Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2002 / Немедийная трансляция / Среда

Универсальный ключ


Версия для печати
Послать по почте

Язык гуманитарных технологий зависит от областей их применения
Гуманитарные технологии (ГТ), и в том числе их немедийные инструменты, могут успешно использоваться для продвижения товаров или услуг. PR, promotion-акции, direct-mail и т.д - это инструменты для достижения частных результатов, которые вписаны в общий контекст. Этой точкой зрения с нами поделились люди, которые не считают себя гуманитарными технологами, однако определяют сущность своей деятельности практически так же: "алгоритмизированное описание маркетинговых коммуникаций" и "работа с нормами и ценностями людей..."


Приведенный ниже текст - выдержки из дискуссии Михаила Гринфельда, бизнес-консультанта http://www.nlp.ru, Координатора Совета Тренеров НЛП, и Анатолия Левенчука, президента http://www.Techinvestlab.com.

В гуманитарной сфере границы условны

А.Л.: У меня есть отвертка. Я могу сказать, что отверточные технологии бывают автомобильными или мотоциклетными, то есть определить эти технологии через области, где я могу использовать отвертку. Но в то же время я могу сказать, что отвертка предназначена для откручивания болтов - и это называется отверточная технология, а применяется она в следующих местах...

Так же и с гуманитарными технологиями: они применяются в работе с людьми. Я могу сказать, что если мне удается работать так, что результаты моей работы воспроизводимы, то это означает, что есть возможность передачи содержания. При этом абсолютно неважно, кто использует это содержание: журналисты или специалисты в сфере маркетинга, рекламы и т.п. Кроме того, для меня также не имеет значения различие (которое активно обсуждают специалисты) между рекламой, маркетингом и управленческим консультированием. Если я владею гуманитарными технологиями, то они будут работать одинаково, в какую бы отрасль я с ними ни пошел.

Что такое технология?

М.Г.: Индифферентность к содержанию - один из главных признаков технологии. Если то, чем вы владеете - социально- экономическая и гуманитарная технология, то вы можете достаточно просто применить ее к маркетинговым исследованиям, продажам, рекламе; имея в своем распоряжении этот инструмент, вы можете заняться управленческим консультированием или психологическим консультированием. Однако я выделил бы еще несколько признаков и дал бы следующее определение: социально-экономической и гуманитарной технологией называется такой способ описания успешного опыта в социально-экономических (маркетинг и менеджмент) и гуманитарных (психология, педагогика) областях, у которого присутствуют следующие свойства: ориентация на результат, алгоритмизированность, отделимость от личности, индеферентность к содержанию, собственный язык описания и устойчивая повторяемость в достижении хороших результатов при применении.

При этом я бы разграничил три понятия: гуманитарная технология, социально-экономическая технология, PR-технология. Гуманитарные технологии алгоритмизированно описывают опыт в гуманитарных областях, социально-экономические - в маркетинге и менеджменте, PR-технологии способны алгоритмизировать только различные виды PR. Социально-экономические технологии могут интегрировать маркетинговые коммуникации, а PR-технологии не в состоянии

это сделать. Я считаю, что различные виды PR являются подсистемами маркетинга и менеджмента. PR имеет двойную природу: социальную (человеческую, общественную) и экономическую (финансовую). Как мне кажется, определение PR как социально-экономической дисциплины могло бы существенно повысить качество подготовки PR-специалистов и PR-кампаний.

Различие между PR, рекламой, маркетингом заключается в методах их описания и границы между этими маркетинговыми коммуникациями носят преимущественно терминологический характер.

Нужно ли разрабатывать новый язык?

А.Л.: Если границы размыты, зачем вообще надо знать эти термины: реклама, маркетинг...?

М.Г.: Мы должны учитывать ментальную модель тех, с кем мы имеем дело, учитывать то структурирование маркетинговых коммуникаций, которое у них существует, и вписываться в него.

А.Л.: Гуманитарные технологии первичны, а "ярлычки" PR, маркетинг, реклама - вторичны и важны только для принятия различных ролей по отношению к другим людям. На уровне гуманитарных технологий я могу, определив, что хочет услышать от меня собеседник, говорить, что я работал или в PR, или в маркетинге. Если я обладаю знаниями в области коммуникации, то я совершенно спокойно могу заниматься и психологическим консультированием, и проведением рекламных кампаний.

Если ты умеешь писать - неважно, какие тексты ты пишешь, потому что ты владеешь технологией письма. Но есть некоторые "мантры", с которыми заказчику удобнее оперировать. Например, если заказчик работает с целевыми аудиториями, мы будем использовать именно это понятие.

М.Г.: Я бы не сводил это до уровня действий. Задача не только в том, чтобы подстроиться, наладить взаимопонимание. Важно также признание права на существование других языков описания.

А.Л.: Я могу легко пристыковывать к своему базовому знанию о гуманитарных технологиях все эти области и быть технологичным, получать неизменно превосходный результат. При этом я просто буду использовать терминологию тех людей, которые привыкли говорить так или иначе. Мы никогда не будем разрабатывать универсальный язык, а будем уважать терминологию тех людей, которые потратили много времени на овладение ею.

М.Г.: Мы будем работать, признавая и ценя их видение. Надо стремиться к множеству, а не к единичности. Если ты владеешь несколькими языками описания, различными технологиями, то они увеличивают твои ресурсы. Если немного перефразировать Теорему Геделя, то можно сказать: нет единственно правильного описания системы; наиболее полным будет ее описание с точки зрения различных надсистем.

А.Л.: Если вы выполняете заказ, в котором задействован маркетинговый отдел: promo-сайты, sales promotion, то вы должны использовать язык маркетингового отдела, чтобы улучшить коммуникацию между людьми, и ваши решения станут более технологичными. Заказчик заключит с нами контракт, потому что мы обладаем знаниями, но как только мы начнем беседовать с его людьми, нам придется перейти на другой язык. Нужно разговаривать, используя терминологию людей, с которыми мы общаемся. Но то, что мы делаем, мы сможем выразить и на нейтральном языке гуманитарных технологий, нейтральном в отношении этих областей применения.

Попытаюсь проиллюстрировать. Есть очень хороший прием, специалисты по гуманитарным технологиям поймут - это матрица, где очень легко определить, кто главный. Мы бы нарисовали точно так же. Есть ГТ, а есть области их применения. K ГТ относятся НЛП, психологические модели, меметика, методология и многое другое. А области применения: это PR (GR, IR, HR), маркетинг, реклама...

Двойная сущность технологий

М.Г.: Любая технология имеет двойную сущность: деятельностную и описательную, каждая из которых дополняет другую. Ограничения любых описаний заложены в языке, на котором происходит описание. Если у нас есть термины реклама, PR, маркетинговые исследования и т.п. то мы начинаем при помощи них называть (описывать) отделы в компании, разделы бюджета, наконец свои действия и появляется рекламная деятельность, PR- деятельность и т.д.

Если в нашей терминологии есть термин "маркетинговые коммуникации" и "единая структура", то отдел у нас будет называться отделом маркетинговых коммуникаций, соответственно и раздел бюджета, и наша маркетинговая деятельность изначально будет интегрированой. Язык описания существенно меняет предметную область. Основная Разница не в деятельности, а в способах ее описания...

Как мне кажется, при подготовке PR-специалистов нужно учить их не только, PR-деятельности, но и различным видам ее алгоритмизированного описания...


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Немедийная трансляция
Контекст
О важности слухов в условиях диктатуры СМИ
Марина Щедровицкая
Почти эзотерическое знание
Анна Федорова
В сетях
Интервью с Сергеем Зуевым
Вечные задачи маркетинга
Немедийная трансляция как апофеоз PR
Игорь Ниесов
На перекрестке искусства и бизнеса
Интервью с Александром Гафиным
Среда
PR и гуманитарные технологии - иллюзия противостояния?
Материал подготовлен редакцией
Универсальный ключ
Серебряный лучник - 2001
Алена Верная
Игра в жизнь
Материал подготовлен редакцией
Развитие общественных связей: новые тенденции
Новости
Красная метка
Библиотечный self-promotion
Бизнес-PR: новый взгляд
Новый президент IPRA о миссии PR
Проект
Шведские идеи для российских квартир
Катерина Медведева
Клуб Remy Martin в России
Дарья Уланцева
Практика
Технологии продаж: еще раз о главном
Слухи и современное общество
Андрей Мамонтов
Ваш образ создают детали
Татьяна Слотинцева, Людмила Степнова
Гуманитарные фабрики
Как заставить любимого киногероя курить Мальборо
Николай Бункин
Вперед, на подвиги!
Артур Роттерштайн
Книжный стенд
Презентация в стиле NLP
Михаил Гринфельд
Маркетинг - это не война, а завоевание
Вера Васильева
Серебряный союз
Катерина Соколова


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.