Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2002 / Стратегии поворота / Среда

Бизнес-консалтинг по-русски


Сергей Гирин
PR-менеджер агентства "ИМА-консалтинг"
ima@ima-consulting.ru
Версия для печати
Послать по почте

Проблемы и перспективы
В настоящий момент консалтинговый бизнес во всем мире является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов рынка. На протяжении последних лет в этой сфере наблюдается устойчивый рост на уровне 15-20% в год, что в 2-3 раза превышает темпы роста рынка потребительских товаров. Величина рынка делового консультирования в денежном выражении оценивается сегодня в $90 млрд. Типичной для развитых стран стала ситуация, когда руководители даже самых крупных корпораций принимают стратегические решения, основываясь на рекомендациях независимых консультантов. Согласно распространенной на Западе поговорке, "одна половина населения консультирует другую половину".


Экономика стала другой

Причины такого "консалтингового бума" следует искать, прежде всего, в революционных изменениях, произошедших в мировой экономике за последние десятилетия. Стремительное развитие информационных технологий, глобализация экономики, возникновение новых видов бизнеса потребовали иных подходов в области управления, маркетинга, кадровой политики. Перенасыщение товарного рынка привело к тому, что утверждение "хороший товар сам себя продает" в значительной степени потеряло свою актуальность. Для большинства предпринимателей сейчас уже очевидно, что одного лишь качества предлагаемых товаров и услуг недостаточно для их успешной реализации. Возникла насущная необходимость искать новые подходы к потребителю, использовать специализированные методики рыночного продвижения.

Производитель стиральных машин или, к примеру, стройматериалов вряд ли может обладать экспертными знаниями в области рекламы, создания имиджа, финансового анализа и т.д. Для успешного ведения своего дела ему необходима помощь профессионалов, владеющих специальными технологиями, особыми методами сбора, анализа и систематизации информации.

Зачем нужен консультант

Предприниматель, опирающийся исключительно на свой собственный управленческий опыт, ограничивает себя: ему доступны лишь приемы и подходы, которые распространены в той сфере бизнеса, где он работает. Преимущество независимого консультанта очевидно: не будучи связанным с каким-то конкретным производством, он свободен от традиционных представлений, способен перенести эффективные технологии и подходы из одной сферы бизнеса в другую. Обращение в консалтинговую структуру - это не только средство решения конкретных проблем, но и реальный шанс расширить границы своего опыта. Кроме того, штатные сотрудники фирмы порой не заинтересованы в том, чтобы предоставлять руководителю объективную информацию о положении дел. Зачастую складывается ситуация, когда консультант со стороны - это единственный человек, от которого предприниматель может получить достоверное и объективное представление о состоянии предприятия и его перспективах.

Что происходит в России

На отечественный рынок консалтинговых услуг сейчас происходит заметное оживление. В первую очередь этому способствует наметившаяся политическая и экономическая стабилизация. Постепенно укрепляется реальный сектор российской экономики, а отечественные предприниматели начинают ощущать себя частью мирового делового сообщества. Среди руководителей российских предприятий популярным становится поиск стратегии эффективного развития. В этой связи растет заинтересованность в привлечении внешних интеллектуальных ресурсов.

Тем не менее, в целом уровень развития отечественного рынка консалтинговых услуг явно не соответствует реальным потребностям российской экономики. Главным препятствием для развития этого вида бизнеса остается непонимание потенциальными заказчиками значения внешнего консультирования для развития предприятия, поэтому у нас консалтинг с трудом пробивает себе дорогу. Среди значительной части российских бизнесменов по-прежнему бытует мнение, что их опыта руководящей деятельности вполне достаточно для успешной работы предприятия. Сторонники этой точки зрения часто с откровенным пренебрежением относятся к "новомодным экономическим теориям". Прекрасной характеристикой этого типа руководителей могут служить слова Дж. М. Кейнса:

- Практики, считающие себя независимыми от какого бы то ни было интеллектуального влияния, на самом деле представляют собой рабов давно вымерших экономических представлений.

Рано или поздно их предприятия оказываются не в состоянии противостоять своим более "просвещенным" конкурентам.

Подобно больному, который обращается к врачу только тогда, когда болезнь уже серьезно запущена, многие российские предприниматели прибегают к услугам профессиональных консультантов, когда предприятие переживает период стагнации или упадка. Такие руководители не способны разглядеть признаки назревающего кризиса и не видят никакой необходимости во внешнем консультировании. По их мнению, у предприятия есть более важные проблемы, которые не позволяют тратить деньги на услуги консультантов. Даже те из них, кто обращается в консалтинговые фирмы, обычно стараются сэкономить на этой статье расходов, упуская из виду, что подобная экономия серьезно ограничивает перспективы развития предприятия, а значит и возможную прибыль.

Консалтинг стоит потраченных на него денег

Исследование, опубликованное в журнале Consulting Magazine (Consultants News, 11/99) вскрыло одну интересную особенность: оказывается, те руководители, которые тратят на консалтинг значительные средства, считают полученные услуги более полезными, чем те, кто предпочитает экономить.

Справедливости ради следует сказать, что одна из причин недоверия российских предпринимателей к услугам консалтинговых фирм состоит в том, что эти услуги не всегда отвечают их потребностям. И дело здесь не только в том, что многие отечественные консультанты не обладают достаточной квалификацией. На российском рынке работают и некоторые авторитетные западные фирмы, но их помощью руководители отечественных предприятий часто бывают разочарованы. Дело в том, что именитым иностранным специалистам трудно приспособиться к особенностям российского рынка. Обратившись к ним, предприниматель рискует получить набор рекомендаций, безупречных с точки зрения современной экономической теории, но малоприменимых в современной российской действительности.

Существенно снижает эффективность и чрезмерная специализация некоторых фирм, работающих в сфере делового консультирования. Причины, мешающие предприятию успешно развиваться, как правило, многообразны. Значение имеет все: от способов продвижения товара до цвета и расстановки офисной мебели. Нежелание ряда консультантов акцентировать внимание на "незначительных" проблемах может существенно снизить практическую ценность их советов. Наконец, серьезные проколы иногда случаются на стадии реализации проекта. Профессионально разработанная стратегия продвижения брэнда может оказаться бесполезной, если рекламная кампания неграмотно организована.

Однако сейчас российские консультанты все чаще обращаются к системному подходу. Работа ведется по трем самостоятельным направлениям: управленческий консалтинг, маркетинговый консалтинг и PR-консалтинг, что позволяет полностью охватить весь круг проблем.

Суммируя сказанное, можно сделать вывод, что проблемы, с которыми сталкиваются российские консультанты, имеют решение. Есть все основания надеяться на дальнейшее развитие рынка отечественного делового консультирования.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Стратегии поворота
Контекст
Развитие - опасный выбор
Марина Щедровицкая
Стратегические будни
Анна Федорова
Управление развитием компании
Виктор Погодин
Карта будущего
Михаил Гринфельд
Драма перемен
Андрей Ивлев
Капитаны перемен - заложники своих команд
Наталия Мандрова
Среда
Тернистый путь развития
редакция "Со-Общения"
Медиаитоги 2001 года
Иван Голунов
Думайте глобально, действуйте локально
PRоба выбирает
редакция "Со-Общения"
Героический бизнес
Лина Клебанова
Бизнес-консалтинг по-русски
Сергей Гирин
Новости
Рокировка в АКОС
PRonline ловит профессионалов Сетью
Рунет больше не загадка
Кадры решают все
Проект
От монополизма к свободной конкуренции
Вера Васильева
Самостоятельные дочки
Интервью с Игорем Минтусовым
Академия
Консалтинг в России: проблемы доверия
Алексей Фисун
Гуманитарные фабрики
Место, где Восток сходится с Западом
Мария Кириллова
Книжный стенд
Пощечина общественному вкусу
Катерина Соколова
Попали в историографию
Катерина Соколова


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.