Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2002/3/s/22


Промоушн на грани искусства

Выставка "PR, консалтинг, бизнес-коммуникации": критический анализ экспозиции
Участие в выставке позволяет одновременно продемонстрировать то, что вы производите, изучить рынки сбыта, посмотреть на то, что делают конкуренты, лично встретиться с потенциальными партнерами и при этом свести к минимуму затраты. Выставка "PR, консалтинг и бизнес-коммуникации" прошла в Москве уже в четвертый раз. Содержательный аспект этой выставки "Со-Общение" проанализировало в материале "Полигон демонстрации PR-вооружений", а в этой статье мы решили уделить приоритетное внимание другой составляющей - визуальной. По своей природе выставка является особой формой визуального воздействия - зрительным шоу, где роль слова должна быть сведена к минимуму. В соответствии с общими правилами и законами, регулирующими создание визуальных и сценографических высказываний, каждая экспозиция должна обладать индивидуальностью. Это утверждение вряд ли может вызвать какие-либо возражения, когда речь идет о событии, относящемся к сфере искусства, но применимо ли оно к выставке как инструменту рынка?
Итак, пиарщики демонстрируют свои достижения.

Четкие линии, яркие цвета

Основным принципом композиции данной выставки была прозрачность. Пространство не "ушло в глубину", а распространилось в разные стороны, распадаясь на отдельные, почти не связанные друг с другом, зоны. Стены, стенды и даже проходы между ними сыграли свою роль в создании в Малом Манеже лабиринта, по которому бродили посетители. И у стендов появилась новая функция. Они сами формировали пространств. К сожалению, немногие из участников воспользовались этой возможностью - большинство из них предпочли привычные формы модульных стендов, отказавшись от архитектурных изысков. Так определились композиционные доминанты обоих залов - эту роль взяли на себя стенды "Никколо М" и "ИМА-Консалтинг". Расположенные на основной оси выставки и отличавшиеся интересным дизайнерским решением, они стали ее своеобразным ядром. Эти стенды, занимавшие достаточно выигрышные, но не центральные позиции (стенд "Никколо М" был расположен при входе в зал, а "ИМА-Консалтинг" - на проходе в конференц-зал), привлекали внимание и втягивали посетителя в свою орбиту (выгнутые линии и разомкнутые линии контуров также способствовали этому), задавая, тем самым, направление движения внутри залов. Вместе они "поляризовали" пространство, создавая некое напряжение - интригу, без которой любая экспозиция теряет остроту.

Считается, что определенные области деятельности ассоциируются с конкретными цветами. По белизне своих стен, обилию серебристо-серого (стекло и металл) в сочетании с черной отделкой деталей, офисы современных компаний, работающих в сфере высоких технологий, успешно соревнуются с медицинскими учреждениями, издавна использующими эти цвета. Чистота намерений, прозрачность деятельности, солидность и респектабельность сотрудников - это послание хорошо считывается даже неискушенным зрителем. Однако при исходной нейтральности экспозиционного пространства Малого Манежа, подобное колористическое решение вызвало изрядные затруднения. Умение разыграть гамму "белое на белом" считается среди художников признаком высочайшего мастерства. В истории искусства лучше всего это удавалось Хальсу и, пожалуй, Веласкесу. Отсюда - введение ярких цветов: желтого, бирюзы, синего, зеленого и коричневого. Наибольшей популярностью при оформлении стендов выставки "Консалтинг, PR и бизнес-коммуникации" пользовались различные оттенки красного. Этот цвет несколько агрессивен, но он символизирует успешность и активность, а значит, хорошо подходит и для решения задач, стоявших перед устроителями. Легко объяснимо отсутствие пастельных тонов: стремление к ясности и четкости сообщений заставило отказаться от них.

Символы, знаки, концепции

При анализе выставки "Консалтинг, PR и бизнес-коммуникации" сложно говорить о единой концепции, последовательно развернутой в залах Малого Манежа. Тем интереснее, на наш взгляд, черты, самопроизвольно проявившиеся в этом экспозиционном пространстве. Выставка не только подтверждает программные заявления о том, что деятельность в области общественных связей в России окончательно получила общественное признание и обрела социальный статус, но и дает визуальную репрезентацию профессиональной деятельности. Согласитесь, сделать это непросто. Идущая из Средневековья традиция вывесок - обозначения труда плодами его - вряд ли была бы здесь уместна. Как изобразить работу мысли? После Родена любые попытки подобного рода заранее обречены на провал. Вероятно, высокая креативность и навыки, полученные в процессе профессиональной деятельности, способствовали достаточно успешному решению этой проблемы. "PR глазами пиарщиков" или "Автопортрет профессионального сообщества" - такими могли бы быть подзаголовки выставки "Консалтинг, PR и бизнес-коммуникации".

По мнению Агентства по связям с общественностью "Обратная связь", PR - это Высокое Искусство. Иначе зачем на стенде агентства так уютно разместились скрипка, фрагмент скульптуры, палитра и раскрытая книга? Этот визуальный ряд обладает некоторой избыточностью, как, впрочем, и архаичностью. Искусство сегодня вышло за рамки традиционных предметов, запечатленных на хорошо известном натюрморте Шардена, к которому так настойчиво апеллирует данный стенд. Несколько пыльно и старомодно, но зато дешево и убедительно. Тем более что произведения современного искусства знают немногие, а мировую классику - почти все.

Другой точки зрения на этот счет придерживается агентство "Четвертая власть". От романтического взгляда на мир не осталось и следа. "Военная кампания и PR-кампания - суть явления одного порядка" - уверяет нас яркая мишень, украшающая стенд агентства. Да и соседний стенд, посвященный конкурсу "Серебряный Лучник", солидарен с ним. Правда, стрелы, декорировавшие его, скорее похожи на оружие Амура, но основная идея осталась прежней.

"Успешно заниматься PR может только умная компания" - полагают создатели стендов "ИМА-Консалтинг" и "Никколо М". Поэтому в первом случае об этом напоминают шахматы, а во втором - часы и карты, указующие на "время" и "пространство" - основные категории философии.

На этом фоне особенно безликим оказался стенд Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Отсутствие запоминающихся образов (кроме герба, который вряд ли способен вызвать особенно приятные эмоции у граждан Российской Федерации), длинные сплошные тексты, ложное наукообразие слепых диаграмм - все это может рассматриваться как образец того, чего на выставке "делать не надо". Мелкий шрифт, пренебрежение абзацами и возможностью включения цвета значительно уменьшают число тех, кто мог бы проявить хоть какой-нибудь интерес к "приоритетным направлениям работы министерства".

Выставка как нельзя лучше показала все многообразие форм и представлений о деятельности в сфере PR. Традиционный и новаторский взгляды на разработку экспозиции соединились в пространстве Малого Манежа. "Не только на людей посмотреть да себя показать", но и отличиться "лица не общим выражением" - вот задача, которую решал для себя каждый из участников. Насколько удачно это получилось, вы могли судить сами, посетив выставку "Консалтинг, PR и бизнес-коммуникации".

Дата публикации: 08:35 | 29.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.