Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2002 / Инновации / Практика

Революция для менеджеров


Наталья Труфанова
консультант по инновациям, Силиконовая Долина
ntrouf@yahoo.com
Версия для печати
Послать по почте

Книга, вдохновляющая изобретателей
Книга Питера Дракера (Peter F. Drucker) "Инновация и предпринимательство" была впервые издана в 1985 году, который стал годом не только больших политических потрясений в СССР, но и осознания новой роли инновации в мире. Harvard Business Review называет Питера Дракера "отцом современного менеджмента и выдающимся философом бизнеса современности". Этот человек дал нам возможность посмотреть на инновации, периодически возникающие в сфере науки и/или бизнеса, с позиции менеджера, то есть с позиции человека их создающего и ими управляющего.


Инновация - стимул для менеджеров

Книга эта знаменательна для нас даже не столько своей уникальной популярностью и почти наивной революционностью утверждений, сколько тем мощным влиянием, которое она оказала на формирование нового класса предпринимателей и менеджеров Америки конца 80-х - начала 90-х годов ХХ века. Именно в это время инновация была вырвана из ревнивых рук деятелей науки и техники и передана менеджерам как средство управления и развития. Средство, с помощью которого предприниматель эксплуатирует изменение как возможность другого бизнеса или другого сервиса. При этом инновационный процесс (новаторство) рассматривается как дисциплина, которой можно обучиться и которую можно практиковать. Для этого предприниматели должны целенаправленно искать источники инноваций и изменений, а также симптомы, указывающие на возможность успешных нововведений. Плюс они должны быть вооружены знаниями и методами, позволяющими применять принципы целевой инновации на практике. Все очень просто.

Прежде чем перейти к обсуждению скрупулезно описанных автором практик инноваций и предпринимательства, что, конечно же, интересно рассматривать в свете практик и реалий сегодняшнего российского рынка, мне бы хотелось сказать несколько слов об уникальности ситуации, сложившейся в США в период с 1965 по 1985 год. За эти два десятилетия в стране было создано более 40 млн. новых рабочих мест, подавляющее большинство которых своим появлением было обязано деятельности малых и средних институтов нового бизнеса. Согласно статистике, к 1985 году в США ежегодно создавалось до 600 тыс. новых предприятий, из которых, что любопытно отметить, только 10 тыс. принадлежало к уже модному в то время сектору high-tech. В чем же тогда дело? По мнению Питера Дракера, такое масштабное развертывание новых рабочих мест стало возможным благодаря внедрению новых технологий управления и, главным образом, систематическому введению инноваций в практику самого менеджмента.

Принято считать, что предпринимательство - очень рискованный вид деятельности. Однако если верить лукавому Дракеру, предпринимательство "рискованно" только для тех, кто не знает что делает. Риск возникает, когда отсутствует методология и нарушаются элементарные и общеизвестные правила менеджмента (ведь любая предпринимательская деятельность должна базироваться на целевой инновации и управляться кем-то). Предприниматель всегда инновационен, он всегда владеет инновацией как специфическим инструментом, создающим для него ресурс. В экономике нет ресурса мощнее, чем "покупательная способность". А это значит, покупательная способность должна создаваться самим инновационным менеджером.

Инновации - это не только high-tech

При этом необходимо понимать, что инновация совсем не обязана быть "технической" и выраженной в какой бы то ни было "вещественной форме". В истории человечества существует масса примеров очень значимых социальных инноваций, таких, например, как: газета или страховка. Один из интереснейших примеров социальной инновации и ее важности Питер Дракер находит в истории Японии. С того времени как в 1867 году Япония открыла свои двери современному миру, она всегда недооценивалась западными бизнесменами, даже несмотря на то, что сразу проявила себя на мировом рынке как экономическая супердержава и серьезнейший конкурент. Главной причиной этого была святая вера в то, что инновация должна основываться, прежде всего, на достижениях науки и техники. А японцы, по общепризнанному мнению, инноваторами не являются, они - имитаторы. По большому счету они не сделали никаких выдающихся технических или научных открытий, известных истории человечества.

Питер Дракер утверждает, что экономический успех Японии базируется на социальной инновации. Основная цель страны, в соответствии с истинным духом Дзюдо, заключается в том, чтобы использовать оружие Запада, но при этом оставаться Японией. А это означает, что социальная инновация для страны становится куда более значимой, чем любые технические новшества вроде парового двигателя или телеграфа. Социальная инновация, если считать ею развитие таких институтов, как школы, университеты, гражданское право, банки и трудовые соглашения, куда сложнее создания каких бы то ни было технических средств, поскольку перед социальными институтами стоит задача оставаться подлинно "японскими" и одновременно быть "современными". Они должны управляться японцами, но одновременно быть высокотехнологичными. Технологии можно импортировать по низкой цене и с незначительным риском для культуры нации. Общественные же институты должны иметь глубокие культурные корни, чтобы расти и процветать.

Целевая инновация и семь ее источников

Успешный предприниматель, по мнению Дракера, - какой бы ни была мотивация его действий: деньги, власть, любопытство, стремление к признанию или славе - всегда ставит перед собой высокие цели. Он никогда не довольствуется лишь улучшением того, что уже существует, модификация для него не может являться целью. Настоящий предприниматель всегда стремится создать новое и другое, превращая "материал" в "ресурс" или комбинируя существующие ресурсы в более продуктивную конфигурацию. При этом он обязательно отдает себе отчет в том, что именно изменение и есть тот "двигатель", который создает возможности для нового и другого.

Систематическое новаторство состоит в целевом и организованном поиске изменений и систематическом анализе возможностей таких изменений, которые могут предложить экономическую или социальную инновацию.

Что любопытно, речь здесь идет об изменениях, которые уже произошли или вот-вот должны произойти, и найти формы реализации. Подавляющее большинство успешных инноваций эксплуатирует уже состоявшиеся в обществе изменения. Существуют, конечно, инновации, которые сами по себе являются выдающимися техническими достижениями, не известными доселе миру, но такие случаи скорее исключения из общего правила. Большинство успешных и общеизвестных в истории общества инноваций гораздо более прозаичны - они просто используют уже произошедшее и, возможно, известное многим изменение в своих целях. Задачей предпринимателей, таким образом, является систематическое изучение тех изменений, которые предлагают возможности для нового и успешного бизнеса.

Под систематическим изучением возможностей инновации автор подразумевает мониторинг семи источников инновационной возможности. Первые четыре источника лежат либо внутри самого предприятия (бизнеса или общественного института), либо внутри отрасли (целого сектора отраслей или общественных институтов). Речь идет о некоторых симптомах, которые в то же время являются надежными индикаторами того, что уже произошло или может произойти, если приложить к этому небольшие усилия. Итак, первые четыре источника инновационной возможности:

- неожиданность - неожиданный успех, неожиданная неудача, неожиданное событие в другой сфере деятельности;

- разрыв между реальностью того, "что произошло", и реальностью "долженствования";

- необходимость - имеется в виду инновация как необходимость процесса (бизнес, индустрия или сервис);

- изменения в структуре индустрии или рынка, которые всех участников застигли врасплох.

Следующий набор из трех источников возможной инновации включает изменения, произошедшие или готовые произойти вне предприятия или индустрии:

- демография - изменение возрастной структуры населения;

- изменения в настроениях людей и доминирующих смыслах;

- появление элементов нового знания - как научного, так и "не научного".

Грани между этими семью источниками очень размыты и вполне возможно некоторое дублирование. Питер Дракер сравнивает свои источники с семью окнами одного и того же здания, расположенными по-разному. Примечательно то, что вид из центра каждого окна является уникальным. Важно понимать, что каждый из наблюдаемых источников требует отдельного анализа и имеет свои отличительные характеристики.

В замысел настоящей статьи не входило детальное обсуждение методик, которые автор предлагает для работы с источниками возможных изменений. Я предоставляю читателю право включить собственное воображение или перелистать страницы книги Дракера, раскрывающие азбуку успеха американских менеджеров конца двадцатого столетия. Джек Уэлч (Jack Welch) - легендарный и непревзойденный менеджер США последних десятилетий - взял на вооружение методику Питера Дракера и беззастенчиво эксплуатировал изменение в систематическом поиске успешных инноваций на практике, при управлении возглавляемой им до недавнего времени General Electric. Ему удалось создать и запустить в работу управленческий механизм, позволяющий компании, основанной в 1892 году, и на рубеже ХХ-ХХI веков оставаться неизменно "новой", вне зависимости от глубины происходящих в мире технологических изменений и смены "старой" экономики на "новую".


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Инновации
Контекст
Коммуникации на грани возможного
Анна Федорова
Основной инстинкт бизнеса
Юлия Агеева
Гуманитарная инноватика
Интервью с Алексеем Тупицыным
Первая революция XXI века
Материал подготовлен редакцией
Цветок инноваций в оранжерее государства
Интервью с Андреем Фурсенко
Вспомним Мартина Лютера
Анна Федорова
Полигон демонстрации PR-вооружений
Материал подготовлен редакцией
Среда
День влюбленных в политику
Юлия Агеева
Промоушн на грани искусства
Ирина Лаврухина
Апельсиновый Лучник
Тимон Афинский
Коммуникация начинается дома
Юлия Агеева
В России есть менеджеры?
Материал подготовлен редакцией
Новости
Интернет - среда делового сотрудничества
Журнал "Со-Общение" запускает проект "Новости гуманитарных технологий"
Будущее за технологиями
Рейтинг PR-агентств: цели, критерии и способы оценки
Лучшие PR-проекты собраны под одной обложкой
IT
Инновации в области IT
Илья Хитров
Практика
Инновационные принципы индейцев Дакоты
Александр Печерский
Революция для менеджеров
Наталья Труфанова
О необходимости гуманитарного консалтинга
Интервью с Николаем Брусникиным
Интернет
Инновации проверяются бизнес-планом
Алексей Пригожин
Академия
Искусство управлять воспитанием
Гуманитарные фабрики
Кризис унисекса
Светлана Колосова
Креатив между окнами в Европу
Андрей Ульяновский
Белые и пушистые
Наталья Михеенко
Книжный стенд
Сила убеждения
Катерина Медведева
PR вышел из тени
Алексей Екимовский
"Консультант" - должно звучать гордо!
Вера Васильева


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.