Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2002 / Взаимодействие с электронными СМИ / Академия

Социология: практикум межличностных отношений


Константин Смоленский
специально для "Со-Общения"
fromgru@mail.ru
Версия для печати
Послать по почте

Поймите ваших сотрудников
Соционика - это наука о типах информационного метаболизма и интертипных отношениях. Как у каждой науки, у соционики есть свой предмет изучения и свой метод. Предмет соционики - изучение процессов информационного обмена человека с окружающим миром и их влияния на психику человека. А ее метод - диагностика типов информационного метаболизма по базовому делению Юнга и соционическим моделям.


Соционическая типология

Основатель соционики - литовский ученый, педагог и экономист Аушра Аугустинавичюте, соединив типологию Юнга с информатикой, разработала систему знаков и моделей, которая составила аналитический аппарат для изучения структуры человеческой психики. Соционика, находясь на стыке психологии, социологии и информатики, изучает отношения между отдельными людьми и целыми коллективами. За основу этой науки взята теория Карла Юнга о шестнадцати психологических типах, которую "довели до ума" Кэтрин Бриггс и ее дочь Изабель Бриггс-Майерс. Эта типология получила в странах Европы и США название "Теории типа личности" (Type Theory) или "Типоведения" (Type Watching). Изабель Бриггс-Майерс разработала систему тестов для определения типа личности, которую она назвала - "Индикатор типов личности Майерс - Бриггс" (The Myers - Briggs Type Indicator) или MBTI. MBTI широко применяется в мировой практике психологического консультирования и в кадровом менеджменте, в том числе и в России.

Соционическая типология Аугустинавичюте, как и типология Майерс - Бриггс, построена на четырех парах признаков, называемых дихотомическими (термин "дихотомия" означает "рассечение на два"). Отличие от типоведения здесь состоит в том, что А. Аугустинавичюте, следуя описаниям Юнга, сохранила за функциями их выделенное, особое значение, впоследствии это позволило построить модели информационного обмена. Таким образом она вывела следующие соционические типы (таблица)

Таблица. Соционические типы
 РациональныеИррациональные
ЭкстравертыЛогико-интуитивныйИнтуитивно-логический
Логико-сенсорныйИнтуитивно-этический
Этико-интуитивныйСенсорно-логический
Этико-сенсорныйСенсорно-этический
ИнтровертыЛогико-интуитивныйИнтуитивно-логический
Логико-сенсорныйИнтуитивно-этический
Этико-интуитивныйСенсорно-логический
Этико-сенсорныйСенсорно-этический

В отличие от НЛП, одним из постулатов которого является свободное развитие человека и его способность менять тип поведенческих реакций, соционика предполагает развитие индивидуума исключительно в рамках одного из 16 психотипов. Если же человек пытается изменить свой тип, у него на фоне несоответствия желаемого и действительного развивается невротическая реакция на окружающую среду.

Сегодня соционику используют в профориентации и семейном консультировании, она эффективна при разборе проблем взаимоотношений в коллективе. Соционика задает рамки движения и за счет этого помогает облегчить процесс выбора профессиональной ориентации. В кадровом менеджменте соционические интертипные отношения "задают тон" основам взаимодействия в коллективе. Следовательно, повышается эффективность и безопасность бизнеса (можно привлечь более квалифицированный персонал, который быстрее обучается, можно определить надежность сотрудника). Соционика помогает стpоить оптимальные коллективы опpеделенной напpавленности (мозговой штуpм, коллективная pабота, отдых), что немаловажно при создании команды (team building).

Соционика как теория типов информационного метаболизма

Польский психиатр Антон Кемпинский создал теорию информационного метаболизма (ИМ), суть которой заключается в том, что внешние информационные сигналы подобны пище. Проводя аналогию с энергетическим метаболизмом клеток, Кемпинский показал, что информационный метаболизм - это процесс усвоения, обработки и передачи информации психикой человека. Именно поэтому соционика имеет и второе название - теория типов информационного метаболизма. За прием и обработку каждой из информационных составляющих отвечает не любой, а определенный, только ей соответствующий канал. По теории Аугустинавичюте, этот механизм называется кодом информационного метаболизма (ИМ) или правилами языка, с помощью которого передается информация. Тип интеллекта определяет способ, каким индивид воспринимает информацию из внешнего мира и какой селекции эту информацию подвергает. Структура психики конкретного человека задает своеобразный вид "системы фильтров" для обработки информации. Это юнговские функции (логика, этика, интуиция, сенсорика). Таким образом, соционика изучает то, как люди обмениваются информацией. Изучением влияния слов на психологическое состояние человека занимается специальный раздел соционики, называемый "Семантика аспектов".

Соционика учит также, какие определенные слова нужно использовать для достижения поставленных целей. Наблюдая за представителями различных типов информационного метаболизма (ТИМ), мы замечаем характерные для каждого ТИМа слова и связанные с ними реакции. Одно и то же слово представителя одного ТИМа побудит к действию, у другого вызовет раздражение, третьего повергнет в уныние и так далее, согласно роли соответствующей функции в модели его типа личности. Как это применяется в бизнесе? Например, необходимо сформулировать девиз фирмы. Включая в него те или иные слова, можно просчитать, как они будут воздействовать на ту социальную группу, которой мы адресуем свой девиз.

Соционические знания с успехом применяются и при разрешении конфликтов. Если мы попадаем в соционически неблагоприятные ситуации , а такие ситуации неизбежно встречаются каждому из нас на пути, с помощью анализа способов восприятия и обработки информации мы можем найти оптимальный выход. .

Татьяна Прокофьева, руководитель Школы соционики в Москве, http://www.socionics.ru: "Знающий соционику может, учитывая свои знания, подавать информацию в приемлемой для собеседника форме, грамотно выбирая слова. Разобрав полностью всю "кашу", которую люди "заварили" по недопониманию, мы даем им возможность помириться и впредь не повторять ошибок. Это можно назвать соционической диагностикой конфликта или даже шире - соционической конфликтологией, позволяющей и решать, и предотвращать конфликты".

Кадры решают все!

В современных экономических условиях место компании на рынке, ее рейтинг и возможность соответствовать вызовам нового времени напрямую зависит от потенциала команды. В этом смысле применение соционических технологий в кадровом менеджменте представляет несомненный интерес для специалистов HR (Human Resources).

Чтобы грамотно использовать соционические технологии в своей работе, HR-специалист должен решить две задачи.

Во-первых, оценить, насколько кандидат или сотрудник подходит для исполнения необходимых по должности обязанностей. Насколько структура его личности способствует выполнению задач, не будут ли эти задачи слишком сложны для него, не будут ли они перегружать и отрицательно воздействовать на здоровье. Ведь, согласитесь, затрачивая усилия и деньги на адаптацию и обучение сотрудника, работодатель планирует стабильно и как можно дольше получать от него отдачу.

Во-вторых, необходимо оценить, насколько кандидат или сотрудник вписывается в систему интертипных отношений, сложившихся в коллективе. Будет ли он способствовать гармонизации коллектива или невольно внесет напряженность. Сумеет ли хорошо понимать своих коллег, поддержать их в трудностях, станет ли частью команды.

Например, принимают на работу в солидную фирму женщину-юриста. Опыт работы у нее большой, образование соответствующее, в общении - очень приятная дама. Почему с прошлой работы уволилась? - Интриги, говорит, "своих" там продвигают. В целом эта женщина произвела хорошее впечатление, руководство решило взять ее на работу. Но при приеме в эту компанию кандидаты проходят соционическую диагностику. Соционический анализ показал, что тип этой кандидатки - этико-интуитивный экстраверт. Девиз этого типа: "Весь мир - театр, и люди в нем актеры". Она прекрасно могла бы играть на сцене (поэтому и впечатление нужное произвести умеет), работать с людьми, учить детей, быть sales-manager и т. п. Но юриспруденция - не ее сильное место. Она на этой работе перегружается, старается, как лучше, а получается ... ну, вы знаете. При этом нервничает, пытается доказать свою правоту, причем весьма эмоционально. Заключение соционика было соответствующим: не стоит брать ее на работу, слишком много головной боли это принесет. Но вакансия пустовала, да и впечатление наша дама произвела, и ее все-таки взяли. Не прошло и 2-х месяцев, еще не закончился испытательный срок, как все от нее "взвыли": постоянные ошибки, невнимательность, недопустимая в работе юриста, при этом каждый раз эмоциональные всплески на грани "мировой трагедии". Женщину уволили. Результат: потраченные время, силы, нервы и деньги на адаптацию ее к работе, да и у самой кандидатки не лучшее душевное состояние, по отношению к ней гуманнее было бы сразу не взять на работу, чем уволить через 2 месяца.

Другой пример - положительный. Молодой человек устраивается на работу в ту же компанию на весьма высокую должность. Его работа должна быть связана с системным анализом. Держится он весьма скромно, даже немного стесняется. Возникает вопрос, сумеет ли он руководить, достаточно ли у него для этого лидерских качеств, да и обладает ли он необходимыми аналитическими способностями. Соционический тип этого кандидата - интуитивно-логический экстраверт. Такие люди часто отличаются неординарным творческим мышлением, способны анализировать и решать весьма трудные задачи, а их лидерские качества проявляются не сразу, для этого такому человеку сначала необходимо освоиться в ситуации, почувствовать, что его принимают. Все это и было отражено в резюме, данном социоником. Через некоторое время руководство с восторгом отзывалось о новом сотруднике: "Как же нам повезло, что мы взяли его на работу". Дело не только в том, что повезло, скажет соционик, но и в том, что соционический анализ показывает, к выполнению каких обязанностей способен этот сотрудник , чего следует и чего не следует от него ожидать, а также помогает создать ему необходимые условия, чтобы адаптация прошла успешно.

Новой тенденцией в развитии соционики следует назвать изучение процессов личностного роста и развития на базе соционического типа. Рассматривая систему сильных и слабых функций, соционика показывает конкретному человеку, какие именно усилия ему следует приложить для достижения социального успеха, а какие - для того, чтобы избежать неудач. Какие задачи целесообразно решать уже сегодня, какие составят зону ближайшего развития, для каких следует подучиться, а какие лучше поручить кому-то другому, чтобы сэкономить силы и время и достичь результата с наименьшими затратами.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Взаимодействие с электронными СМИ
Контекст
Поговорим о вечном
Анна Федорова
Поле электронных чудес
Юлия Агеева
Конфликта не будет
Анна Федорова
Не думай о голубом
Игорь Ниесов
PR-маневры в замкнутом пространстве
Интервью с Дмитрием Коротковым
Радио Хаос
Дмитрий Солопов
Трудно ли быть "Эхом"
Интервью с Юрием Федутиновым
Бизнес и телевидение: диалог возможен
Интервью с Александром Любимовым
Главный фокус интернета
Максим Шапиро
Фабрики информации
Валерия Ахметова
Среда
Российский бизнес: борьба за право голоса
Владимир Евстафьев
Открытые для сотрудничества
Хит-парад PR-агентств
Новости
Если хочешь быть здоров - общайся
И модуль может быть хрустальным
Практика
Интеграция коммуникативных и управленческих функций
Мария Орджоникидзе
Промышленные гиганты под прицелом СМИ
Екатерина Коляда
Интернет
Кислород Рунета
Интервью с Антоном Носиком
Два типа интернет-стратегий
Владимир Серов
Академия
Странные дороги мышления
Вячеслав Глазычев
Социология: практикум межличностных отношений
Константин Смоленский
Гуманитарные фабрики
Reality-TV конструктор
Игорь Фомин
Книжный стенд
Слабо переписать мировую историю?
Вера Васильева
Успешные примеры из мировой PR-практики
Катерина Медведева
И вечный бой...
Юлия Агеева


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.