Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2002 / Индустрия развлечений / Контекст

Вас танцуют


Анна Носенко
советник Генерального директора компании ГРОС
mechta@dol.ru
Версия для печати
Послать по почте

Или всё же танцуете вы?
Скоро ли люди искусства и интеллектуалы, сидя в кафе и на кухнях, станут с энтузиазмом обсуждать свое Предназначение и замыслы, в которые они вовлечены.


От раз-влечения к во-влечению

Покупая тот или иной товар, мы приобретаем переживания и эмоции. Это отнюдь не новость!

Ведь товары — это в том числе материальные носители тех или иных человеческих эмоций. Многие покупатели так и говорят: «Я покупаю это молоко, потому что мне всегда хотелось жить в деревне и иметь такой домик». Есть продвинутые покупатели, которые говорят: «Я знаю, что покупаю не молоко, а его рекламу — но ведь иначе как бы я сделал свой выбор? По вкусу все очень похожи!»

Количество людей, отдающих себе отчет в том, что они приобретают именно эмоции, а не их материальные носители, растет с каждым днем. Потребление от этого вовсе не снижается, а, наоборот, растет, ибо эмоций человеку требуется гораздо больше, чем предметов.

Стокгольмские профессора Кьелл Нордстрем и Йонас Риддерстрале описывают новую экономику как систему управления потребителя производителем. Когда потребление становится осознанным, покупатель действительно начинает диктовать условия производителю. Покупатель говорит: «Эту куртку я покупаю — она мне нравится, потому что в ней я похож на Харрисона Форда, а эту книгу я не покупаю, потому что мне не нравится ее реклама: она не радостная».

Кроме эмоций, нанесенных на материальный носитель, есть и нематериальные эмоциональные товары — продажа чистых переживаний — то, что в англоязычном мире именуется еntertainment. Что покупают люди, приобретая фильмы, компьютерные игры, музыкальные диски? «Те же самые переживания», — скажут многие и будут правы. Разница в том, что при покупке еntertainment мы осознанно делаем выбор в пользу той или иной эмоции. Гораздо более осознанно, чем с материальными товарами. Такое осознанное потребление позволяет нам начать действовать и жить рефлексивно.

Cлово «entertainment» имеет «штамповый» перевод на русский язык — индустрия раз-влечений. При внимательном разборе слова «entertainment», выясняется, что оно может быть переведено скорее как во-влечение (обратите внимание на значение английского enter). Раз-влечение и во-влечение — два слова, которые открывают потребителю двери в два разных понимания, а значит, и потребления современного entertainment.

В чем, на наш взгляд, принципиальная разница этих двух пониманий: раз-влечения и во-влечения? В том, что мир раз-влечений танцует вас (Огромное спасибо методологу Линару Закирову за обсуждение этой статьи и ловосочетание «Вас танцуют».). А в мире во-влечения вы танцуете сами.

Можно привести много аналогий подобного разделения пространства: «Хвост виляет собакой», «Уши машут ослом» (Название фильма и книги.)  и так далее.

Почему именно такое различие?

Когда мы говорим: я развлекаюсь, мы имеем в виду действие, отличное от основного дела. Развлечение как отвлечение. Мы также говорим о развлечении как о способе отдохнуть, когда мы устали. Мы радуемся, если наши развлечения принесли пользу нашему основному делу. Например, воодушевили нас, придали сил. И огорчаемся, если из раза в раз развлечения никак не наполняют нашу жизнь, а лишь опустошают кошелек. Ведь развлечения могут и пугать, и ужасать.

С выбором развлечений возникает та же проблема, что и с товарами: как выбирать? Ведь если мы и так уже осознаем, что потребляем переживания и эмоции, то что может быть критерием для выбора потребляемых эмоций?

Безусловно, большинство людей свое право принимать это решение доверяют рекламным агентствам, обслуживающим производителей развлечений. И это вовсе не плохо, но есть одно «но»: мы не знакомы с этими рекламными агентствами, что делают они — мы не знаем!

Наряду с огромным количеством людей, выбравших позицию «жизнь без управления», растет движение тех, кто относится к своим эмоциям как к тому, чем можно, а главное, должно управлять, иначе можно оказаться в плену страстей. Причем чужих.

Такие люди начинают смотреть на товар не только с точки зрения его эмоциональной наполненности, эмоционального заряда, но и задавая себе вопрос: как этот товар своей эмоциональной наполненностью изменяет мир, распространяясь все более и более?

Иначе говоря, что делает этот товар?

Кому-то такое отношение к потреблению покажется либо наивным, либо чересчур серьезным. Но поскольку количество потребителей, задающих себе этот вопрос, растет, было бы странно игнорировать эту реальность.

И особенно странно со стороны тех, кто называет себя гуманитарными технологами, работающими с нормами и правилами жизнедеятельности.

Ведь очевидно: как только потребитель задал себе вопрос, а что же делает с миром этот товар, он начал думать о правилах жизни, а значит, пусть отчасти, но присоединился к гуманитарным технологам.

Строя собственный мир

Почему мы рассуждаем обо всем этом в статье номера «Со-Общения», посвященного индустрии развлечений? Ни для кого не новость, что фильмы, книги, компьютерные игры и т.д. являются элементами рабочей панели тех, кто называет себя рекламщиками, пиарщиками, управленцами, консультантами широкого профиля. Тех, к кому журнал «Со-Общение» обращается как к гуманитарным технологам.

Возможно, новым для одних и уже осмысленным и обсужденным для других станет тезис о том, что гуманитарным технологом теперь может быть не только тот, для кого работа с правилами и нормами поведения есть профессия, но и потребитель, осознавший себя частью того большого мира, где сообщество производителей товаров и услуг лишь фрагмент, лишь часть, при этом не обязательно главная.

В чем же здесь новизна? Это осознание меняет картину мира тех, кто по привычке жил в мире сильных и слабых, начальников и подчиненных, угнетателей и угнетенных. Взамен прежней возникает другая картина мира, где в зависимости от степени осознания — рефлексии — происходящего вокруг и освоения простейших технических средств (компьютера, телефона, доступа в Интернет) можно изменять, можно преодолевать реальность. Тогда средство, именуемое еntertainment, еntertainment, перестает быть инструментом, принадлежащим исключительно избранным — маститым режиссерам, художникам, писателям и шоуменам, но инструментом, доступным любому потребителю. Если вы вы лично — сможете устроить шоу, в котором примут участие пусть не миллионы людей, но хотя бы 10% жителей вашего города, то вы — вы лично — измените реальность.

В качестве наиболее яркого примера преодоления реальности может быть рассмотрена совсем недавняя история французского подростка-дизайнера Ora-Ito.

В 18 лет этот молодой француз разместил в Интернете смоделированную на домашнем компьютере рекламу новой сумки Louis Vuitton.

Для юноши это было интересной игрой. И он проделал то же самое с маркой Nike некоторыми другими известными модными домами. Покупатели, посмотревшие эту рекламу и не знающие (а это нигде не указывалось), что эти товары — выдумка, приходили в магазины знаменитых модных домов и просили продать им новые модели.

Важно отметить, что модели действительно были неординарными. Они были сделаны в так называемом «стиле будущего». Заинтригованные хозяева и управляющие бутиков разыскали юношу и начали подавать иски в суд. Но именно в этот момент Лувр предложил молодому человеку сделать персональную выставку его работ: как произведений искусства. Ora-Ito согласился.

С тех пор он путешествует по миру со своими работами. Модные дома отозвали иски (смешно предъявлять иск к произведению искусства), и сразу 10 самых сильных брендов мира предложили Ora-Ito работу дизайнера. Молодой человек, которому к тому времени исполнилось 20 лет, категорически отказался, обосновав это тем, что он не дизайнер, а нечто большее.

Ora-Ito вовлек 10 крупнейших брендов мира в свой замысел, полноту которого пока до сих пор еще никто не описал, и устроил шоу на весь модный мир, с вовлечением в него в качестве прямых участников потребителей товаров.

В последних работах молодого дизайнерареволюционера есть претензия на создание проекта будущего, поскольку он сделал эти самые 10 брендов героями своей новой работы, которую можно было бы назвать «Мир 2020. Памятники искусства и архитектуры на службе рекламных отделов крупнейших корпораций». Опуская подробности (все, кому они интересны, могут легко найти Ora-Ito в Интернете), подведем итоги истории.

Итак, у молодого человека (или кого-то ему помогающего) есть собственное представление о том, как должен быть устроен мир и как он не может и не должен быть устроен. А также замысел, касающийся его переустройства.

И молодой человек, желая создавать реальность, начинает собственное шоу, вовлекая в него все больше и больше участников. Подчеркиваю: не зрителей, но участников!

Для кого-то это становится головной болью, для кого-то спектаклем, для кого-то предметом работы. Это не так важно. Важно, что он нас вовлек. В чем замысел молодого провокатора реальности? Во что он нас вовлек? На создание какого мира направлено это шоу?

Задаем ли мы себе подобные вопросы, покупая билеты на шоу Земфиры?

И, не осуществляя пока проектов, подобных акциям юного француза, потребляем ли мы в данном случае нечто противоречащее нашему замыслу?

И чей замысел мы поддерживаем, покупая книги Владимира Сорокина. Уж не движения ли «Идущие вместе»? Ведь значительно увеличившимися тиражами своих книг Сорокин и во-влекшиеся в это шоу читатели убеждают инвесторов «Идущих вместе» в эффективности их работы.

Когда выходит книга нового издательства «Пальмира», мы спрашиваем себя об идеологии издательства, о том, как изменят нашу жизнь его книги и поддерживаем ли мы еще никому не известных авторов, покупая книгу Светланы Борминской в подарок родителям?

Замыслы стоят того, чтобы их воплощать

Безусловно, за подобными вопросами стоит предположение о наличии у потребителя, то есть у нас, некоего замысла относительно мира (или города, или села, или страны). И для многих читателей само по себе такое предположение вызовет добрую улыбку. Однако мы ведь пишем и читаем журнал «СоОбщение» — журнал для тех, у кого или есть свой замысел, свое видение, либо для тех, кто находится очень близко к такому видению.

В завершение вспомним еще одну историю из отечественной индустрии во-влечений, чтобы сразу же избежать комментариев о всевластии гуманитарных технологий на Западе и их малопрактикуемости в России.

Недавно в одной музыкальной компании я услышала историю о том, как первый продюсер «Мумий Тролля» Леонид Бурлаков показал кассеты с альбомом группы практически на всех радиостанциях — на самом восходе «Мумий Тролля». И везде ему сказали: спасибо, но такую «муру неформатную» мы крутить не будем. До свидания.

И тогда у себя дома на магнитофоне он растиражировал демонстрационную кассету команды (впрочем, есть версия, что это были СD) и отнес их на «Горбушку» в количестве тысячи штук. И раздавал кассеты (или диски), предлагая послушать их дома, а потом, если понравится, звонить на радиостанции и заказывать эти песни, а также рассказывать о группе друзьям. Говорят, уже вскоре количество звонков исчислялось сотнями. И диджеи просто не могли игнорировать мнение своих слушателей. Перед какой проблемой оказался «Мумий Тролль»?

Перед проблемой преодоления, изменения реальности, которая тебя не хочет, не принимает, отвергает… И для того чтобы ее преодолеть, группе пришлось применить гуманитарную технологию — организовать общественное мнение для воздействия на тех, кто принимает решения, что транслировать в эфире, а что бросать в корзину.

Участникам группы вполне удалось проявить себя в качестве гуманитарных технологов. Хотя они наверняка даже не подозревали, в кого столь внезапно превратились и чем занимались.

Возможно, эта история — миф, но, как известно, миф не содержит правды, миф указывает на истину. Миф о продюсере модной группы указывает на истину о преодолении реальности, но молчит о том, какая новая реальность создается этим преодолением. Куда нас вовлекает «Мумий Тролль»?

* * *

Пришло ли время присоединяться к тем, кто уже осознает эффект от своих действий как потребителя и готов использовать их как элементы системы управления? Действительно ли мы готовы к рефлексии своих действий и совместного действия на основании этой рефлексии? Мой Учитель говорит, что очень скоро на кухнях и в кафе интеллектуалы и люди искусства с энтузиазмом будут обсуждать свое Предназначение и те замыслы, в которые они вовлечены.

Как вы думаете, это правда?

Вы задаете себе вопрос, куда вас вовлекает журнал «Со-Общение»?

Если ДА, то сколько статей вы написали в журнал в этом году? И сколько мастер-классов и докладов сделали на организованных им конференциях?

Если НЕТ, то почему вы себе этот вопрос не задаете?

Вы ведь уже читаете этот журнал. Как минимум десять минут.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Индустрия развлечений
Контекст
Элегантно вальсируя жизнь
Дмитрий Петров
Вас танцуют
Анна Носенко
Точку невозможно поставить!
Василий Аксенов
Развлечение — или Вовлечение?
Ефим Островский
Это больше не entertainment
Виктор Мизиано
Мисс Масскульт без макияжа
Вячеслав Глазычев
Конструируя будущее, думайте о прошлом
Михаил Кутузов
Обаяние российского шоу-бизнеса
Артемий Троицкий
Новости
Михаил Касьянов принял участие в открытии новой сцены Большого театра
Госдума выделяет средства для "Норд-Оста"
Малый и средний бизнес Оренбурга осваивает связи с общественностью
Ролик "Моя семья" занял первое место на Московском международном фестивале рекламы
Фотографы-рекламщики раскрыли тайны своей кухни. И мастерства
Награды нашли героев
Соперники снова встретились. Чтобы обсудить федеральный политический проект
Практика
Как мы пишем, так и дышим
Георгий Урушадзе
Глянцевый мужчинка их мечты
Эдуард Михневский
Свет мой, зеркальце, скажи
Нина Матусевич
Куш & Кукиш
Дмитрий Ухлин
Мюзикл с русским акцентом
Катерина Медведева
Одни создают, а другие копируют
Игорь Чапурин
Оперативный простор
У нас отобрали шоу
Сергей Михайлов
Модно быть собой
Анна Герасимова
Российский бейсбол заносит биту
Рустем Сафронов
Как вам это понравится?
Рита Ветрова
Однажды в России
Автандил Цуладзе
У подножия шоу-бизнеса
Катерина Медведева
Место эмоций на рынках будущего
Артур Роттерштайн


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.