Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2002 / Индустрия развлечений / Практика

Куш & Кукиш


Дмитрий Ухлин
специально для "Со-Общения"
soob@expert.ru
Версия для печати
Послать по почте

Идеальное ток-шоу — весело и недорого
Шоу-бизнес — дело показное. Именно поэтому телевидение является наиболее предпочтительным его инструментом. Всякий телеперсонаж считается успешным или нет в зависимости от количества людей, одновременно узнающих его как по лицу, так и по имени-бренду. Чем чаще зрителю предоставляется возможность оценить психологическую совместимость со звездой до уровня персонифицированных фрустраций и невротических привязанностей, тем выше вероятность большого куша для торговцев энергоемкими мечтами об ином человеческом облике и предназначении.


Звезды с улицы

Ток-шоу как телевизионный жанр появилось на пересечении интересов шоу-бизнеса, телевидения и общества потребления. Задача шоу-бизнеса — всеми способами стимулировать интерес общества к развлечениям, на которых можно зарабатывать. Задача телевидения — сохранять свою привлекательность в глазах телезрителей, оставаясь при этом удобной и выгодной площадкой для шоубизнеса. Что касается третьей силы — обывателя, то он уверен, что без его внимания к телеэфиру и прочим масс-медиа никаких звезд нет и быть не может. Однако страх лишиться самоидентификации вне этой признанной обществом системы координат заставляет его снова и снова размышлять на тему: откуда взялись эти звезды и кто такой я сам?

Присутствующие в студии люди с улицы помогают телезрителю понизить психическое напряжение от несоответствия важности собственной судьбы ее отражению в массмедиа-мире. Ток-шоу различаются между собой как раз эмоциональным градусом погружения звезды в процессе непосредственного общения с обычными телезрителями — от агрессивной битвы до умилительного единения индивидуальности с массой.

При этом тема передачи абсолютно не важна. Политика, секс, общечеловеческие ценности, частные семейные скандалы — приглашенный герой, звезда, эксперт или очевидец разыгрывает перед залом индивидуальную драматическую стратегию гадкого утенка и белого лебедя. Чередование этих ролей создает такую волну, что завороженный телезритель не может оторваться от телеэкрана. Что может быть интереснее защитных стереотипов поведения человека перед попавшей в экран толпой?

Ток-шоу: взгляд изнутри

«Человек в маске» — провокационный ход, аккумулировавший в себе интригу самой сути раздвоения личности людей, составляющих аудиторию ток-шоу по обе стороны экрана. Желание зрителя знать всё о герое, примерить на себя его роль вступает в болезненное противоречие с жуткой ценой представляемой ему популярности: полнейшей анонимностью общественного бытия героев-масок.

В общем, модификаций исследуемого жанра великое множество. Но даже самый ехидный телеман, уже знающий из прессы о стоимости найма и методах подготовки людей, работающих зрителями в зале, о гонорарах безымянных артистов, играющих реальных людей, рассказывающих душещипательные случаи из жизни, и обо всех прочих тонкостях изготовления некоторых всем известных ток-шоу, никогда не откажется понаблюдать, как все купились на этот полупрофессиональный театр с как по нотам расписанной партитурой зала.

Как правило, режиссура ток-шоу строится на умении ведущего держать и разводить аудиторию, на умении сценаристов выстроить интригу и способности редакторов подобрать героев и людей в зал, снабдить необходимой провокационной информацией всех участников будущего действа и т. д. Задача усложняется, если ток-шоу должно выходить в прямом эфире. Количество людей, работающих над программой и их квалификация могут стремиться в заоблачные выси, однако порой они не в состоянии создать мало-мальски интересный конфликт в студии. В таких случаях не обойтись без звезд, с их умением импровизировать на фоне собственных предсказуемых стереотипов поведения. Однако если речь идет о ток-шоу, которые ставятся и записываются в течение 2—4 часов, а потом монтируются в получасовую программу, то тут умение отобрать и максимально верно, пусть даже вопреки реальной хронологии, смонтировать отснятый материал оказывает создателям неоценимую услугу. Поэтому если речь идет о телевизионном отражении наболевших политических или социальных проблем, можно использовать риал-формат, собрать в студию как можно больше соответствующих теме программы звезд и при верном поведении ведущего надеяться на естественное рейтинговое течение процесса talk как отражения иерархической и потому драматической природы человеческой толпы.

Если же преследуются интересы шоу-бизнеса, то в России большинство ток-шоу — это быстро окупаемые и потому самостоятельные телепроекты в силу своей дешевизны, относительной популярности и, соответственно, выгодного рекламного отбоя. Дешевизна достигается как раз записью. Действие в студии можно режиссировать по ходу, эффектный дизайн студии и виртуозная операторско-монтажная работа непременно доведут дело до кондиции. В результате то, что получится, можно смело считать телевизионным постановочным фильмом вне зависимости от реальности или нереальности происходящего на экране.

Интерес к такому действию зависит исключительно от уровня режиссуры. Зритель поставлен перед фактом: на экране присутствует не реальное противостояние частного самовыражения общему мнению, а его телевизионно-развлекательная постановка. Впрочем, в массовом сознании ТВ и правда жизни никогда и не были синонимами. Достаточно того, что в каждом отдельном кадре присутствуют простые люди и настоящие звезды. Зрителю остается только следить за развертыванием эмоциональноконфликтного поля. Чаще всего обычный зритель в состоянии определить, приглашен ли человек в студию как бесплатный гость или его засветка была оплачена. В последнем случае у звезды есть возможность цензуры программы, чтобы избежать невыгодных для себя моментов. В противном случае в погоне за эмоцией зрителей создатели ток-шоу, как правило, не останавливаются ни перед чем, докручивая картинкой тот драйв, который по каким-либо причинам так и не удалось создать собравшимся на съемку программы.

Униженные и оскорбленные

Программа «Большой куш» телеканала СТС — ежедневное ток-шоу, которое выходит в эфир по рабочим дням. По степени своей экспериментальности оно не имеет аналогов в России. Его авторам удалось продумать все до мелочей и добиться эффекта присутствия живой энергетики. Каждый элемент этой программы несет в себе игру с самим жанром. Ведущий — самый скандальный журналист музыкальной тусовки Отар Кушанашвили, чья история с Аллой Пугачевой прекрасно вписывается в сценарную матрицу этого забавного телепроекта.

Первым в студии «Большого куша» появляется человек с улицы — с историей своего унижения, в котором виновата какая-нибудь звезда. Разогрев зал историей своих обид в стиле лучших образцов таблоидных выдумок, обиженный жаждет публичной сатисфакции. Тут появляется сама звезда. Зал уже расколот, и дальнейшее обострение конфликта развивается само собой. Дальнейшее появление по очереди двух свидетелей, выступающих «за» и «против» обиженного звездой персонажа, усложняет это сорокаминутное действие до уровня небольшой пьесы с взрывным рукоприкладством, пресекаемым нерасторопными секьюрити.

Кроме усложненной сценарной схемы еще одним ноу-хау программы стало обиходное, как бы само собой разумеющееся, использование ненормативной лексики. В эфире ее убирают, запикивают, что в симбиозе с богатой мимикой лица ведущего создает эффект постоянной отвязанности. Но самое главное — вся передача сделана так, чтобы ни о какой реальности даже речи не шло. Обсуждаемые истории подаются буквально как издевка над другими подобными ток-шоу, играющими в правду. Все они состряпаны абсурдно, с демонстративно торчащими во все стороны белыми нитками, а звезды то самоиронично подыгрывают героям и ведущему, то изображают активное недовольство происходящим. Для них все происходящее равносильно надругательству над смыслом действия ток-шоу. Однако поведение зала свидетельствует об обратном. Данное надругательство и есть как раз осуществление мечты рядового зрителя.

Следует обратить внимание на атмосферу. Вся студия благодаря оформлению под голливудский кич сигнализирует: здесь воплощается в жизнь лозунг Энди Уорхолла о том, что каждый человек имеет право высказаться по телевизору наравне с остальными звездами. Над последними, напротив, следует вволю поиздеваться, потому что, оккупировав телевизионное пространство, они узурпируют право рядового человека на полноценную масс-медиа-судьбу. Человек c улицы, превращаясь во временную и обиженную, но звезду, не должен избегать издевательств, каких достойна звезда настоящая.

Зрителю не так важно — страдает он или кайфует перед фактом наличия разнообразных звезд. Предметом конфликта оказывается сам поиск границ и определение личностной стоимости любого массмедиа-эха. В этой неразберихе и рождается успех: ток-шоу увлекает как раз наличием свободного, веселого и энергичного пространства, стремится утвердить миф о звездном счастье или разрушить его до основания.

Каждый участник или зритель волен примерять на себя любые роли, чувствуя при этом единение с общечеловеческой массой перед лицом мифа и телевидения в целом. Играть придуманные роли настолько интересно, что не важно, снимают ли это, транслируют ли, проплачены ли деньги. Психотренинг лицедейства на тему великой американской мечты, известной как русское «из грязи в князи», самодостаточен ровно настолько, чтобы его демонстрация по телевидению не вызывала никаких нареканий со стороны приглашенных звезд. Никто не приглашает их как реальных людей. Они исключительно персонажи масс-медиа, от которых можно ожидать чего угодно. Всё это игра на публику. Значит, никакие претензии о пострадавшем имидже не могут приниматься всерьез, как если бы история происходила на страницах какой-нибудь желтой газетки.

Декларируя такой подход, создатели программы открыто приглашают любых звезд к работе над сценариями собственных шоу, дают возможность неизвестным актерам с неподдельной богемной страстью и утонченностью пробовать в ролях друзей, свидетелей и героинь. Потому здесь — всё правда. Работая с самым низким из всех тележанров, создатели «Большого куша» имеют четко поставленную цель — поразить эмоциональный мир телезрителя, обогатить его самоиронией и заставить снова и снова умиляться наивной простоте, с которой можно решать самые казусные ситуации человеческого бытия.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Индустрия развлечений
Контекст
Элегантно вальсируя жизнь
Дмитрий Петров
Вас танцуют
Анна Носенко
Точку невозможно поставить!
Василий Аксенов
Развлечение — или Вовлечение?
Ефим Островский
Это больше не entertainment
Виктор Мизиано
Мисс Масскульт без макияжа
Вячеслав Глазычев
Конструируя будущее, думайте о прошлом
Михаил Кутузов
Обаяние российского шоу-бизнеса
Артемий Троицкий
Новости
Михаил Касьянов принял участие в открытии новой сцены Большого театра
Госдума выделяет средства для "Норд-Оста"
Малый и средний бизнес Оренбурга осваивает связи с общественностью
Ролик "Моя семья" занял первое место на Московском международном фестивале рекламы
Фотографы-рекламщики раскрыли тайны своей кухни. И мастерства
Награды нашли героев
Соперники снова встретились. Чтобы обсудить федеральный политический проект
Практика
Как мы пишем, так и дышим
Георгий Урушадзе
Глянцевый мужчинка их мечты
Эдуард Михневский
Свет мой, зеркальце, скажи
Нина Матусевич
Куш & Кукиш
Дмитрий Ухлин
Мюзикл с русским акцентом
Катерина Медведева
Одни создают, а другие копируют
Игорь Чапурин
Оперативный простор
У нас отобрали шоу
Сергей Михайлов
Модно быть собой
Анна Герасимова
Российский бейсбол заносит биту
Рустем Сафронов
Как вам это понравится?
Рита Ветрова
Однажды в России
Автандил Цуладзе
У подножия шоу-бизнеса
Катерина Медведева
Место эмоций на рынках будущего
Артур Роттерштайн


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.