Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2002 / Коммуникации / Практика

Почему так говорил Заратустра


Екатерина Егорова
председатель Совета учредителей «Никколо М»
egorova@nikkolom.ru
Версия для печати
Послать по почте

Или о личностной природе политической коммуникации
Понимание политической коммуникации в России за последние 13 лет изменилось драматически: если в конце 80-х годов, когда «Никколо М» начал свою деятельность на российском рынке (В прошлом номере (№ 9) журнала «Со-Общение» в статье Е. Островского была допущена фактическая неточность: «Никколо М» начал свою деятельность на российском рынке в 1989 году с проведения выборной кампании академика Олега Богомолова на выборах в Совет народных депутатов СССР.), главным был акцент на содержании (ЧТО говорит политик), то в конце 90-х акцент сместился на стиль (КАК он это говорит). А уже в начале XXI века внимание аудитории обращается к поиску мотива политического коммуникатора (ПОЧЕМУ он так говорит). Почему же так изменился фокус понимания политической коммуникации? Может быть, сказывается пресыщенность текстами, не соответствующими потенции коммуникатора, а может быть, транслируемые ими смыслы столь тщательно строились на кальках потребностей целевых групп, что последних это уже начало несколько смущать.


Все внимание на личность

Понимание политической коммуникации основывается на анализе трех базисных элементов: темы, эмоционального отношения к ней коммуникатора и его личности. Практически любой политический текст имеет два пласта для понимания: эксплицитный и имплицитный. Эксплицитный пласт содержит темы и эмоции коммуникатора. Они лежат на поверхности, и этот текст мы лишь подвергаем интерпретации. Имплицитный пласт содержит скрытую информацию о личности политического коммуникатора (далее ПК), и на основе текста мы строим гипотетическую модель этой личности. Именно такая модель служит основой для восприятия соответствия текста в его содержательном и эмоциональном плане личности говорящего. И, таким образом, для установления степени его искренности. Поэтому личность ПК оказывает весьма существенное влияние на понимание политической коммуникации.

О самооценке политиков

У политика, как у каждого человека, есть представление о самом себе. И если ПК доволен собой и у него высокая самооценка, то он держится весьма уверенно и замотивирован на успех. Важно, конечно, чтобы его уверенность в себе соответствовала его компетентности в излагаемой теме. Как правило, уверенные в себе ПК воспринимаются как более убедительные с точки зрения аргументации.

Однако весьма часто встречаются случаи, когда ПК не обладает высокой самооценкой и публичное выступление для него – серьезный экзамен. Это совсем не значит, что он будет говорить что-то невразумительное или, запинаясь и заикаясь, нервно излагать свою позицию. Скорее наоборот, он будет ярок и интересен, остроумен и язвителен, но при этом переживаемый им стресс может сильно повлиять на глубину и качество подбираемых аргументов.

У ПК могут быть различные основания для недовольства собой. Основанием для заниженной самооценки у одного могут стать его плохие ораторские способности, и тогда выступление на встрече с избирателями превращается для него в муку. Для другого такой причиной может стать невыразительная внешность, и он, не находя подчас нужных слов перед телекамерой, становится гением радиообращений.

Самооценка является важнейшим фактором, влияющим на содержание сообщения в политической коммуникации. Требующая компенсации самооценка может толкать политика на резкие, экстремистские высказывания, и такая бравада даст ему некоторое облегчение. Такая самооценка может заставить его оперировать более жесткими аргументами в пользу военных действий или внешнеполитических акций, которые позволят ему в собственных глазах выглядеть более решительным и великим. Самооценка, нуждающаяся в повышении, нередко заставляет ПК говорить на темы морали и нечестного поведения других политиков, чтобы доказать себе собственное моральное превосходство. Возможно и другое. Проекция, когда человек приписывает другим людям отрицаемые в себе самом качества, толкает политика на обсуждение плохих поступков политиков и стран. Таким образом, содержание его речи во многом обусловлено внутриличностными процессами.

Нарцисс, любующийся собой

ПК с завышенной самооценкой нередко выглядит как нарцисс, любующийся собой. В этом случае содержание его речи может иметь несколько особенностей. Во-первых, он, как правило, не утруждает себя подбором логических аргументов, чтобы убедить аудиторию, а довольствуется в основном декларативными утверждениями. Во-вторых, он не разворачивает логические схемы, а дает свернутые утверждения, понятные ему, но не всегда понятные аудитории. В-третьих, он часто склонен игнорировать посылки, говоря в основном о выводах.

Такому ПК кажется, что аудитория обязана воспринимать его слова на веру. Он глаголет истину. Непонимание критического потенциала любой аудитории нередко становится причиной слабого воздействия ПК с завышенной самооценкой. Исключением являются ПК-харизматики, которые почти гипнотизируют аудиторию и действуют скорее внушением, нежели убеждением.

Текст как средство достижения целей

ПК важно достичь цели посредством текста. Например, его цель – получение одобрения гражданами страны военных действий в Чечне. Подчеркнем, что его целью является именно получение одобрения. В противном случае, если бы мнение населения ему было не важно, он бы просто проинформировал о начале военных действий. Итак, имея высокую мотивацию достижения цели, ПК может совершенно по-разному построить свою речь.

В одном случае (если он чувствует себя достаточно компетентным в обсуждаемых вопросах и уверен в успехе выбранного пути – военного разрешения конфликта) ПК, мотивированный на достижение этого успеха, будет приводить различные аргументы в пользу такого решения: аргументы, показывающие необходимость и разумность таких шагов, аргументы с использованием исторических аналогий и демонстрации успеха в прошлом таких шагов и аргументов, показывающих алгоритмы достижения успеха. Если ПК не чувствует себя компетентным и уверенным в успехе операции, то он главным образом будет стараться избежать поражения. И это непосредственно отразится на содержании его речи. Он будет подбирать аргументы в пользу того, что это вынужденный и неизбежный шаг, что посредством этого шага необходимо избежать еще худшей ситуации; аргументы с использованием исторических аналогий о том, как в прошлом не сделали таких действий и это привело к нежелательным результатам.

Защита или атака?

Если у ПК присутствует сильная потребность во власти, то, во-первых, его тексты будут пестреть большим количеством местоимений «я» или «мы» в смысле «мы решили», «мы намерены». Во-вторых, глаголы будут иметь выраженный императивный или силовой характер: «заставить», «вынудить». И в-третьих, темы, которые используются в тексте, будут связаны с приложением силы (в психологическом или физическом смысле) к определенным объектам. Типичными являются темы передела собственности или территорий, темы принятия условий, изменения позиций, исполнения решений или приказов.

ПК с высокой потребностью во власти обычно бывает весьма убедительным и подбирает короткие доступные аргументы. Его аудитория не должна особенно рассуждать, и ей с первого слова должен быть ясен его «приказ». Его речь, как правило, достаточно коротка, ясно и четко построена, в ней присутствуют короткое обоснование необходимости действий, требуемых от аудитории, и четкая формулировка этих действий.

Когда ПК чувствует определенную опасность для себя или для важнейших для него ценностей, то в его речи появляются темы защиты, отражения нападения. ПК может призывать либо к агрессии, либо, наоборот, к ее отражению. Темы враждебного окружения, заговоров, интриг, угроз очень характерны для ПК, чувствующих себя в опасности. Если они находятся в состоянии стресса, волнения, то их речь может терять логику и внутреннюю стройность. Они могут призывать к действиям и лишь потом объяснять, зачем эти действия нужны. Они могут противоречить самим себе, использовать лексику, не свойственную данной аудитории, обращаться к непонятным примерам и не разделяемым аудиторией ценностям.

Текст-мечта

ПК с высокой склонностью к риску не станет утруждать себя логической проработкой текста. Он произнесет речь, содержание которой не опирается на четкие аргументы, почему должно быть так, как он призывает. Он и сам до конца не понимает, почему все же стоит так делать, но чувствует, что такой путь может принести дивиденды. И поэтому, не обладая законченным набором аргументов, он будет использовать яркие, образные выражения, апеллировать к эмоциональной сфере, стараться внушить свои идеи, а не убедить в их правильности. Такой ПК станет обрисовывать преимущества предлагаемого пути к цели, соблазнять аудиторию привлекательностью цели. При этом он не станет говорить об опасностях пути или о возможных провалах. Он будет употреблять референты будущего времени, использовать соответствующую форму глаголов и обстоятельств времени. Это будет текст-мечта. Нередко такие тексты сильно воздействуют на аудиторию, заражают оптимизмом и создают высокую мотивацию поддержки у аудитории.

Между борьбой и гармонией

Система политических убеждений ПК самым непосредственным образом влияет на содержание текста и, следовательно, на его понимание. ПК может воспринимать политику как конфликт интересов различных субъектов или как гармонические отношения. Естественно, в первом случае у ПК будут присутствовать темы борьбы интересов, различий в позициях разных сторон, перевеса сил в желательную или, наоборот, в нежелательную сторону. ПК будет приводить жесткую аргументацию, оправдывающую действия, направленные на победу – моральную или материальную – над противником. Конфликт как естественный атрибут политики на уровне системы политических убеждений ПК определяет как призыв к победе над противником. И этот призыв прочитывается, даже если он сделан в самых бархатных тонах. Гармонические отношения в политическом мире видят, к сожалению, не многие ПК. И тем не менее они встречаются.

Убеждения ПК относительно политического оппонента играют важную роль в создании текста. Если ПК убежден, что с оппонентом необходимо вести переговоры и приходить к компромиссу, то в его речи императивные глаголы будут присутствовать минимально. В то же время в речи можно отследить обороты явно аффилиативного характера: «мы вместе с А решили», «во взаимных интересах будет», «мы готовы к переговорам с А». Неимперативная лексика будет сочетаться с темами взаимных интересов и взаимовыгоды, совместной деятельности по разрешению конфликта, готовности идти на разумные уступки. Если же оппонент воспринимается как враг, то в тексте появится крылатое «мочить в сортире», «враг должен быть и будет уничтожен», «никаких поблажек врагу». В речи будет присутствовать множество стереотипов и обобщений типа «все демократы». Логика и аргументация будут направлены на формирование установок действий в отношении врага.

Восприятие оппонента как союзника также сильно влияет на содержание коммуникации. Если партнер воспринимается как обязательный элемент совместной деятельности, ПК будет употреблять местоимение «мы» и оборот «мы вместе». Он будет говорить от своего имени и имени союзника, подчеркивать взаимные обязательства и совместную ответственность за действия. В тексте будут присутствовать описание совместных действий и объяснение аудитории, что поддержка союзника означает праведность этих действий для широких слоев населения.

Если союзник воспринимается как автономный игрок, то ПК обязательно станет подчеркивать свою собственную автономность в принимаемых решениях и действиях и то, что союзники, как автономные субъекты, сами несут ответственность за свои поступки.

О разном отношении к истории

ПК, убежденный, что он может контролировать исторические события, обязательно построит сообщение с использованием тем своего влияния на историю. Он подчеркнет свою активную позицию в создании политической или экономической реальности, будет употреблять местоимения «я» или «мы» и глаголы совершенного вида: «я сделаю», «мы построим», «мы не допустим».

ПК, считающий, что историю контролировать невозможно, будет строить текст таким образом, что в нем будут преобладать темы подчиненности историческим и политическим процессам, пассивные залоги и абстрактные утверждения типа «не властвуя над историей, мы должны подчиниться ее законам», «политическая ситуация диктует нам».

ПК могут по-разному оценивать предсказуемость исторических событий. ПК, убежденный, что историю можно предсказать, в своих текстах сообщает некие гипотезы о будущих событиях, прогнозирует политическую ситуацию. Он приводит различные системы аргументов, апеллирует к логике и использует технику убеждения.

ПК, который считает, что исторические события непредсказуемы, в основном говорит о сегодняшнем дне или о прошлом, проводит сравнение текущих ситуаций. Его анализ практически не содержит референций будущего времени, и он не склонен говорить о серьезных последствиях каких-то действий. Его призыв к будущим действиям ограничен во времени. Он может призвать к действиям в ближайшем будущем, скажем, к поддержке на выборах через две недели, но вряд ли он будет стараться создавать мотивацию на долгосрочные действия.

Идеолог vs прагматик

ПК при выборе целей может проявить себя как прагматик или как морализирующий идеолог. Естественно, при этом он по-разному построит свой текст. ПК-прагматик приведет стройную систему аргументов, способную убедить аудиторию в выгоде предлагаемого пути. Он убедит аудиторию, что если она последует его предложению, то получит бесспорную пользу. Темы выгоды, полезности, разумности, достижения целей, продвижения будут превалировать в его текстах.

ПК-идеолог всегда будет настаивать на моральных обязательствах следовать определенной идее, обязанности отдать свой долг, апеллировать к совести, морали и эмоциям. В этом случае не стоит ожидать в текстах логических построений и жестких аргументов. Призыв следовать долгу может быть очень эмоциональным: «Родина-мать зовет!» или «Добей врага!» Тексты ПК-идеолога содержат скрытые или открытые лозунги-призывы, генерализации и стереотипы, доминирующие в общественном сознании и бессознательном в данный момент, например: «патриотизм», «долг патриота», «враги отечества», «предатели национальных интересов». В его текстах даются цель и приказ ее достижения с помощью действий, которые называются и не обсуждаются. Это своеобразный язык военных приказов.

ПК, убежденный, что он или представляемые им политические силы способны контролировать уровень риска при предлагаемых действиях, будет активно использовать темы контроля, управления результатом и управляемости событий. Выражения типа «обстановка находится под полным контролем» или «исход борьбы предопределен» являются очень характерными для такого ПК. Он будет использовать яркие, образные выражения, способные внушить спокойствие аудитории, активно употреблять глаголы совершенного вида, так как они демонстрируют виртуальное достижение цели: «мы сделаем это в любом случае», «мы добьемся своей цели и достигнем результата уже в скором времени».

Анализ текстов как инструмент прогнозирования

Так как в политике постоянно действуют силы с различными политическими интересами, то важное место в политическом процессе отводится переговорам, консультациям и согласованию интересов. ПК, убежденный, что лучше всего вести такие переговоры с позиции силы, станет в своем тексте не только использовать лексику, подчеркивающую его превосходство и силовую символику, но и всячески акцентировать слабость другой стороны. ПК, считающий, что момент для переговоров определяется многими факторами, в том числе потерями для его стороны, разумностью компромисса, потребностью в стабильности или безопасности, станет в своих текстах использовать темы разумности мира и пагубности конфликта, темы выгоды. В этом случае ПК будет показывать с помощью аффилиативной лексики родство интересов и позиций сторон, будет употреблять конструкции «мы вместе», «мы должны преодолеть». Он станет приводить аргументы в пользу утверждения, что обе стороны достойны поощрения в случае достижения компромисса.

Конечно, личностная природа политической коммуникации куда богаче описанной в этой статье. Но и данный скетч позволяет оценить, сколь значительный пласт информации нам приходится анализировать, чтобы понять, ПОЧЕМУ политический коммуникатор обращается к нам с тем или иным СЛОВОМ. И если мы сумеем сделать это правильно, то и ДЕЛА его мы сможем прогнозировать точно и безошибочно.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Коммуникации
Контекст
Со-общение - воссоздание связности
Дмитрий Петров
Ожидание неожиданного
Александр Пятигорский
Мистерия языка
Ефим Островский
Перевод с простого на русский
Валерий Хилтунен
Феномен современной коммуникации
Дмитрий Бородин
Коммуникации: технологический взгляд
Георгий Афанасьев
Новости
Создается СП, работающее в области непрямой рекламы. Первое в России
Издательство оштрафовано за рекламу водки
Пассивный маркетинг. Прокат помогает продавать
Новые стрелы "Серебряного Лучника"
Практика
Почему так говорил Заратустра
Екатерина Егорова
Коммуникация как механизм самопознания
Тахир Базаров
Raising [lobbying] to the dignity of a gentlemanly business
Леонид Гозман
Следуй чиновничьему ритуалу
Евгений Минченко
Субкоманданте Маркос: революция в революции
Олег Ясинский
Черный интернет прекрасен
Анна Бражкина
Сексуальная мини-энциклопедия PR
Андрей Мамонтов
Оперативный простор
Центры мозговых атак? Атакуйте!
Ярослав Кузьминов
Почему на улицах (не) улыбаются люди?
Виктор Осипов
Монолог одежды: эффект Кракауэра в действии
Алиса Голуб
Success@Life
Екатерина Медведева
Капля PR. Реки крови. И нефть. Нефть. Нефть…
Аркадий Болотов


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.