Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2002 / Инновации / Книжный стенд

Сила убеждения


Катерина Медведева
специально для "Со-Общения"
medvek@expert.ru
Версия для печати
Послать по почте

Знание и интуиция в ораторском искусстве
Автор "Политической риторики" (издательство "Никколо-Медиа") Георгий Хазагеров на первых же страницах признается, что написать эту книгу его вдохновили или, лучше сказать, вынудили три обстоятельства: глухота общественного сознания в современной России, несоответствие количества продуктов политической риторики их качеству и, наконец, низкая риторическая грамотность, вредящая как говорящему, так и слушающему. В предисловии Георгий Хазагеров пишет о том, что сейчас лишь немногие политики задумываются о форме, композиции и назначении текстов. Многие спичрайтеры работают интуитивно, а ораторы, произносящие их тексты, говорят иногда просто "от души", не имея ни малейшего понятия о теории риторики.


Три в одном


Хазагеров Г. Г. "Политическая риторика". Москва, Никколо М., 2002.

А между тем риторика - это наука о красноречии. По сути, сам учебник (а автор считает "Политическую риторику" именно учебником) является примером грамотного использования риторической науки и красноречиво показывает, что ораторское искусство в России на сегодняшний день находится в тупике. Доказательство тому - полное недоверие, невнимательность и цинизм, которые вызывают у нас выступления наших политиков.

"Политическая риторика" - это на самом деле сразу три учебника в одном: автор последовательно разбирает филологический, исторический и практический аспекты политической риторики.

Основной объем книги занимает раздел, посвященный "аппарату риторики". Задача этой части книги - показать все разнообразие риторики и ее широкие возможности. Однако человек без специального образования вряд ли сможет сходу освоить предложенные здесь многочисленные приемы и научиться с легкостью оперировать в изобилии встречающимися в этой части терминами, такими, как "квезиция", "амбегю", "апофазис", "амплификация", "диасирмус" и т. д., а словарь терминов в книге, к сожалению, отсутствует.

Однако хочется отдать должное автору, который не оставляет затерявшегося в море незнакомых слов читателя без ярких наглядных примеров. Помимо хрестоматийных выражений и высказываний Аристотеля и Платона, иллюстрациями к тексту служат отрывки из судебных выступлений, литературных произведений, а также русских сказок - "Репки", "Курочки-рябы". Из пяти частей традиционной риторики (изобретение - inventio, расположение - dispositio, изложение - elocutio, память - memoria и произнесение - pronuntiatio), автор подробно останавливается на трех: инвенция - "изобретение мыслей", диспозиция - "их расположение", и элокуция - "выражение, или оформление".

Немного истории...

Вторая часть книги ("учебник истории") называется "Мир убеждающей речи и судьба русской политической риторики". Для кого-то информация, изложенная в этой части, будет новой, но в основном личности и исторические факты, описанные в этой главе, известны нам из курсов литературы и истории. Автор настаивает, что ранняя русская ораторская речь была близка скорее гомилетике ("проповеди") или публицистике ("рассуждению"), чем убеждению. Она была адресована единомышленникам и единоверцам и потому лишена агрессии.

Позже ораторика ("убеждение колеблющихся и несогласных") в форме дидактики и полемики перешла на страницы толстых журналов, и только в революционный период, "ленинскую эпоху", риторика обрела полную силу и стала энергичной и агрессивной. Увлекательными, на мой взгляд, будут для многих статьи, посвященные "неполитическому" творчеству - текстам Окуджавы, Высоцкого, Жванецкого. Редко кто изучал советский стеб и юмор как элемент политической риторики, а ведь именно авторские песни и анекдоты в свое время "негласно" заменили вялую и бесцветную политическую речь застойной эпохи.

...и практики

Третий "учебник" - "Возможности политической риторики" - это критический взгляд филолога на современные предвыборные кампании. В этой части автор дает советы по написанию политических листовок, биографий, лозунгов, манифестов. Отдельные главы посвящены грамотности и красоте политической речи. Например, в главе "Орфоэпия" автор очень тактично объясняет, как по правилам русской речи надо произносить звук "г".

Мораль сей книги такова

Идея этой книги заключается, пожалуй, в том, что общий уровень культуры общества отражается и на политической риторике, поэтому такой учебник будет полезен не только политикам и их окружению. Необязательно учить наизусть системы тропов и названия оборотов речи. Важно понимать, что слово - это не пустой звук, а сильнейший инструмент воздействия.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Инновации
Контекст
Коммуникации на грани возможного
Анна Федорова
Основной инстинкт бизнеса
Юлия Агеева
Гуманитарная инноватика
Интервью с Алексеем Тупицыным
Первая революция XXI века
Материал подготовлен редакцией
Цветок инноваций в оранжерее государства
Интервью с Андреем Фурсенко
Вспомним Мартина Лютера
Анна Федорова
Полигон демонстрации PR-вооружений
Материал подготовлен редакцией
Среда
День влюбленных в политику
Юлия Агеева
Промоушн на грани искусства
Ирина Лаврухина
Апельсиновый Лучник
Тимон Афинский
Коммуникация начинается дома
Юлия Агеева
В России есть менеджеры?
Материал подготовлен редакцией
Новости
Интернет - среда делового сотрудничества
Журнал "Со-Общение" запускает проект "Новости гуманитарных технологий"
Будущее за технологиями
Рейтинг PR-агентств: цели, критерии и способы оценки
Лучшие PR-проекты собраны под одной обложкой
IT
Инновации в области IT
Илья Хитров
Практика
Инновационные принципы индейцев Дакоты
Александр Печерский
Революция для менеджеров
Наталья Труфанова
О необходимости гуманитарного консалтинга
Интервью с Николаем Брусникиным
Интернет
Инновации проверяются бизнес-планом
Алексей Пригожин
Академия
Искусство управлять воспитанием
Гуманитарные фабрики
Кризис унисекса
Светлана Колосова
Креатив между окнами в Европу
Андрей Ульяновский
Белые и пушистые
Наталья Михеенко
Книжный стенд
Сила убеждения
Катерина Медведева
PR вышел из тени
Алексей Екимовский
"Консультант" - должно звучать гордо!
Вера Васильева


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.