Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2002/2/practice/17


Ваш образ создают детали

Бизнес-подарок как немедийное сообщение
Во многих компаниях к расходам на фирменные сувениры относятся как к неизбежности - не возлагая на это, впрочем, больших надежд. Однако бизнес-подарок, если "нагрузить" его соответствующим символическим содержанием, может быть с большим успехом использован для укрепления бизнес-контактов и для развития корпоративной культуры компании.

Разница между сувениром и подарком

Мы исходим из понимания того, что бизнес-подарок может выступать как минимум в двух ипостасях:

- как рекламоноситель; можно выделить не менее полутора десятков различных категорий рекламных сувениров: пишущие принадлежности, текстиль, часы, предметы для офиса, POS-материалы для оформления мест продаж, упаковка, керамика, стекло, изделия из кожи и т.д.

- как предмет, концентрирующий в себе более насыщенную информацию о трех позициях: о корпоративном духе (кредо) компании; об индивидуальности того, кому дарится подарок; о перспективных деловых связях и доверительных отношениях между партнерами.

Смысловая многослойность этой разновидности подарка позволяет нам называть его подарком-символом или подарком, несущим некую историю, если хотите - миф.

Можно предположить, что подарок-символ - это всего лишь один из сегментов в многообразии рекламных сувениров. Однако это не совсем так. Подарок-символ, по сути, не является прямым рекламоносителем (вовсе не обязательно указывать на нем логотип фирмы) - он является носителем основной корпоративной идеи, поэтому конструируется и подбирается по принципу ассоциаций и аналогий. Если обычный рекламный сувенир, как правило, однозначен, то подарок-символ - это подарок со сложным смыслом, он контекстуален.

Контекст задается целями и задачами организации, ее стратегией, традициями и внутренними смыслами. Зачастую контекст невозможно материализовать, он возникает на уровне смыслов и понимания. Его выражением могут послужить какие-то конкретные случаи и ситуационные примеры. Скажем, сотрудника увольняют за частые опоздания - этим символизируется тот факт, что для фирмы важна дисциплина. Если рост рейтинга фирмы и прочие ее достижения отражены в корпоративной газете - это подчеркивает важность внутрикорпоративных коммуникаций.

Кому и зачем делать подарки

Соответственно, адресность рекламного сувенира и подарка, выражающего корпоративный дух, различна.

Подарок-символ индивидуален и потому предназначен прежде всего для перспективных партнеров, а также для сотрудников компании - для укрепления внутрикорпоративных отношений и развития горизонтальных карьер.

В развитии горизонтальной карьеры сотрудника воплощается его потребность в карьерном росте и самореализации. Способствует этому, к примеру, перемещение на смежные участки работы ("Только Вы способны решить эту проблему"), образование временных рабочих групп под решение отдельных задач (где имеет место передача сотруднику функций управления группой) и т.д.

Подобные меры, фактически не предполагая предоставления сотруднику новой, более высокой должности, психологически поддерживают его мотивацию собственного личного роста. Преподнесенный сотруднику подарок в этой ситуации призван символически обозначить повышение его профессионального статуса - как в сознании самого сотрудника, так и в восприятии его коллег, - и способствовать дальнейшему укреплению мотивации.

Сделать идею осязаемой

Итак, подарок-сувенир материализует, опредмечивает, делает осязаемой главную корпоративную идею - кредо, дух компании. Это может быть идея вертикального развития (восхождения), или же идея горизонтального развития (распространения), или стратегия расширения сфер бизнеса (преумножения).

Например, если стратегия развития фирмы направлена на дальнейшее завоевание рынка в своем узком секторе - то есть происходит восхождение, движение вверх - в таком случае фирменный подарок может быть выполнен в виде устремленной ввысь спирали. Если же, наоборот, наряду с развитием основного бизнеса происходит освоение нового, образуется холдинг или финансово-промышленная группа - то в качестве символического фирменного подарка вполне уместен, к примеру, образ многогранника, конфигурация из трех кубиков и т.д. Впрочем, предметную реализацию выбранной символической идеи всегда лучше поручить профессиональному дизайнеру.

Подарок может также символизировать корпоративное понимание смысла профилирующей деятельности. Например, если вы занимаетесь строительным бизнесом, это могут быть идеи домашнего тепла, семейственности, искусства интерьера. Здесь в качестве фирменного подарка вполне могут использоваться картины; подарок-символ может представлять собой миниатюрный домик в деревенском стиле и т.д.

В информационном бизнесе превалируют, с одной стороны, идеи открытости, появления новых возможностей, а с другой - идеи влияния, власти и т.д.

Банковский бизнес - это богатство, процветание и бережливость, поэтому подарок-символ в виде векселя или стилизованного целкового (можно использовать также аналог золотого слитка) здесь будет вполне уместен.

Формы, цвета и носители

Подбор и конструирование подобных подарков требуют не только интуиции, но и специальных знаний в области психологии и символики. В частности, необходимо ориентироваться в способах символической интерпретации цвета, а также иметь в виду национальные особенности символики цвета и цветов. Скажем, в Венгрии скорбь символизируют гортензии и хризантемы. В Германии огненно-красные розы - знак страстной любви, а вот в Мексике и других странах Латинской Америки красный цвет есть цвет крови и скорби, поэтому деловым партнерам лучше дарить белые цветы.

Известно, что отношение к цветам и в России неоднозначно: например, многие связывают такой цветок, как лилия, со скорбью - а потому лучше не рисковать, выбирая эти цветы для подарка. Есть мнение, что гербера - это мужской цветок, хотя, по оценкам многих специалистов, истинно мужским цветком считается хризантема. Желтые цветы у людей мнительных могут вызвать нежелательные ассоциации с изменой...

Кроме того, нужно уметь собрать информацию о том, кому предназначен подарок. Поэтому из вышесказанного следует, что технологии подарка и дарения - это одно из важнейших направлений в развитии корпоративной культуры.

Важным технологическим моментом в этой области является, в частности, понимание того, что практика подарков-символов при единстве универсальной формулы (Я+Ты+Наши отношения) предусматривает, как минимум, две разные линии:

- Каждый раз придумывается и конструируется новый подарок. Подарками такого типа достаточно легко подчеркнуть индивидуальность того, кому дарят, но не всегда просто отразить корпоративную идею;

- Это могут быть подарки одного типа - картины, эзотерические вещи или специально сделанные символические предметы (например, банковский вексель, или же выполненный в металле, дереве, либо каком-то другом материале фирменный знак), но в индивидуально подобранной под того, кому дарят, вариации. Может меняться стиль картины (модерн, классика), ее содержание или сюжет; банковский вексель может изображаться на разных носителях и в разном художественном исполнении - бумаге, ткани, коже и т.д. Соответственно, сама вещь и ее индивидуальный акцент должны обыгрываться и представляться в виде некой истории, мифа.

Понятно, что эти две линии подарков существуют наряду с традиционным рекламным сувениром.

Уже говорилось о том, что корпоративный подарок-символ может дариться сотрудникам фирмы на юбилеи и знаменательные даты. Специалист по корпоративной культуре может проконсультировать сотрудников отдела, которые готовят подарок ко дню рождения своего коллеги. В таких случаях могут быть использованы подарки разного типа - главное, чтобы в них отражалась индивидуальность того, кому дарят, послание-намек фирмы.

Ритуал дарения

Ритуал дарения предусматривает знание некоторых тонкостей этикета. Например, известно, что при первой деловой встрече подарок дарят хозяева, а не гости.

Символический подарок сам по себе предполагает исполнение ритуала дарения. Это нужно для того, чтобы расшифровать смысл подарка. В некоторых случаях он понятен и без специального действа. Но исключать ритуал и в этих случаях не следует, так как он сам по себе является элементом подарка, оживляет и очеловечивает тот предмет, который дарится. Ритуал может содержать словесное объяснение смысла подарка, действие, музыку, что-то еще. Это зависит от содержания подарка и культуры дарящего. Главное, чтобы ритуал был содержательно продуман и хорошо исполнен.

Пример: на основе знания о том, что деловой партнер коллекционирует колокольчики, в качестве подарка был выбран старинный буддийский колокол. Преподнесение данного подарка сопровождалось вручением верительной грамоты на хранение древней реликвии, где указывалась история этого колокола и подчеркивались достоинства партнера.

В качестве ритуального действия при вручении фирменных подарков сотрудникам может выступить звучание гимна фирмы или звукового слогана.

При взаимодействии с зарубежными партнерами желательно иметь представление о местных ритуалах и, по возможности, их использовать или хотя бы учитывать. К примеру, известно, что японцы при встрече делают поклон. Однако угол этого поклона не должен быть слишком большим (не более 30%), иначе это будет негативно воспринято; на фуршетах японцы предпочитают пить пиво; в их культуре традиционно принято рассылать поздравительные открытки и послания к знаменательным датам. Эти и многие другие мелочи позволят вам построить действительно эффективное взаимодействие с вашиими партнерами и сотрудниками.

Дата публикации: 08:03 | 29.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.