Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2002/11/op/1


Информационно-коммуникационные процессы в России: реальность и идеалы

Сегодня они очень далеки друг от друга
На протяжении последних лет России навязывается специфическая нормативная модель информационно-коммуникационных процессов. Адекватна ли она нашей культуре и цивилизационной специфике? Или же, напротив, способствует потере россиянами культурной идентичности и социальной ориентации, а параллельно — «накоплению протеста».

Пагубность евроцентризма

В последние годы на высшем государственном уровне все более отчетливо проявляются тенденции к пониманию развития России как приобщению к западным ценностям и западному образу жизни. В результате стране интенсивно продолжает навязываться нормативная модель информационно-коммуникационных процессов, неадекватная ее культуре и цивилизационной специфике.

Эта модель опирается на ценности евроцентризма, среди которых ведущую роль играет приоритет прав человека по отношению к правам общества, доминанта рациональности над духовностью, индивидуализм и так далее. То есть ценности, в значительной степени противоположные традициям российской культуры. Эта модель информационно-коммуникационных процессов проявляется в стихийных рыночных отношениях, в СМИ, в политическом PR, в образовании и иных сферах социальных коммуникаций. Такие процессы способствуют потере россиянами «социальной ориентации», психологическому дискомфорту, ведут к утрате ими социальной активности, а параллельно — к «накоплению протеста».

Планета как коммунальная квартира

На цивилизационном уровне продолжается жесткая информационная война. Россия ее проигрывает. Прежде всего из-за того, что ее лидеры не замечают (или делают вид, что не замечают) этой войны. Более того, тормозится запуск механизмов защиты, например проблематики информационно-психологической безопасности, поскольку она затрагивает идеологические аспекты. Да, затрагивает. Но без нее не сохранить культуру и целостность страны — базовые ориентиры политики национальной безопасности.

В мире сложилась ситуация, когда в информационной сфере провести четкие границы между государствами уже невозможно. Как невозможно локализовать сферы экономической деятельности. Понимание автономного существования государств и других видов социальных образований перестало быть корректным. Планета превратилась в «коммунальную квартиру».

Необходимы адекватные механизмы регулирования совместного проживания, адекватные модели информационно-коммуникационных процессов, основанные на кооперативном начале, а не на индивидуализме, позволяющие обеспечивать взаимопонимание и доверие субъектов. Актуальна и проблема разработки «высоких гуманитарных технологий» на основе интеграции гуманитарных и естественнонаучных знаний. Их задача — разрешение моральных и этических коллизий, раздирающих современное общество.

Спасение — телеологический подход

Думается, что методологической основой для новых концепций развития может стать телеологический (целевой, финальный) подход. Он должен начинаться с вопроса: «Для чего?» Причины явлений надо искать в будущем. Телеологический подход ориентирован на системы, сознающие свои цели и средства их достижения, возможности и ограничения. Это альтернатива гонке «в беличьем колесе» за материальными ценностями общества потребления. Фундамент телеологического подхода — субъектность.

В приведенной ниже таблице предлагаются базовые критерии идеальных субъектов XXI века. Ориентируясь на идеальную модель субъектов, важно «удерживать целостность» всех характеристик. «Удержать целостность» субъектов можно только на основе рефлексии — способности строить и оперировать многопозиционным, многоплановым внутренним миром сознания, где присутствуют как собственные субъектные позиции, так и позиции других субъектов. Именно рефлексия является условием достижения выделенных характеристик идеальных субъектов. Вот почему наиболее инвариантные механизмы разрушения субъектности связаны с воздействиями именно на рефлексивные структуры.

Аспекты Частные признаки Идеальные субъекты Субъекты, полярные идеальным
Телеологический (целевой) аспект Наличие целей Целеустремленность Пассивность
Наличие общих целей Целевая общность субъектов Целевая разобщенность субъектов
Социальная направленность целей Социальность Асоциальность
Устойчивость целей Стабильность Джокеры
Совпадение реализуемых и декларируемых целей Целевая адекватность Целевой диссонанс
Регуляционно- коммуникационный аспект Рефлексивная регуляция деятельности и коммуникаций Рефлексивность Реактивность
Доминирующие потребности Духовные Материальные
Социальная ориентация механизмов регуляции деятельности Социальная ответственность Эгоцентризм
Доминирующие основания при принятии решений Морально-этические Рациональные
Ведущая этическая система (по В.А. Лефевру) Первая этическая система (совмещение «добра» и «зла» рассматривается как «зло») Вторая этическая система (совмещение «добра» и «зла» рассматривается как «добро»: цель оправдывает средства)
Способность к самоидентификации (цивилизационной, этнической, государственной и др.) Высокая культура самоидентификации Низкая культура самоидентификации
Ведущая ориентация во взаимодействиях с другими субъектами Коллективизм Индивидуализм
Ведущая форма отношений с другими субъектами

Партнерство (субъектно-субъектные отношения)

Потребление (субъектно-объектные отношения)
Отношение к мнению (точке зрения) других субъектов Толерантность Нетерпимость
Доминанта поведения в конфликтных ситуациях Ориентация на компромисс Агрессивность
Готовность на жертву ради общего дела Жертвенность Эгоизм
Свобода действий (защищенность от внешнего явного или скрытого управления) Независимость Зависимость
Структурный аспект Деление на единицы Функционально-целевая фрактальность (часть-целое) Функциональная разнородность

 

Реакция vs рефлексия

В психологии (в контексте рефлексии) выделяются два способа существования человека как субъекта жизнедеятельности. Первый резонно назвать рефлексивным. Человек выходит за пределы поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего к ней отношения. Второй же — это жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек. Этот способ существования следует считать реактивным.

Анализ разнообразных информационно-коммуникационных процессов показал широкое использование в России психотехнологий, ориентированных на формирование именно реактивного способа жизнедеятельности. Это проявляется, в частности, в организации «рефлексивной блокады» (блокировка «несанкционированных» рефлексивных процессов) и «рефлексивном программировании» (навязывание предопределенных представлений, точек зрения, позиций и механизмов их изменения).

Примером индустрии, аккумулирующей опыт таких психотехнологий, является политический PR. Управление поведением избирателей, их выбором — именно этим стремлением определяется в политических технологиях ориентация на стимулирование, поддержку и использование «реактивного» способа жизнедеятельности граждан. Намерения организаторов рефлексивной блокады базируются на навязывании штампов контраргументации, разного рода манипулятивных воздействиях, в том числе на эмоциональную сферу, на провоцировании импульсивных действий и др.

Среди методов рефлексивного программирования следует отметить следующие:

Подробнее с этими вопросами можно ознакомиться на страницах журнала «Рефлексивные процессы и управление» (www.reflexion.ru).

Россия располагает сравнительно скромным ресурсом времени для поисков путей развития, адекватного своей культуре и традициям. В этой связи на стихийное формирование механизмов развития рассчитывать не приходится.

Необходимо срочно найти или сформировать субъекты, способные взять на себя эти функции, и продуктивно их реализовать. Сможет ли выступить в этом качестве нынешняя российская элита? Ответа на этот вопрос пока нет. Однако указанный шанс представляется на данный момент единственным. И следовательно, он должен быть использован.  

Дата публикации: 09:24 | 01.12


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.