Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2002/3/i/30


Инновации проверяются бизнес-планом

Российский интернет - среда консервативная
Теоретики постиндустриального общества возлагали на интернет огромные надежды, далеко не все из которых оправдались. Тем не менее в мифе об инновационном обществе интернет занимает знаковое место. Это новая инфраструктура, новая среда. Возникает иллюзия, что процессы, происходящие в ней, подчиняются каким-то своим законам. А самое главное - интернет стимулирует производство инноваций, поскольку сам по себе является чем-то совершенно новым, иным. Подумаем, так ли это.

В интернете почти нет новых решений

Когда-то эксперты и аналитики придумали, что в интернете могут существовать совершенно особенные бизнес-модели, которых нет в индустриальном обществе, потому что интернет является инструментом коммерции общества постиндустриального. На самом деле, интернет сегодня - это не бизнес-среда. Модели, которые рождались на основе этой идеи, были не более чем инфраструктурой. Хороший пример - интернет-порталы. Кажется, что это инновация - появление поисковых систем, интернет-СМИ и т. д. В действительности, это построение инфраструктуры, которая станет базой для создания инновационного производства.

Если посмотреть на то, что было создано в интернете с точки зрения инноваций, а точнее, их определения как "новых способов думать и действовать", мы увидим, что нового здесь не так много. "Новое" - это некоторая трансформация старого. Подойдет такая метафора: с развитием компьютерных технологий увеличиваются размеры монитора, улучшается качество изображения, но внутри ничего принципиально нового не возникает. Продолжают возникать новые картинки, но не появилось новой среды. Пока не появилось. В социокультурном аспекте люди еще воспринимают интернет как инструмент, они еще не дожили до ментальности постиндустриального общества, в котором более удобные провода и мониторы используются для создания чего-то принципиально нового. Посмотрите на интернет-СМИ. В них нет ничего нового по сравнению с печатными, только информация появляется быстрее и можно задавать вопросы (элемент интерактивности), но этим мало кто пользуется. Никаких новых решений пока не нашлось.

Деньги не показатель

Года два назад состоялась большая конференция, посвященная IT. За столом сидели люди, разбирающиеся в инвестициях, и пытались понять, в чем же заключается новизна таких проектов, как, например, Rambler. Получилось, что самое важное - одновременно собрать огромное количество людей (неважно каким образом) и заработать при этом немножко на рекламе, но самое главное сейчас не деньги. Они считали инновацией именно доступ к огромному количеству людей.

Вообще-то этим доступом можно пользоваться по-разному: можно шоколадные батончики пользователям продавать, можно сделать из них религиозную секту, либо вообще потребителей, которые будут вкладывать свои деньги не в виде платы за товар, а в виде инвестиций в свою компанию. Последнее станет инновацией, а все остальное - это просто предоставление информации, инфраструктура.

Два года назад в мире были достигнуты рекордные показатели производительности труда. Это произошло за счет информационных технологий. Решили посмотреть, за счет каких именно, и выяснилось, что к ним относятся e-mail и мобильная связь, то есть такие технологии, которые люди могут потреблять в огромных количествах, которые являются, фактически, базовыми. А сложные информационные системы и тому подобное к приросту производительности труда отношения не имели.

Инновационные прорывы, которые начинают влиять на экономику, возникают тогда, когда инновация происходит в голове у человека: он ее адаптирует и начинает использовать. Пока этого не произошло, инновационным процесс считать не стоит. Когда мы внедряем телефон, сама инновация заключается не во внедрении телефона. Инновация - это человек, использующий этот телефон.

Проекты разумные и безумные

Об интернете можно говорить как об инструменте и как о новой информационной среде. Интернет, который, по сути, является неким технологическим способом передачи информации, становится более красочным и удобным - и это хорошо само по себе. Является ли это средством для инновации? Если существуют люди, которые понимают, что такое инновация и как с этим работать, то да. Если интернет используется как набор каких-то картинок, это форма распространения журнальной продукции, а не инновация. Инновация - это то, что влияет на создание будущего.

Предположим, мы решили создать инновационную группу. Одну группу составят студенты-гуманитарии, другую - сумасшедшие. Если посмотреть на деятельность этих двух групп с точки зрения инопланетянина, в обеих группах люди будут делать что-то свое, "нестандартное".

Единственный способ отделить разумные решения от безумных - проверить, можно ли на их основе построить бизнес-модель.

В интернете было придумано огромное количество моделей, связанных с "коллективным разумом". Эти системы строились по следующему принципу: создается некая система рейтинга; человек заходит на сайт, регистрируется там и начинает отвечать на какие-то вопросы. Если сообщество считает, что он отвечает достаточно хорошо, его рейтинг повышается. Эксперты отвечают, вопросы взвешиваются, находятся другие эксперты. И внутри этого сообщества постепенно строится некая модель ответов на все вопросы. Считать ли такую систему обработки информации инновацией? Или считать это бредом? Где проходит эта грань? Все ли, что является чем-то отличным от уже существующего, можно считать инновацией?

Инновацией можно считать только то, что имеет некий потенциал, который может быть адаптирован обществом. Может быть, лет через сто пятьдесят такая модель будет адаптирована, но пока это остается игрой.

Требуется образ героя

В связи с этим особенно интересно посмотреть, как к производству инноваций подходят в России.

Когда мы говорим про постиндустриальную экономику и про инновационное общество, мы представляем экономическую сущность страны в виде совокупности маленьких ячеек, которые развиваются.

Так вот, когда про информационное общество говорят в России, утверждается, что нужно везде проложить кабель и подключить всех к интернету. После этого немедленно произойдет инновационный прорыв. Однако максимум, которого можно достичь, используя такой "инфраструктурный подход" - добиться того, что люди начнут посылать друг другу электронные письма. Инновация в этой среде может возникнуть, а может и не возникнуть.

Но когда мы создаем действительно новую среду, мы создаем и некий новый образ. Человек выбирает, принимает решения, говорит, что он хочет быть на кого-то похожим.

В России совершенно отсутствует образ героя инновационной среды. Кто этот человек? Тот, кто провел вам кабель? Тот, кто придумал теорию общества? Тот, кто изобрел сложный продукт?

У нас нет героя нашего времени. Аудитория интернета - это в основном молодежь. Молодой человек стремится отличаться от других, он изначально "инновационен". Существует два способа отличаться: что-то опровергать и разрушать или что-то создавать. У нас отсутствует образ героя, который что-то создает.

В контексте создания информационного общества, когда люди говорят о создании чего-то нового, для них необходимо уважение и поддержка сообщества. Когда человек заявляет о необходимости каких-то изменений, ему важно, чтобы его поддержали. Приходит человек на собрание своих приятелей и говорит: давайте поменяем все, покрасим стены в зеленый цвет, будем встречаться не в комнате, а в парке. Этот человек серьезно рискует. Предположим, есть другой человек, который говорит: давайте будем тратить меньше денег, все делать более качественно, и вообще хорошо друг к другу относиться. Он вроде бы предлагает изменения, но при этом занимает очень консервативную позицию. Мы знаем, что такие модели достаточно хорошо работают в России. В отечественном интернете последние четыре года бытует мнение, что нужно смотреть на происходящее на Западе и адаптировать это к России. И получается достаточно интересная ситуация: интернет, являющийся вроде бы инновационной средой, по сути дела, консервативен. Люди, которые создают российский интернет, боятся осознанного риска.

В принципе, это присуще всем, но в России это создает серьезный барьер для инновационного развития.

Дата публикации: 08:35 | 29.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.