Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2002/12/practice/27


Как мы пишем, так и дышим

Интеллектуальный бизнес
Нас в свое время учили: единственное, что осталось от СССР, — это единое информационное пространство. Последние годы показали, что никакого единого информационного пространства нет. На мой взгляд, вполне имеет право на существование гипотеза о том, что книга — это последнее свободное СМИ. А раз так, то новое информационное пространство можно создавать с помощью пера... Содействуя строительству общественной связности.

Не надо рыданий

Мне интересно читать о том, что на самом деле происходит в стране с ее людьми. И этого в книгах я не нахожу. Почему? Писатели ничего не понимают? Или — их вынудили существовать на 50 долларов в месяц, вот они и имеют соответственную позицию: Гайдар ограбил бабушек, Чубайс ограбил страну, Горбачев развалил все, и вот теперь, на обломках, мы страдаем и — пишем о своих умирающих деревнях и о страданиях спивающихся людей. Людям про это читать не интересно. И даже вредно.

Из обрывков газетных сообщений, телепередач лепятся какие-то дикие мифы и затем тиражируются, вкладываются в головы несчастным читателям. Они, читатели, вынуждены довольствоваться дрянью в дешевых обложках на дешевой бумаге.

И весь этот газетный язык на газетной бумаге называют литературой...

Неинтересно. Скучно. Но ведь не рыдать — исправлять ситуацию надо.

Ревизия литературы

И наше издательство сделало первый шаг. Мы провели комплексное исследование литературной реальности.

Результаты работы фокус-групп показали, что современному читателю угодны язык, стиль, сюжет. В итоге на рынке как бренд стоят всего четыре писателя, причем двое из них... давно умерли.

Кто же эти люди?

Акунин, Маринина, Набоков и Довлатов. Четверо. Что говорит в первую очередь о том, что место для других есть, а еще о том, что... Нет, пожалуй "еще" оставлю при себе.

Но это, так сказать, сопутствующие исследования. Главное — мы осуществили ревизию русскоязычной прозы, созданной за последние 10 лет.

Мы придумали "Российский сюжет" — объявили конкурс на лучший роман во всех основных жанрах — приключенческом, историческом, любовном. Мы хотели, чтобы прозвучала именно крупная форма, — она является показательной.

Тюмень — Бостон

В "Российском сюжете" приняли участие писатели из СНГ, Австралии, США, Германии, Латинской Америки, Испании, Израиля. Мы собрали громадное количество произведений. Увидели, что действительно происходит в нашей литературе. Провели экспертизу. И теперь можем считать себя специалистами по сюжетной прозе. Но это не всё.

Мы, наверное, одними из первых построили настоящий мостик, связующий издателей и авторов из разных регионов и стран. Успешно действующий мостик. Мы начали издавать и продвигать наших авторов-победителей (всего их четверо, только один — москвич). Причем всерьез намерены делать это не только в Москве, но и в провинции. И надо сказать, что в Курске и Тюмени — откуда пришли к нам двое из соискателей, а теперь уже и лауреатов — настоящий бум. Там хотят новых книг. Собственно, в регионах мы уже перешли от намерений к делу.

Теперь тюменского писателя, пишущего о Тюмени, узнали в Красноярске, Омске, Киеве, Минске, Бостоне...

Это и есть один из шагов, ведущих к новой сшивке информационного пространства. Подобные конкурсы, ориентированные на мировую русскоязычную аудиторию, еще никогда не проводились.

Жвачка — не для нас

А теперь самое-самое главное. Мы действительно через конкурс нашли тех авторов, которые соответствуют объявленной стратегии нашего издательства.

Стратегия "Пальмиры" ясно сформулирована: наш писатель должен иметь широкую аудиторию, и задача издательства — продвинуть писателя к его широкой аудитории. Писатель должен быть социально значимым, его творчество должно быть востребовано обществом. Обществу нужны не патогенные, а позитивные произведения. Писатель — как элита. Общество — как потребитель качественной продукции, качественной русскоязычной современной литературной продукции.

И это должна быть литература с позитивным знаком.

Нам нужно идти вверх, а не вниз. Вверх всегда тяжелее. Нужна помощь. Книги могут помочь. Жвачка для мозгов — это не для нас и не для нашей аудитории. Пора выгребать из мифов, высасывающих разум и душу, — о "новых русских" как хозяевах жизни, о безнаказанности зла и сильных мира сего, о деньгах, якобы отменивших все десять заповедей сразу, об утраченном "рае" советского социализма...

Литература, восстанавливающая в читателе уважение к себе и своей стране, — такая литература еще недавно не была востребована, но сейчас необходима многим. Это показали и наши собственные исследования, и — параллельно — отбор рукописей, проведенный жюри нашего конкурса.

Экспертиза показала, что новых читателей новой литературы достаточно, чтобы покупать в нужных объемах ту продукцию, которую мы намерены издавать в соответствии со своей концепцией. Мы рассчитываем, что каждая наша книга может издаваться тиражами от 50 до 100 тысяч экземпляров.

Просто любить

Нашего лауреата Светлану Борминскую из Пушкино читали разные люди. Отзывы — схожие: "Надо же так относиться к своей стране, земле, к своей малой родине, которую многие уже списали со счета, так любить ее! Десять лет так никто не писал".

Книга Борминской "Охота на старушку" — абсолютно искреннее признание в любви к своей родине. Прочтет человек такую книгу и поймет, что это не стыдно — родину любить. Что страну свою любить — правильно; землю ее любить, реки и горы — правильно; и бабушек на улице любить — тоже хорошо. "Примитивное" уважение к старшим, своей истории и к людям, живущим рядом — нормальное, здоровое чувство.

Так вот, писатели могут сказать себе: это мои старухи, мои читатели, мои заложники, я за них несу ответственность.

Как вы яхту назовете, так она и поплывет

Хочу заметить, что наше на первый взгляд столь странное для "обычных" издателей стремление именно так выстраивать стратегию нисколько не искусственно. Это закономерный результат аналитической работы. Лет пять назад ни о каком издательстве "Пальмира" речи быть не могло. Что же произошло?

Мы почувствовали изменения в стране, изменения в головах.

Заканчивается бардак, разруха. Развился и закрепился интерес к продвижению русского языка, интерес к отстаиванию интересов России. Возродился патриотизм. Новый патриотизм.

Неконструктивно и в конечном счете невыгодно оставлять все как есть, будто ничего не произошло, — продолжать снимать сериалы, издавать книги, где герои так и останутся проживать нереальные жизни — красиво кататься в элегантных "мерседесах", красиво страдать или — просто пить водку и проклинать жизнь.

Такого рода литература всегда не только НЕ конструктивна, но попросту ДЕструктивна. Преступна.

"Сон разума рождает чудовищ". И я думаю, что та пропасть, на краю которой мы сегодня с большим или меньшим успехом балансируем, — эта пропасть вначале появилась на страницах книг. И только после — в нашем реальном бытии.

Как вы яхту назовете, так она и поплывет, как напишете жизнь, такой она и будет. Жизнь пишут писатели. Не отражают как попало, а новую пишут. Как напишут, так все и будет.

Да, такая позиция — это мой вызов. Как издателя и читателя.

Дата публикации: 01:38 | 01.12


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.