Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2002 / Взаимодействие с электронными СМИ / Контекст

Конфликта не будет


Анна Федорова
annaf@expert.ru
Версия для печати
Послать по почте

Взаимодействие компаний и СМИ - это диалог культур
Тема "Взаимодействие компаний и СМИ" постоянно обсуждается на страницах массовых и профессиональных изданий. Причем обсуждается чаще всего в терминах конфликта и противостояния. Один из вариантов ответа на вопрос о том, почему так происходит: предположение, что диалог компаний и СМИ - это на самом деле диалог разных культур, а не просто столкновение бизнес-интересов.


Вдохновленные антропологией

Культура бизнес-сообщества пока что, по данным исследований, представляется большинству граждан России чуждой и непонятной. Возможно, еще более чуждой и непонятной, чем национальные культуры других государств и сообществ. А средства массовой информации, по сути своей призванные "повышать связность общества", оказываются перед новой для них задачей - интегрировать противоречивые культурные элементы.

Начиная с XIX века, задачу рассказывала об иных культурах антропология. Возможно, ее инструменты могут быть применимы и для оптимизации взаимодействия бизнес-сообщества и СМИ.

Евгений Александров, директор Центра Визуальной Антропологии МГУ:

Визуальная антропология( предполагает углубленное, обстоятельное изучение культур, в которые удается проникнуть. Так вот, "проникнуть" здесь - ключевое слово. Или так: найти, ощутить ценность того, с чем ты соприкоснулся, и полюбить этот мир. Иной мир.

Для визуальной антропологии каждый мир представляет ценность. В этом - ее основная задача.

Все человеческие миры достаточно закрыты. Чтобы мир какой-то культуры раскрылся внешнему наблюдателю, необходимо доверие между ними. Если его не возникает, перейти через барьер внешнего поверхностного знакомства невозможно. А задача - докопаться до корней этой культуры и понять, почему она ТАКАЯ, что определяет специфику ее существования. При этом нужно стараться привнести туда как можно меньше из того мира, к которому ты принадлежишь как наблюдатель, то есть дать той культуре право голоса - и таким образом реализовать диалог.

Модель "диалога культур", получившую широкое распространение в международной политической науке (и идеологической практике) можно спроецировать на вполне прагматическую сферу взаимоотношений компаний и СМИ. Рассказ о компании - это тоже погружение зрителя в другую культуру. Трудности диалога с целевой аудиторией - это тоже проблема трансляции картинки мира.

В скрытой форме спрос на преодоление поверхностного описания жизни бизнес-сообщества уже есть (см., в частности, материал "Бизнес и телевидение: диалог возможен"). Может быть, не спрос на сюжеты, демонстрирующие жизнь компаний "изнутри" (как в документальных фильмах, снятых исследователями-антропологами), но, по крайней мере, спрос на такой подход. Глянцевые рекламные материалы (во всех формах) не выполняют той самой функции, о которой сказано выше: это не "реальность", и поэтому они не затрагивают чувства людей, не заставляют их переживать и проживать жизнь иной культуры. Иной культуры.

Как рассказывать об ином: два полюса

Если мы хотим говорить о настоящем состоянии тех или иных культур, нужно учиться видеть те культурные стереотипы, которые довлеют над нами. С одной стороны, экранное сообщение должно восприниматься зрителем, производить на него впечатление. С другой стороны, оно не должно восприниматься как диссонирующее с воспринимаемой реальностью.

Евгений Александров:

- В качестве инструмента визуальной антропологии на недавнем фестивале Визуальной Антропологии в Москве было выбрано документальное кино. Почему? Каким бы захватывающим ни был вымысел - художественный фильм, настоящие, глубокие эмоции люди испытывают от реальной жизни. Кстати, ТВ и кино - единственный способ работать с языком, который действительно полно отражает то, что происходит в реальности - языком, сочетающим визуальные и аудиальные компоненты.

Хороший пример - если мы говорим о бизнес-сообществе - знаменитые романы Артура Хейли ("Аэропорт", "Колеса", "Отель"), в которых он описывает жизнь какой-то системы - гостиницы, автомобильного завода, где реальность и вымысел взаимопроникают, а в итоге создается позитивное впечатление о компании - да и об отрасли в целом.

Визуальная антропология рассчитана не на тактический результат, а на медленное, долгосрочное изменения отношения к иному.

Если корпорация мыслит стратегически и предполагает стабильно функционировать в течение долгого времени, она заинтересована в том, чтобы окружающая среда была дружелюбной по отношению к ней. Для этого необходимо изменить образ бизнес-сообщества. Российскому бизнесу пора отказаться от "политики колониализма", то есть от развития за счет использования ресурсов окружающей среды и перейти к модели "диалога культур". Чем занимается визуальная антропология? Она дает представление о том, что мир разнообразен, но всех людей, живущих в нем, что-то объединяет. И это "что-то" может стать базисом для взаимного понимания и толерантности, а самое главное - взаимодействия.

Итак, перед нами иная культура. Как о ней рассказывать и что показывать? Какие инструменты использовать? С какой позиции и в каком контексте нужно рассказывать об ином? Ответам на эти вопросы посвящен этот номер "Со-Общения".


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Взаимодействие с электронными СМИ
Контекст
Поговорим о вечном
Анна Федорова
Поле электронных чудес
Юлия Агеева
Конфликта не будет
Анна Федорова
Не думай о голубом
Игорь Ниесов
PR-маневры в замкнутом пространстве
Интервью с Дмитрием Коротковым
Радио Хаос
Дмитрий Солопов
Трудно ли быть "Эхом"
Интервью с Юрием Федутиновым
Бизнес и телевидение: диалог возможен
Интервью с Александром Любимовым
Главный фокус интернета
Максим Шапиро
Фабрики информации
Валерия Ахметова
Среда
Российский бизнес: борьба за право голоса
Владимир Евстафьев
Открытые для сотрудничества
Хит-парад PR-агентств
Новости
Если хочешь быть здоров - общайся
И модуль может быть хрустальным
Практика
Интеграция коммуникативных и управленческих функций
Мария Орджоникидзе
Промышленные гиганты под прицелом СМИ
Екатерина Коляда
Интернет
Кислород Рунета
Интервью с Антоном Носиком
Два типа интернет-стратегий
Владимир Серов
Академия
Странные дороги мышления
Вячеслав Глазычев
Социология: практикум межличностных отношений
Константин Смоленский
Гуманитарные фабрики
Reality-TV конструктор
Игорь Фомин
Книжный стенд
Слабо переписать мировую историю?
Вера Васильева
Успешные примеры из мировой PR-практики
Катерина Медведева
И вечный бой...
Юлия Агеева


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.