Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2002/12/op/24


Однажды в России

Олигарха прокатили. На слоне
Березовский вернулся. В Россию. Верхом на слоне. В образе Платона Маковского, героя фильма Павла Лунгина "Олигарх". Его создатели решились показать, что олигарх — он тоже человек и потому "звучит гордо". Учитывая негативные стереотипы, закрепившиеся за российскими олигархами вообще и за Борисом Березовским в особенности, нельзя не оценить смелость проекта.

Маковский— Березовский: рифмуется?

Фильм, однако, не оправдал ожиданий. Он, например, не содержит рецептов, "как стать миллионером в России", что, несомненно, разочаровало молодых зрителей. Платону Маковскому не хочется подражать, он не предлагает моделей поведения, и потому идентификации зрителя с героем не возникает.

Не удивил Лунгин и спецэффектами. Их нет. В интервью НТВ Березовский утверждал, что некоторые сцены слишком преувеличены, например эпизод с теплоходом. Герой Машкова устраивает гонки на теплоходах. В результате двигатель одного из них взрывается. Однако Березовский скорее всего ошибается. В фильме слишком мало преувеличений. Гонки на теплоходах не самое захватывающее зрелище. Им явно далеко до погони на катерах по Темзе из фильма "И целого мира мало".

Претензия на "Крестного отца"

Российский-то зритель разбалован голливудской продукцией. И ему скучно, когда нет сумасшедших. Да и смертельная опасность, которой подвергается герой, малоубедительна. Когда Маковский узнает о покушении на себя из телерепортажа, зрителю кажется, что он смотрит не боевик, а "Дорожный патруль".

Легко распознаются в фильме цитаты из саги "Однажды в Америке", но "Олигарх" не дотягивает до этого жанра. Отчетливо различимы и мотивы из "Крестного отца": в финале друг Маковского Лари устраняет людей, предавших олигарха, и тех, кто за ним охотился. Но сам Маковский — отнюдь не "крестный отец".

Героя не получилось

Картину не спасает даже то, что в ней поднята одна из серьезнейших проблем современной России — нелегитимность нажитых капиталов. Авторы сделали попытку оправдать их происхождение. А может, такие "гении", как Маковский, имели право на сверхдоходы и оказались вынуждены воевать с кондовыми ребятами из спецслужб? Такая мифологическая схема где-то, быть может, и сработала бы, но точно не в России. Убедить российского человека в том, что мошенник имеет право жить припеваючи, а честный следователь с Урала при этом вынужден считать жалкие копейки (в фильме эта метафора воплощена буквально), — нереально. Так что герой из Маковского не вышел. Для этого он слишком эгоцентричен. А то, что соратники величают его "гением", так доморощенные аферы Маковского могут вызвать у нынешних олигархов лишь снисходительную улыбку. Сегодня юристы крупных компаний изобретают столь виртуозные схемы, что Маковскому и не снилось.

Подражание голливудским мафиозным сагам было обречено на неудачу в силу того простого факта, что российский и американский кинематографы находятся в разных весовых категориях. Тем не менее уже самим фактом своего появления "Олигарх" стал заметным событием в общественной жизни России. Это первая серьезная попытка мифологизировать фигуру олигарха в кино, попытаться из растиражированного СМИ и телесериалами плоского негативного образа вытащить полноценную story. Возможно, вскоре появятся другие картины на производственную тему с более внятным сюжетом и более удачными героями.

Дата публикации: 01:38 | 01.12


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.