Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2002/12/op/23


Как вам это понравится?

"Шоу Трумена"
Трагикомедия Питера Уира "The Truman Show", по сути, одна из лучших вариаций современного кинематографа на тему массовых коммуникаций. Тема человеческих взаимоотношений, тема переговоров еще раз с блеском отыграна одним из профи "фабрики грез".

The Iron Standard: 102 минуты. Почти "За стеклом"

Тридцатилетний представитель среднего класса, страховой агент по имени Трумен Бёрбэнк живет в стандартном городке Сихевен. С самого начала действия режиссер намекает зрителю на парадоксальность ситуации: англо-американское Truman звучит очень похоже на True Man, то есть "настоящий человек", а фамилия Бёрбэнк — шутливая ссылка на киношные будни — в американском городе Бёрбэнк (пригород Лос-Анджелеса, штат Калифорния) находится несколько голливудских киностудий. Это парадоксальное сочетание символического и воображаемого заставляет вспомнить о философских трактатах Бодрийяра, Хайддегера, Лакана.

Deadlock — порочный круг шоу-мании

В тот момент, когда он родился, его жизнь превратилась в шоу. Бёрбэнк всю свою жизнь проводит под всевидящим оком телекамер. Шоу, которое, как поясняет реклама, идет "в прямом эфире без купюр 24 часа в сутки, 7 дней в неделю для телезрителей всей Земли". Шоу с марионеткой-Труменом в главной роли, который даже не догадывается об "обратной стороне ветра". Ведь на самом деле остров Сихевен — телевизионная студия, оснащенная 5000 камер. Каждый житель города — актер. Даже его жена и мать —на самом деле актрисы.

Но Трумен Бёрбэнк все-таки не "тупой, еще тупее". В один прекрасный день он начинает понимать, что происходит нечто странное, что-то, что не укладывается в обычные рамки. Странные фразы, которые произносит его жена (Лора Линней), оказываются рекламным текстом ролика какао. Безысходность комфорта, который герой начинает воспринимать как удавку на шее, — первый звоночек грядущего экзистенциального кризиса.

Лорин (Наташа Мак-Элхоун) — тоже актриса, чье настоящее имя — Сильвия Гарленд, еще одна режиссерская отсылка, решается открыть герою правду о происходящем: "Все это ложь, а мы только играем свои роли". В результате из шоу девушку увольняют. Эта ситуация становится катализатором процесса. Пытаясь доплыть на надувной лодке до острова Фиджи, куда, как ему сказали, уехала Лорин, Бёрбэнк попадает в иную, реальную жизнь.

When the Bough Breaks-k-ks...

Так в конце концов герой "Шоу Трумена" обнаруживает, что мир, в котором он живет, — стопроцентный бодрийяровский симулятор, которым управляет телемагнат Кристоф (Эд Харрис), играющий роль Творца. Фильм заканчивается многоточием. Герой, ломая хайддегеровское состояние "man", покидает искусственный рай — телешоу закрывается. Прыжок за границы своего мира, в неизвестность — мужество, граничащее с идиотизмом, — один из стереотипов американского сознания.

Что же заставляет людей смотреть real-шоу? Потребность в новой информации, желание знать о том, что интересного произошло сегодня и вчера? Вуайеристические наклонности? Нет, стереотипы, оказывающие непосредственное влияние на наши поступки, формирующие картину окружающего мира. Питер Уир не стал делать ставку на оригинальность замысла — многочисленные "За стеклом" давно уже известны массовому зрителю. Цель фильма — изменение обывательской психологии, сложившегося порядка вещей, действий потребителей и производителей масс-культурных ценностей.

Дата публикации: 09:38 | 01.12


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.