Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2002 / Коммуникации / Оперативный простор

Капля PR. Реки крови. И нефть. Нефть. Нефть…


Аркадий Болотов
bolt@mail.ru
Версия для печати
Послать по почте


Считается, что военный PR заслуживает особого разговора и особого отношения. И это действительно так. Уж больно область специфическая – лежащая на перекрестке неторных маршрутов разведывательных операций, дипломатических комбинаций, террористических акций и пропагандистских манипуляций…

До сих пор не ясно: когда древний князь посылал атакуемому предупреждение «Иду на Вы» — это было что: еще PR, уже война или только ее объявление? Уж больно грань зыбкая. Точно так же у многих имеются сомнения была ли это уже война или еще PR, когда в 1999 году транснациональные СМИ транснациональные СМИ публиковали заявления американского госсекретаря Мадлен Олбрайт о необходимости военной операции против Югославии.

И была ли это уже война, когда те же СМИ писали об этнических чистках в Косово, вызывая у цивилизованных граждан желание растоптать гадину, засевшую в Белграде?

И ради чего были смертоубийства в Боснии, в Косово и Македонии? Эти статьи, телерепортажи, бомбы и сотни тысяч беженцев и массовые захоронения – ради свободы, независимости и прав человека или же ради контроля над «мягким подбрюшьем Европы» (как назвал Балканы Уинстон Черчилль), где пролегают артерии, ведущие к нефтяным скважинам?..

Этими вопросами задается бельгийский публицист Мишель Коллон, анализируя в своей книге «Нефть, PR, война» ход и структуру PR-кампаний, сопровождавших трагедии в Косово и Боснии. Анализ, надо сказать чрезвычайно подробный. Настолько, что взятая отдельно статья разбирается по косточкам, и становится понятно, какие приемы военной PR-журналистики используются в данном, конкретно взятом абзаце: показательная недомолвка, прямая подтасовка, намеренная неточность высказанного утверждения, умолчание и т.п.

Всё это в общем-то не ново. Любой, кто склонен анализировать медиаполитику сторон во время первой чеченской кампании и в ходе кампании текущей, может привести свои не менее поучительные примеры. Однако материалов таких крайне мало, так что и у Коллона пытливый читатель может почерпнуть многое.

Что же касается фундамента, на котором стоит красивая вышка военного PR, то им по сию пору служат Четыре принципа, в которых еще до Первой мировой войны британский политик и дипломат лорд Понсонби обобщил наработки своих предшественников – Юлия Цезаря, Никколо Макиавелли, Наполеона Буонапарте и других. Приведем их в кратком изложении:

1. Для успешного ведения войны надо первым делом убедить собственный народ в том, что «мы» ее не хотели. в том, что «мы» ее не хотели. Угроза исходит от «них», от «иных», а «мы» вынуждены защищаться. И защищать других – слабых и угнетенных.

2. Нужно персонифицировать образ противника. Политически некорректно ненавидеть, например, всех сербов или арабов. Ну а это просто: Слоба Милошевич или Саддам – да мало ли их – лиц зла?

3. Не следует касаться такой темы, как экономические цели военных действий. Война всегда ведется по гуманитарным причинам: во имя права, свободы и благополучия угнетаемых. И точка.

4. Сведения об изуверских жестокостях, совершаемых противником, должны распространяться с максимальной скоростью через все доступные средства информации. И по возможности они должны быть доступны максимальному числу жителей во враждебной стране (это в эру развитых телекоммуникаций не сложно).

Эти постулаты заслуживают подробной расшифровки и приведения конкретных примеров. Этим и занимается Мишель Коллон в своей книге.

Я бы, конечно, не взялся рекомендовать ее для прочтения мастерам из Кавказ-Центра или героям медиакампаний 1996 года, но молодым профессионалам, заинтересованным в продвижении по стезе PR и войны, ведущей к нефти, – вполне.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Коммуникации
Контекст
Со-общение - воссоздание связности
Дмитрий Петров
Ожидание неожиданного
Александр Пятигорский
Мистерия языка
Ефим Островский
Перевод с простого на русский
Валерий Хилтунен
Феномен современной коммуникации
Дмитрий Бородин
Коммуникации: технологический взгляд
Георгий Афанасьев
Новости
Создается СП, работающее в области непрямой рекламы. Первое в России
Издательство оштрафовано за рекламу водки
Пассивный маркетинг. Прокат помогает продавать
Новые стрелы "Серебряного Лучника"
Практика
Почему так говорил Заратустра
Екатерина Егорова
Коммуникация как механизм самопознания
Тахир Базаров
Raising [lobbying] to the dignity of a gentlemanly business
Леонид Гозман
Следуй чиновничьему ритуалу
Евгений Минченко
Субкоманданте Маркос: революция в революции
Олег Ясинский
Черный интернет прекрасен
Анна Бражкина
Сексуальная мини-энциклопедия PR
Андрей Мамонтов
Оперативный простор
Центры мозговых атак? Атакуйте!
Ярослав Кузьминов
Почему на улицах (не) улыбаются люди?
Виктор Осипов
Монолог одежды: эффект Кракауэра в действии
Алиса Голуб
Success@Life
Екатерина Медведева
Капля PR. Реки крови. И нефть. Нефть. Нефть…
Аркадий Болотов


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.