Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2002/3/practice/20


О необходимости гуманитарного консалтинга

Сотрудничество с консультантами не заканчивается после выборов
Этим интервью мы открываем новый проект "Со-Общения" - исследование спроса на гуманитарный консалтинг. Мы планируем провести серию интервью с заказчиками гуманитарно-технологических услуг, общей целью которых будет выявление основных проблем взаимодействия с консультантами. Надеемся, что результатом этого исследования станет улучшение взаимопонимания между заказчиками и производителями гуманитарно-технологических услуг. Более подробную информацию об исследовании можно найти на сайте "Со-Общения" (www.soob.ru).

Одна из сфер применения гуманитарных технологий - избирательные кампании. В этом интервью мы попросили Николая Брусникина, депутата Государственной Думы (фракция СПС), зам. председателя комитета ГД по кредитным организациям и финансовым рынкам, рассказать о своем опыте взаимодействия с политическими консультантами и\или гуманитарными технологами.

- Что означает для Вас понятие "гуманитарные технологии"?

Это понятие начало для меня открываться всего лишь несколько лет назад. Но думаю, что и сейчас, спустя 3-4 года активного общения с гуманитарными технологами, в том числе по поводу политики, я не во всей глубине представляю себе, что это такое. Видимо, в этом и есть одна из ценностей гуманитарных технологий - они не имеют законченного вида, и в конечном итоге углубление представлений о них идет параллельно с процессом личностного развития. Это в общем. А что касается конкретных представлений об этом явлении, они у меня сложились как на базе индивидуальной политической деятельности, так и на базе совместной работы в рамках проекта СПС.

Сегодня все чаще и чаще мне приходится вспоминать избирательную кампанию, которая проходила в конце 1999 года. Ее итогом стало, в том числе, и мое появление в политике. Со временем мне стала видна разница между политическими технологиями, которые я понимаю, как какие-то простые формы работы в сфере политики, и гуманитарными технологиями, которые подразумевают формирование условий, или даже скорее попытку подстраивания внешних условий под цели и задачи, ставящиеся в рамках того или иного проекта.

- Вы прошли через несколько выборов. Как разворачивалось Ваше сотрудничество с консультантами различного рода?

- Не скрою, что до сих пор не могу в полной мере доверять политическим консультантам. Это больше связано с особенностями моего характера, нежели с какими-то формальными основаниями. В жизни чаще приходится рассчитывать на себя, причем в разных сферах: административной, банковской, производственной, политической. Кстати, сам я являюсь автором одной идеи, которую скромно могу отнести к гуманитарно-технологическим. Это было осенью 1999 года в Пензе во время моей избирательной кампании на выборах в Государственную Думу. Сам я родом из Тольятти, и в восприятии пензенцев это было однозначным минусом: ладно бы из Москвы, а то из Тольятти, города, ассоциирующегося в их сознании с автомобильным заводом, бизнесом, большими деньгами и преступностью. Этот стереотип мне предстояло разрушить. При этом такие инициативы, как организация поездки пензенских журналистов в Тольятти - с целью показать им нормальный, работающий город - не устраняли недоверия. И мы придумали такой рисковый проект под названием "Автомобильные гонки на выживание". Было много пессимистических прогнозов, в том числе со стороны политтехнологов. Они говорили: "Пенза - совершенно не автомобильный город, им это не будет интересно". И тем не менее, несмотря на сильный мороз, собралось рекордное количество зрителей - около 20 тысяч. Как ни странно, на этих гонках я занял не первое место. Там не было никакой "политтехнологической" заданности, это было настоящее спортивное соревнование. В нем участвовали не только гонщики-профессионалы, но и пензенские журналисты, которых мы специально пригласили, чтобы они сами почувствовали, что это такое. Это, безусловно, увеличило мой рейтинг, а самое главное, начали меняться представления о Тольятти. Мы показали, что такое Тольятти, что такое автомобиль, насколько это зрелищно, интересно, азартно.

Возвращаясь к вопросу о взаимодействии с консультантами: в Пензе я полностью взял на себя руководство кампанией. Сейчас понимаю, что это было не совсем верным шагом. Кандидат все-таки должен быть освобожден от текучки.

Вообще, мне видятся три линии работы в любой политической кампании. Первая - линия кандидатская. В рамках определенной схемы кандидат максимально реализует свой потенциал и традиционно является главным действующим лицом в любой кампании. Вторая линия - это штаб. И третья линия - консультирование, интеллектуальная функция, которая должна быть органически вплетена в общую технологию кампании и может претендовать на обладание абсолютными правами. Я думаю, что в предвыборной кампании СПС именно этот момент в значительной степени привел к положительному результату. Если на первом этапе главный упор делается на управленца, который определяет, как грамотно построить кампанию, где что отпечатать, какие провести массовые акции и т.д., то на последующих этапах именно концептуалистам, идеологам, технологам должны быть предоставлены все права.

- Это справедливо для кампаний всех уровней?

- На мой взгляд, те предъявления, которые делают специалисты "федерального" и "регионального" уровня, не сопоставимы друг с другом. Во-первых, не сопоставимы по мотивации людей, которые участвуют в политических или гуманитарных проектах регионального уровня. Во-вторых, и методы на региональном уровне немного другие. И в-третьих, уровень затрат, все-таки, тоже иной. В общем, предложение соответствует уровню ожиданий. Раз уровень ожиданий невысок, в регионах появляются структуры или люди, которые, нахватавшись какой-то лексики и чаще всего не обладая собственным опытом, начинают "профанировать" эти технологии.

- Есть ли такие зоны, в которые консалтинг еще не дошел, а реальная практика уже показывает его необходимость?

- Большая проблема состоит в том, что содержание очень важных и сложных процессов, происходящих в экономике, не доводится до сведения граждан. В последнее время все больше внимания я уделяю деятельности в рамках комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам, и понимаю, что худо-бедно, но все-таки процесс серьезной перестройки экономики начался. Но анализ и оценка этого процесса - до сих пор удел экономистов. В небезызвестных спорах между Кудриным и Илларионовым мы знаем лишь внешнюю сторону, а внутренний аспект остается скрытым. Получается, что, экономика сама по себе, а реальная жизнь сама по себе. Тем не менее, при изучении экономических сайтов можно убедиться, что участниками профессиональной части фондового рынка ведется очень объемная и плодотворная дискуссия. Но нам нужен перевод на человеческий язык экономических критериев, подходов и проявлений, поэтому начинаешь осознавать необходимость задействования в этой сфере гуманитарных технологий.

Да и в политике нужно работать не в рамках "драматизированных" подходов. Просто повторять в который раз, что такое либерализм, чем правые отличаются от левых и почему коммунизм - замшелая ветвь уходящей эпохи, это как-то уже неинтересно. Нужна не только классическая идеологическая основа, но и здравый прагматический концепт...

Интервью ведет Павел Орпика

Дата публикации: 08:35 | 29.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.