Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2002 / Инновации / Контекст

Цветок инноваций в оранжерее государства


Интервью с Андреем Фурсенко
soob@expert.ru
Версия для печати
Послать по почте

Единственный путь к прогрессу - желание измениться
Руководитель может построить у себя в компании маленькую китайскую стену и проводить инновационную политику в рамках своей отрасли, но этого явно недостаточно. Необходима государственная инновационная политика. О позиции государства в этом вопросе и о перспективах инноватики в России - в интервью Веры Васильевой, специального корреспондента "Со-Общения", с Андреем Фурсенко, заместителем Министра промышленности, науки и технологий РФ, председателем научного совета Фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад"


Инновации - вещь прагматическая

- Каким образом можно определить понятие "инновация"?

На мой взгляд, инновация - это подход, а не какая-то конкретная вещь. И в этой связи у меня есть некоторые разногласия со многими, кто трактует инновационную экономику как отдельную отрасль. С одной стороны, я считаю, что инновации - это методика. Когда вам кто-то говорит, что он занимается инновациями, вы будете спрашивать: "В чем?". Например, интернет стал определенной отраслью, но не надо забывать, что это инструмент, устройство для бизнеса. С другой стороны, я согласен с оппонентами, утверждающими, что инновация - это способ мышления. Человек с инновационным способом мышления все время идет вперед. Предприниматель по своей сути - человек, мыслящий инновационно. Но в бизнес-сообществе есть люди, склонные к новому бизнесу, а есть консервативно настроенные.

- Как бороться с нежеланием отечественного бизнеса принимать инновации?

- Наш министр, И.И.Клебанов, в одном из своих интервью, кажется для "Эксперта", сказал: "...деньги любят хорошие условия, им надо себя воспроизводить". Все-таки инновационное предпринимательство - это, прежде всего, экономическая проблема. Конечно, человек должен получать удовольствие от своих действий, это очень важно. Но инновация сама по себе никого не интересует, инновация - очень прагматичная вещь. Если человек вдруг понимает, что благодаря инновациям ему становится лучше жить, тогда он начинает вводить инновации. С другой стороны, люди, в основном, ленивы и если есть возможность добиваться чего-либо без использования инноваций, то они эту возможность используют.

Перспективы венчурного бизнеса в России

- На Западе существуют фонды, в которые государства щедро вкладывают деньги. У нас, насколько я знаю, тоже есть фонд, созданный при поддержке Вашего министерства. В чем состоит его деятельность? Какова его цель?

- Государству должно проявлять интерес к тому, чтобы инновационный бизнес развивался. И оно использует опыт других стран. В частности, в России создан "фонд фондов" - Венчурный инновационный фонд (ВИФ), задача которого - содействовать построению системы венчурного инвестирования в научно-технической сфере, помогая регионам создавать аналогичные фонды у себя, с российским и/или западным капиталом, не суть. И инвестировать эти фонды должны в компании именно инновационные. Западных коллег даже не интересует масштаб вложенных денег, их интересует старт. Для России этот процесс важен еще и потому, что мы входим в капитал создаваемых фондов через ВИФ, мы не можем контролировать их деятельность, но получаем возможность участвовать в процессе и регулировать его развитие.

- В результате повысится конкурентоспособность российских компаний в области интеллектуальных разработок?

- Мы и сейчас конкурентоспособны. Например, уровень компаний, представляемых на наших венчурных ярмарках, выше, чем на ярмарках США. Мы активно занимаемся поиском перспективных компаний на всей территории бывшего СССР. В частности, на последней Ярмарке были представлены компании из 16 регионов страны. Я считаю, что отечественный технический и интеллектуальный потенциал находится на должном уровне. Вообще, венчурный бизнес - интересный, свободный, рисковый, и он должен вписаться в российскую ментальность.

Клубитесь, инноваторы!

- Мы можем рассмотреть партнерство в инновационном бизнесе как социокультурный аспект инновационной деятельности? Я говорю скорее о создании некой культурной среды этого бизнес-сегмента, о продвижении инновационных принципов деятельности в смежные бизнесы...

- Есть отдельная сфера, которая с точки зрения инновационного бизнеса заслуживает самого пристального внимания и очень важна - это сфера общения. Очень важно создать и площадку, на которой бы пересекались элиты. Что такое "венчурный капитал"? Это деньги обеспеченных людей, которые готовы их вкладывать в новые дела. Основан этот бизнес исключительно на доверии, взаимодействии, общении и партнерстве в достижении общих целей. Например, нефтяное лобби настолько замкнуто в себе, что рассчитывать на вложение денег не приходится, я уже не говорю про соответствующую культуру. Эта общность крайне мала.

Расширение кругозора в огромной степени замыкается на взаимное пересечение элит. В России оно практически отсутствует. Должна быть индустрия общения. На Западе роль гольф-клубов и клубов вообще в бизнесе огромна. У нас нет моды на этот вид общения. Еще раз повторю, проблема дефицита межэлитного общения крайне важна, и решить ее толком пока не получается. Второй важный аспект этой проблемы - грамотно поставленный PR. Все должны понимать, что инновации - это достойно и здорово. На Западе слово "инновации" сейчас модно. Я был очень удивлен, когда года четыре назад при посещении Америки, проснувшись утром рано и включив одну из программ, я увидел в прайм-тайм трехминутный рекламный ролик про венчурный бизнес и инновации на тему, "как это важно и здорово для Америки, насколько серьезно, что инновационные проекты делают Америку сильнее". И это был социальный заказ на уровне федеральной власти, как я понимаю.

Наука очень важна для людей как система поддержания, возникновения и передачи новых знаний, повышающих интеллектуальный уровень человечества. Однако человечество создало экономику, которую не в состоянии обеспечить имеющийся интеллектуальный ресурс - это такой паровоз, мчащийся на всех парах, и мы с ним уже не справляемся. Мы не справляемся с потоком информации, с огромным количеством нововведений. Укрупнения и слияния компаний происходят из-за того, что они не успевают отслеживать изменения рыночной конъюнктуры. России, как и многим странам, также не хватает образованных людей.

- Некому управлять?

- Не только, и исполнять тоже. Вообще, проблема инновационного подхода к образованию крайне важна, и именно она является определяющей. И ее за счет эмиграции не решить - это паллиатив, причем, на короткое время. Людей не хватает везде. Я уж не говорю о том, что нам надо расширять имеющуюся систему обучения так, чтобы человек мог получать нужные ему знания в течение всей активной жизни; ведь базовое образование дает только основу знаний.

Государство в роли менеджера

- Каково нынешнее состояние государственной политики в области инноваций, каковы основные тенденции и перспективы?

- Мы должны точно определить, что можем получить от науки, и понять, как это можно использовать с коммерческой точки зрения. Если мы не обеспечиваем равнопрочную цепочку "от идеи до продукции с платежеспособным спросом", то, получается, что мы просто субсидируем другие страны. То, что люди уезжают, это еще полбеды. А вот когда люди не уезжают, а продолжают жить в стране, создают новые интеллектуальные продукты, которые уходят на Запад, там коммерциализуются и возвращаются к нам обратно, означает только одно - мы реально эти страны субсидируем. И если говорить о государственной политике, то нам нужно точно определять приоритеты. Потому что движение по всему фронту наук - смерти подобно, у нас денег на это нет.

- Давайте поговорим о субъектах государственной инновационной политики.

- Несомненно, субъектами государственной инновационной политики

являются регионы. Хотя тут есть очень важный момент: региональная политика должна быть в достаточной степени межрегиональной. Иначе каждый губернатор в своем регионе начинает быстро строить свою "великую китайскую стену" по всему периметру.

Наша новая экономика будет возникать на основе тех малых и средних предприятий, которые возникли или возникают даже не в результате приватизационных преобразований, а почти из ничего - по желанию тех или иных специалистов. Я знаю примеры, когда малые компании подминали под себя часть крупных, огромных фирм и создавали на этой основе корпорации. Это не традиционный для Запада путь. Там происходит все наоборот: малая фирма очень сильно развивает свой бизнес, а крупная компания ее поглощает/покупает. У нас, можно сказать, вокруг малого, но активного ядра-центра образуется блок, наращивающий объемы. Многое будет зависеть от того, как поведет себя государство в ближайшее будущее. Оптимистичный вариант - в ближайшие три-четыре года этот процесс наберет силу.

- Где находятся точки развития инновационного бизнеса, в Москве и Питере?

- В первую очередь, это - Санкт-Петербург и Подмосковье. Москва немножко перекормлена, здесь слишком много дешевых денег. Надо быть голодным. В тоже время неправительно, что все время говорят только о Питере и о Москве. Я бы назвал еще несколько регионов: например, в Поволжье - Пермь, Нижний Новгород, где есть определенная активность; в Сибири - Новосибирск, Томск и другие места, где люди идут вперед; Владимир, Казань, Краснодар - много так называемых "точек роста" есть в настоящее время в нашей стране. На северо-западе есть места, где люди мыслят инновационно. Главная проблема - создание инфраструктуры, которая помогала бы людям двигаться вперед.

Консерваторы и новаторы

- Какие направления промышленности наиболее востребованы людьми, создающими инновационные проекты?

- На первом месте энергетика, так как люди начали понимать, что проблемы энергосбережения касаются их лично. Это означает, что на электроэнергетику есть платежеспособный спрос, люди готовы начать экономить электроэнергию.. Далее химия и новые материалы. Есть определенная система, определяющая - какие проекты будут востребованы и будут развиваться. Во-первых, эти проекты не должны быть очень капиталоемкими, во вторых - энергоемкими, они должны быть основаны на интеллектуальных разработках, они не должны быть очень комплексными, потому что советская логистика разрушена, а ее западный вариант находится на стадии внедрения. Продукт должен реализовываться за один цикл. Один из важнейших критериев оценки инновационного продукта - наличие быстро расширяющихся рынков.

Если говорить о местном рынке - это фармацевтическая отрасль, где есть спрос на наши разработки. Очень перспективная отрасль - лесопромышленная. На самом деле продукция лесной переработки - это "high-tech". Но мы отдаем этот рынок, мы уже потеряли его большую часть. Его забрали Китай, Финляндия, Швеция. Инновационная составляющая этого бизнеса не проработана, к тому же в России практически не осталось Вузов, готовящих лесовиков.

- Какие сферы бизнеса наиболее консервативны с точки зрения инноваций?

- Строго консервативных сфер бизнеса нет. Например, сейчас нам предлагают проект, связанный с нефтью. Суть его в том, что, увеличив глубину переработки нефти, можно увеличить стоимость продукта в 3-4- раза. Это инновация в чистом виде. Отрасль консервативна там, где нет прямой мотивации участников к зарабатыванию денег на нововведениях.

- В российской ментальности заложено сопротивление всему новому, как это транслируется на область инноваций?

- Сопротивление инновациям не уменьшается, так как они затрагивают сферу интересов очень многих людей, создают проблемы отчасти для российского менталитета, отчасти экономического характера. Сегодняшняя система в науке, например, требует радикальных изменений. В то же время, я не согласен с тем, что в российской ментальности заложено сопротивление новому. Скорее наоборот, мы очень инновативная нация (иногда даже слишком), так что перестроечный потенциал, в хорошем смысле этого слова, у нас далеко еще не исчерпан.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Инновации
Контекст
Коммуникации на грани возможного
Анна Федорова
Основной инстинкт бизнеса
Юлия Агеева
Гуманитарная инноватика
Интервью с Алексеем Тупицыным
Первая революция XXI века
Материал подготовлен редакцией
Цветок инноваций в оранжерее государства
Интервью с Андреем Фурсенко
Вспомним Мартина Лютера
Анна Федорова
Полигон демонстрации PR-вооружений
Материал подготовлен редакцией
Среда
День влюбленных в политику
Юлия Агеева
Промоушн на грани искусства
Ирина Лаврухина
Апельсиновый Лучник
Тимон Афинский
Коммуникация начинается дома
Юлия Агеева
В России есть менеджеры?
Материал подготовлен редакцией
Новости
Интернет - среда делового сотрудничества
Журнал "Со-Общение" запускает проект "Новости гуманитарных технологий"
Будущее за технологиями
Рейтинг PR-агентств: цели, критерии и способы оценки
Лучшие PR-проекты собраны под одной обложкой
IT
Инновации в области IT
Илья Хитров
Практика
Инновационные принципы индейцев Дакоты
Александр Печерский
Революция для менеджеров
Наталья Труфанова
О необходимости гуманитарного консалтинга
Интервью с Николаем Брусникиным
Интернет
Инновации проверяются бизнес-планом
Алексей Пригожин
Академия
Искусство управлять воспитанием
Гуманитарные фабрики
Кризис унисекса
Светлана Колосова
Креатив между окнами в Европу
Андрей Ульяновский
Белые и пушистые
Наталья Михеенко
Книжный стенд
Сила убеждения
Катерина Медведева
PR вышел из тени
Алексей Екимовский
"Консультант" - должно звучать гордо!
Вера Васильева


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.