Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2002/12/c/12


Обаяние российского шоу-бизнеса

Отчего оно такое скромное?
На Западе после первого успеха новоявленная звезда штампует по 5 синглов в год, носит костюмы, подобранные стилистами, а в интервью говорит то, что рекомендует PR-служба. В России же — остается неоприходованной, малоприбыльной, нечто без руля и без ветрил. Все это от бедности. Музыкальный бизнес — один из наименее привлекательных в России. Не глупо ли сетовать на низкий уровень наших коллективов? "Их уровень — это уровень артистов и их менеджеров. И, наверное, публики", — считает Артемий Троицкий.

Местный колорит

Похож ли российский шоу-бизнес на западный? Да, конечно, на первый взгляд кажется, что у них много черт поверхностного сходства. Но вот отличия при этом очень глубоки. В первую очередь это связано с тем, что на Западе у шоу-бизнеса есть традиции, а в России их нет. Вернее, есть, но очень своеобразные. Дело в том, что у нас под бизнесом, вплоть до самого последнего времени, понималась возможность обмануть. Вот почему российский шоу-бизнес, как правило, глубоко и имманентно нечестен. Это одно из его свойств, безусловно, неприятное. Но, как это ни печально, иначе денег в России пока не сделаешь.

Между тем многие наши специфические "русские штучки" постепенно становятся привлекательными для иностранцев, приезжающих в Россию и начинающих делать "шоу-бизнес по-русски". Обаяние методов русского бизнеса действует даже на правильных западных бизнесменов. Хотя и очевидно, что за русским бизнесом в его мошеннической форме будущего нет.

Раскрутка "буратин"

Отчего-то считается, что в России раскрутить можно кого угодно. Лишь бы было вложено достаточно денег. А талантливые, мол, музыканты, не желающие подстраиваться под требования продюсеров, не могут пробиться на сцену. Думается, это не так. То, что можно сделать знаменитость из кого угодно, это отнюдь не отличительная черта русского шоубизнеса: достаточно посмотреть, что творится в Западной Европе или Америке. Везде успех проекта почти не зависит от его качества. Россия в этом смысле не исключение и находится вполне в русле западных веяний.

Что же касается талантов и продюсеров, я не знаю, каким образом они находят друг друга, но знаю точно, что по-настоящему талантливым людям всегда так или иначе удается о себе заявить. Другое дело, что большинство из них остается в орбите полуподпольного, в лучшем случае клубного пространства.

Суперрентабельными, как правило, становятся проекты, инициированные продюсерами. Те, у кого есть деньги под свои идеи и концепции, набирают неотесанных "буратин" и делают из них ансамбли. Впрочем, и эта ситуация интернациональна. Думаю даже, что на Западе музыкантов в процессе раскрутки ломают круче, чем у нас. У них больше рычагов для этого. Деньги, которые там крутятся в шоу-бизнесе, и артистические гонорары не сравнимы с деньгами, которыми оперируют в России.

Вообще русский шоу-бизнес — это 90% мишуры и "гламура". Реальных денег в нем мало. Уверен, что вся легальная часть российского шоу-бизнеса не дотянет в сумме и до 10% оборота какого-нибудь "ЛУКойла". И с западными масштабами нам не тягаться — разница на несколько порядков. Зато в ломке нашему артисту легче "сачкануть", ведь он не так уж много потеряет, если отступит от жестких коммерческих правил.

Есть, скажем, мальчик или девочка — потенциальная звезда. На Западе после первого громкого успеха такая "звездная заготовка" штамповала бы по 5 синглов в год, носила бы исключительно те костюмы, что подобрали стилисты, а в интервью говорила бы только то, что рекомендовала ее PR-служба. А у нас тот же "герой" остается неоприходованным. И потому — малоприбыльным. К тому же — без руля и без ветрил.

Запад в этом смысле, на мой взгляд, существенно жестче, чем Россия. И прагматичнее. И целенаправленнее. Перефразируя Михаила Салтыкова-Щедрина, можно сказать, что безалаберность русского шоу-бизнеса и глупость его законов компенсируются тем, что никто их толком и не выполняет. Хотя законы порой жесткие. Печально, но шоу-бизнес в России в значительной степени криминализирован. И многие правила в нем сформулированы подобно законам мира уголовного. Но работают эти правила отнюдь не всегда. Исключение составляет бизнес вокруг рок-н-ролла. В этом мире все же имеются давние, отчасти идеализированные традиции, не позволяющие если не всем, то отдельным рокерам пускаться во все тяжкие и проституироваться на 100%. Соблюдается своего рода баланс.

Сколько. Как. И почему…

Думаю, все же в основном это происходит не из-за того, что наши рокеры такие особенно благородные, а из-за малого числа охотников их покупать. Ведь в рок-н-ролльном бизнесе денег значительно меньше, чем в попсовом. Кроме того, рок в куда меньшей степени вовлечен в индустрию средств массовой информации, в рекламную индустрию, где, как известно, и денег, и криминала очень много.

С точки зрения прибыльности в сегодняшней России музыкальный бизнес — один из наименее привлекательных видов предпринимательства. Ведь в любом случае, хотим мы этого или нет, основными получателями дивидендов от музыкальной деятельности были, есть и будут пираты. А в легальном секторе этого бизнеса реальные доходы еще долго будут очень скромными.

На Западе, например, львиная доля доходов музыкального бизнеса поступает от "продажи носителей" — дисков, видео- и аудиокассет. Немалую часть занимают также авторские гонорары, деньги за теле- или аудиотрансляции, паблишинги.

Это реальные деньги!

У нас же все эти сферы легальной прибыли практически не приносят. 90% доходов в музыкальном бизнесе сконцентрированы в том, что для Запада является экзотическим "довеском", — концертной деятельности. Ведь на Западе гастроли и концертные туры делаются для того, чтобы продать носители. А у нас носители печатаются для того, чтобы музыкант или его промоутер мог что-то продать на концертах и немного заработать. В этом смысле российский музыкальный бизнес живет практически в доэдисоновские времена. Раньше менестрели, выступая на площадях, зарабатывали себе на хлеб и кашу, вот и сейчас наши музыканты и их менеджеры работают приблизительно так же. Для того чтобы купить машину и дачу, денег, может быть, и достаточно, но говорить, что те же Айзеншпис, Пригожин или Алибасов реально богатые люди, — просто смешно. Наверняка уровень их доходов несопоставим с уровнем доходов третьего заместителя директора средней руки нефтеперерабатывающей компании. Я уже упоминал о том, что шума и гонора в нашем шоу-бизнесе значительно больше, чем реальных денег.

Но что же делать тем, кто не попал в музыкальный "мейнстрим"? Этот вопрос стоял бы для меня очень остро, если бы я видел большое или хотя бы среднее количество прозябающих великих талантов. Но на протяжении многих лет я не обнаружил на нашей музыкальной сцене никого, кто стоил бы того, чтобы о нем сильно переживать. Хотя я уверен, что не стал человеком менее чутким или более толстокожим. Если же говорить о просто симпатичных и талантливых ребятах, которые не могут пробиться на чартовые уровни, то я не вижу в этом ничего страшного.

Я убежден, что и клубный уровень не так плох. Главное, что у музыкантов есть площадки, где они могут выступать. Не только в Москве и Питере, но и еще как минимум в полудюжине городов Российской Федерации клубная жизнь находится на таком уровне и имеет такие масштабы, что практически любые музыканты с мало-мальски выраженными амбициями и способностями имеют возможность для публичных выступлений.

Если при этом они смогут скопить немного денег или найти спонсоров, чтобы сделать свой диск, — хорошо. Полагаю, что найти 2—3 тысячи долларов — не такая чудовищная проблема. Плюс существует возможность участвовать в фестивалях: как в России, так и за рубежом.

Ведь не секрет, что некоторые наши коллективы, не ставшие звездами в России, нашли себя за границей. И не только такие хрестоматийные коллективы, как "ЯтХа" или Инна Желанная. Неплохо гастролируют по Западной Европе и Америке "Аукцыон" или "Нож для фрау Мюллер". И чувствуют себя если не прекрасно, то вполне органично. Музыкантам-альтернативщикам такого уровня достаточно. Так что клубная система — вполне реальная и осязаемая альтернатива попсе. Вот если бы "мейнстриму" не было альтернативы — это было бы ужасно. А сетовать на то, что наши рокопопсные коллективы низкого уровня, — просто глупо. Они именно того уровня, какого заслуживают и артисты, и их менеджмент, и — я боюсь — наша публика.

Дата публикации: 01:38 | 01.12


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.