближний горизонт. С другой стороны, если исходить из утверждения, что стратегия - это масштаб управления, а масштаб - величина относительная, можно предположить, что эту относительную величину устанавливает сам управленец, и то, что для иного - тактика, для него - самая что ни на есть стратегия. Но в реальности это кажущееся противоречие разрешимо: стратегическому проекту всегда не хватает находящихся в распоряжении управленца резервов. Для стратегического управленца одной из важнейших задач является поиск и накопление ресурсов, а также формирование потенциала для перевода ресурса в резервы. И именно этим он и отличается от всех остальных управленцев.

Возникает вопрос: а нужно ли бизнес-сообществу стратегическое управление? Ведь вопросы стратегии, как правило, решаются на государственном уровне, куда бизнесменов не всегда допускают. Именно поэтому проще решать те задачи, которые поближе. В пределах сметных сумм и финансового года. Заблуждение подобного рода скрывает в себе серьезную угрозу. Следует понимать, что у стратегии всегда есть приоритет перед тактикой и оперативным управлением. Задавая рамки и определяя цели, государственная власть определяет границы "коридора", в котором может развиваться бизнес. При этом власть устанавливает эти границы единолично, учитывая только собственные интересы. И если бизнес-сообщество в той или иной форме не заявит о своих интересах, то они не будут учтены, бизнесу "сдвинут рамки", приблизят горизонт. Отсюда вытекает насущная необходимость для бизнес-элиты - входить в публичную политику и участвовать в формировании курса государства. Для осуществления этой задачи бизнес-сообществу совершенно необходимо формировать отлаженную систему собственных общественных связей.

Управление смыслами

Прежде всего следует стереть знак равенства между понятиями "бизнесмен" и "бандит". Общественное мнение консервативно и критично, а богатство в России никогда не считалось личной заслугой и не увеличивало авторитета его обладателя (если не брать слово "авторитет" в кавычки и не писать его с прописной буквы). Многие поколения наших соотечественников на протяжении многих столетий воспитывались в абсолютном превосходстве коллективистских интересов. В церковной общине, в крестьянском "миру", в первичной партийной организации не воспринимали тех, кто думал и действовал иначе, чем все остальные. Считалось, что при сравнении духовного и материального последнее, безусловно, занимает низшую позицию. Лучше быть нищим телесно, но богатым духовно - вот парадигма национального идеала личности. Ценность материального богатства, даже обычной состоятельности, была в общественном сознании гораздо менее значительной, чем ценность духовная. Богатых людей было немного, и они прочно держались за свое положение в обществе. Появление достаточного числа деловых людей в конце девятнадцатого - начале двадцатого века было воспринято как угроза устоявшемуся общественному укладу. Такого рода отношение к деловым людям сквозит практически во всех произведениях классической русской литературы, где все предприимчивые "новые русские" выведены совершенными мерзавцами и подлецами. Это и Фома Гордеев у Горького, и Кнуров - Паратов-Вожеватов у Островского, и Прохор Громов у Шишкова. Если богач - значит негодяй. Обязательно или сподличает, или сопьется. Как метко заметила в одном из своих интервью писательница Татьяна Толстая, деньги в сознании русского человека - это зло, но зло вожделенное. В России все хотят разбогатеть, но не любят разбогатевших

Кроме того, в отличие от европейского Запада, в России законность, как основа любой деловой деятельности, никогда не была выше государственного или общинного интереса. В качестве иллюстрации к этому "национальному своеобразию" можно привести две очень показательных пословицы: "Закон - что дышло, как поворотил, туда и вышло" и "Не обманешь - не продашь".

Сегодня в России вводится в действие множество законов, прямо или косвенно способствующих становлению и развитию частного бизнеса и предпринимательства. Однако эффективность от их введения остается низкой. Отношение к государственной политике в России совершенно не изменилось.

Сложнее всего будет справиться с тем, что называется духом коллективизма. Индивидуализм, как его историческая и социальная противоположность, в России всегда был порицаем и гоним (достаточно вспомнить печальную судьбу П.Я. Чаадаева). Но без общественного уважения и поддержки рисковых и удачливых одиночек прорыв на бизнес-фронте не состоится. Здесь коллективные усилия - не более чем поддержка чьей-то персональной деятельности. Как точно подметил Людвиг фон Мизес: "Идеи, как хорошие, так и плохие, зарождаются в уме отдельного человека. Только немногие люди обладают даром рождать новые идеи. Но так как политические идеи могут работать только тогда, когда они приняты обществом, то решение принимается теми, кто сам не способен разработать новых точек зрения с тем, чтобы одобрить или опровергнуть новшества пионеров". Очевидно, нужен новый герой нашего времени, и им, скорее всего, станет именно бизнесмен. Активная деятельность бизнесменов на ниве искусства, поддержки спорта и детского творчества может и должна быть той самой действенной и эффективной пропагандой в пользу возможностей одиночек, умеющих управлять собственным делом и готовых взяться за большее.

Очень важным направлением пропаганды также может и должно стать своеобразное историческое исследование прошлого России с целью выявить упущенные возможности. Очень интересным представляется размышление на тему "Миф о либеральной России", о прошлом российского предпринимательства и традициях, которые складывались и были искусственно прерваны. Экономический опыт российского порто-франко, история русского страхования или экспертных семинаров - совершенная терра инкогнито. Раскрытие для страны ее неизвестной истории - серьезное приглашение к дальнейшему конструированию и развитию. При этом если бизнес- элита примет на себя функцию практического возрождения традиций русских дельцов, ее патриотизм окажется вне всяких подозрений и критики. В этом случае общественная поддержка будет явной и безусловной. Формы подобной пропаганды могут быть самыми разнообразными: от переиздания редких книг до написания собственной истории, скажем, фундаментальной истории российского предпринимательства или энциклопедии российского бизнеса.

Не по-агитпроповски

Таким образом, сегодня бизнес-сообщество оказывается в обстоятельствах вынужденного действия. Оно должно собственными силами пропагандировать свои ценности для закрепления их в общественном сознании. Эта задача, безусловно, является для него стратегической, поскольку создает возможность для формирования стратегического ресурса развития - интеллектуального человеческого капитала. Иными словами, от бизнес-сообщества и его успешной идеологической деятельности в значительной степени зависит то, какими темпами будет развиваться бизнес в нашей стране.

У России нет достаточного опыта гражданского общества, но опыт целенаправленного идеологического воздействия на общество у нее громадный. Поэтому попытки пойти по проторенному пути "политпросвета" могут оказаться палкой о двух концах: с одной стороны, общество может принять методы "не очень забытого старого", но с другой стороны, вряд ли будет им доверять. Скорее всего, бизнесменам и их идеологам придется искать новые формы воздействия.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Бизнес-сообщество как субъект развития общественных связей
Контекст
Интеллект, деньги и власть
Анна Федорова
История бизнеса в России: хроники сообщества вурдалаков?
Юлия Агеева
Точка Моргана российского бизнес-сообщества
Михаил Кутузов
Протоплазма российского бизнеса
Интервью с Валерием Фадеевым
Мир как воля и представление
Аркадий Вольский
Экология бизнеса
Интервью с Михаилом Гринфельдом
Бизнес в поиске образа
Дмитрий Петров
Серьезным людям PR не нужен
Игорь Цыкунов
Среда
Бессознательная деятельность сознательных бизнесменов
Игорь Писарский
Не у каждого бизнеса есть будущее
Интервью с Сергеем Михайловым
Творцы или наблюдатели?
Дмитрий Минц
Остановись! Подумай!
Алексей Лимонов
"Формула PR"
По материалам журнала "Со-Общение"
Исследование
Новости
Самый главный управленческий форум
Маркетинг on-line
Дни EPICA в России
Клуб богов торговли
Практика
Взгляд изнутри
Вадим Юрко
"Социалка" - как метод развития общественных отношений
Михаил Вильковский
Академия
От птеродактилей к Боингам
Василий Захаров
Бизнес-сообщество: кризис идентичности
Сергей Попов
Инструменты тестирования идей
Виктор Осипов
Гуманитарные фабрики
От Чичикова до Ханина: без изменений
Станислав Ше
В поисках позитива
Ирина Ясина
Книжный стенд
Убить дракона
Игорь Фандо
Воспоминания современников
Катерина Медведева
Уши машут ослом
Александра Некрасова


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.