Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2002 / Стратегии поворота / Среда

Медиаитоги 2001 года


Иван Голунов
специально для журнала "Со-Общение"
ivan.golunov@mail.ru
Версия для печати
Послать по почте

Медиапроцессы в России стали более предсказуемы. Об этом позаботилась власть
Разговор об итогах года на информационном рынке нужно начинать с того, что никаких крупных политических событий в России в 2000 году не произошло. Еще год назад стало ясно, что борьба за политическое влияние на рынке подошла к логическому завершению. Уходящий год показал, что средства массовой информации - это прежде всего бизнес. Содержать их для поддержания политических амбиций стало дорого, да и незачем - времена изменились. Этот материал представляет собой обзор российского медиаполя, отражающий ситуацию на конец 2001 года.


Телевидение: старые проекты

Скандал с переделом медиаактивов Владимира Гусинского, стал, пожалуй, главным событием этого года. Громкое выяснение отношений между "Газпромом" и "Медиа-Мостом" привлекло всеобщее пристальное внимание, что явно не было запланировано инициаторами противостояния. Не вдаваясь в политические подробности, можно отметить, что "Газпром" достиг своей цели, но что теперь делать с этими активами, никто не знает. Бывшие активы некогда самого сильного и богатого медиа-холдинга стали медленно умирать без основателя. Исключением стали только НТВ (благо федеральный канал), радиостанция "Эхо Москвы" и холдинг "Семь дней" (во многом благодаря Дмитрию Бирюкову, главе ИД "Семь дней", который сделал не один успешный проект на медиа-рынке и избавился от главного иждивенца холдинга - газеты "Сегодня"). Остальным же проектам, видимо, суждено умереть, если "Газпром" не поторопится их продать.

У холдинга ТНТ, который ранее имел звание "самой крупной телесети России", медленно падает рейтинг, зато растут долги. И неудивительно, если скоро окажется, что за передатчик никто платить не собирается, как это произошло с радио-частью холдинга. Радиостанция "Спорт FM", а затем и "До-радио" были отключены от передатчиков за долги.

Некогда перспективный проект "НТВ-плюс" тоже на грани фола. А уж все остальные - "Мемонет", "НТВ-кино" - только поддерживают свою жизнедеятельность. Ничего нового не создают, а все старые проекты заморозили еще летом. Покупать их вряд ли кто решится, потому что сейчас деньги важнее амбиций.

Телевидение: новые идеи

После "захвата" команда НТВ разделилась - часть ушла обновлять ТВ-6, часть осталась на прежних рабочих местах. Как и следовало ожидать, качество эфирного продукта НТВ упало, денег на его обновление стало меньше, поэтому фильмы показывают в основном старые, на закупку новых денег нет.

Другое дело ТВ-6 - хоть денег тоже нет, но есть имя, есть идеи. И идеи неплохие. Так, например, благодаря реал-шоу "За стеклом" канал вышел в первые строчки рейтингов. Кроме того, ТВ-6 поддерживает свой рейтинг довольно простыми, но качественными программами, например: "Земля - воздух", "Тушите свет".

Второе дыхание получил и канал "Московия", который вещает по три часа в день в перерывах канала ТВЦ. Эти три часа новые владельцы (по слухам, один из них - г-н Пугачев, председатель совета директоров "Межпромбанка") решили использовать с лихвой. Канал вместо постоянных дискуссий о православии стал заниматься расследованиями. Здесь после годового затишья нашел пристанище Сергей Доренко со своей авторской программой, также появилась программа "Наша версия" с ведущим Глебом Пьяных.

После событий в Нью-Йорке Олег Добродеев осуществил свою заветную мечту, и в России появился первый полностью новостной канал Euronews, который занял на пятом канале место MTV. Последнему напомнили, что у него есть основная частота, на которой ему и следует вещать. Благодаря Euronews телеканал "Культура" получил более подходящую ему аудиторию, и теперь дело лишь за тем, чтобы удержать зрителя. А в том, что это получится, сомнений практически нет. Теперь "Культурой" занимается Александр Пономарев, бывший генеральный директор ТВ-6.

И последним заметным событием стал указ правительства об организации ФГУП "Российская Телерадио ретрансляционная сеть". Этой организации поручена часть функций ВГТРК по ретрансляции сигнала телеканалов и радиостанций и обслуживанию передающих центров. Это, во-первых, позволит всем игрокам рынка электронных СМИ быть в равных условиях, а во-вторых, оптимизирует структуру ВГТРК. Минус в этой ситуации только один - ВГТРК лишилась дополнительного источника доходов.

Пресса

Осуществилась мечта тех, кто хотел получить что-то среднее между "Коммерсантом" и "Комсомольской правдой". Газета для среднего класса - выгодная и, пожалуй, единственная незанятая ниша на газетном рынке. Это доказало появление нового издания с самодостаточным названием "Газета", вписавшееся в этот формат. Финансирует его голландский инвестиционный фонд, гарантом выступает Новолипецкий металлургический комбинат. За полтора месяца существования "Газеты" ее тираж вырос на 12 тыс. экземпляров.

Сразу же после выхода была проведена нестандартная PR-акция, благодаря которой творческая группа заодно проверила влиятельность издания. "Газета" взяла интервью у художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева, в котором он высказал возмущение по поводу бездействия министра культуры Михаила Швыдкого. Интервью появилось в понедельник, а уже во вторник на страницах "Газеты" выступил сам Швыдкой. В результате в пятницу премьер-министр Михаил Касьянов пригласил противоборствующие стороны к себе. В чем-то успеху "Газеты" помогло закрытие газеты "Сегодня", которая раньше выполняла роль издания для среднего класса.

Потерей года стала смена команды журнала "Итоги". Зато в начале декабря старая команда начала выпускать очень похожий на него "Еженедельный журнал". Принадлежит он издательскому дому "Табурет", который также издает одноименное издание об интерьере и готовится выпустить в свет новый деловой журнал. Его будет создавать команда Михаила Бергера, бывшего главного редактора газеты "Сегодня".

Наконец-то продана газета "Советский спорт", которой раньше владела компания "Московская недвижимость", не вкладывавшая ни денег, ни усилий в развитие газеты. Новым хозяином "Советского спорта" стал медиахолдинг "Проф-Медиа".

Также любопытна смена менеджмента "Независимой газеты", которую основал в 1991 году Виталий Третьяков. В середине 90-х он продал часть акций издания Борису Березовскому и на вырученные деньги запустил десяток приложений, которыми славилась газета. После президентских выборов 2000 года Третьяков стал поддерживать Владимира Путина, что Березовского, мобилизующего оппозицию, не устраивало, и летом он сменил Третьякова на Татьяну Кошкареву. Газета обрела второе дыхание, потеряла немного тиража, но после перехода на цветную печать тираж стал расти.

Другим значительным событием на рынке печатных СМИ стали неудачи холдинга Independent Media. Сначала от них ушел журнал Marie Clairе, потом отказались продлевать контракт издатели. Marie Claire достался ИД "Ашет Филиппаки Пресс", который в последнее время стал набирать обороты. А третий по прибыльности глянцевый журнал, издающийся в России, Playboy достался ИД Burda. Кроме того, конкурент газеты The Moscow Times (Independent Media) - газета The Russia Journal подала иск в Министерство по антимонопольной политике с обвинением ИД Independent Media в корпоративном сговоре и узурпации рекламного рынка. Несмотря на неудачи этого года, издательский дом решил сосредоточить свое внимание на оставшихся изданиях. Так, например, газета "Ведомости" поставила рекорд в привлечении рекламодателей, за октябрь 2001 года она заработала порядка $250 тыс.

Таблица 1. 10 крупнейших ежедневных газет на 2001 год

ИзданиеТираж, экз.
"Московский комсомолец"800.000
"Комсомольская правда"785.000
"Труд"612.500
"Спорт-экспересс"600.000
"Советский спорт"495.000
"Московская правда"410.970
"Российская газета"397.000
"Вечерняя Москва"300.000
"Советская Россия"300.000
"Известия"234.500

Таблица 2. 10 крупнейших издательских домов на 2001 года

Издательский домКол-во изданийСовокупный тираж (млн. экз.)
ЗАО "Проф-Медиа"4150,495
ООО "С-Инфо"168,076
ЗАО "Аргументы и факты"426,400
ЗАО "Редакция газеты МК"692,350
ЗАО "Пронто-Москва"702,000
ЗАО "ИД Экономическая газета"571,353
ЗАО "ИД Мегаполис-Экспресс"51,335
ЗАО ИД "Провинция"241,030
ООО "Редакция газеты Труд"42,192
ЗАО "Спорт-Экспресс"50,850

Радио

Самым заметным событием года стал взлет радиостанции "Шансон". "Шансон" купил "Радио Рокс", которое медленно умирало на частоте 103,0 FM. В итоге - третье место в рейтинге после двух месяцев вещания. Такой стремительный взлет обошел даже феномен "Русского радио". И это настолько покорило сердца радиобоссов, что нынешним летом слушателей порадовали аж четырьмя клонами "Шансона". Выбиться в люди из клонов удалось только радиостанции с длинным названием "Наше время на Милицейской волне", которая занимает теперь четвертое место в рейтингах.

Компания "Проф-медиа" запустила долгожданный проект разговорного радио "Новости - on line", который вышел на плохо разработанной частоте, и поэтому его разговоры в большей части Москвы почти не слышны. Тем не менее, его рейтинг медленно, но верно растет.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Стратегии поворота
Контекст
Развитие - опасный выбор
Марина Щедровицкая
Стратегические будни
Анна Федорова
Управление развитием компании
Виктор Погодин
Карта будущего
Михаил Гринфельд
Драма перемен
Андрей Ивлев
Капитаны перемен - заложники своих команд
Наталия Мандрова
Среда
Тернистый путь развития
редакция "Со-Общения"
Медиаитоги 2001 года
Иван Голунов
Думайте глобально, действуйте локально
PRоба выбирает
редакция "Со-Общения"
Героический бизнес
Лина Клебанова
Бизнес-консалтинг по-русски
Сергей Гирин
Новости
Рокировка в АКОС
PRonline ловит профессионалов Сетью
Рунет больше не загадка
Кадры решают все
Проект
От монополизма к свободной конкуренции
Вера Васильева
Самостоятельные дочки
Интервью с Игорем Минтусовым
Академия
Консалтинг в России: проблемы доверия
Алексей Фисун
Гуманитарные фабрики
Место, где Восток сходится с Западом
Мария Кириллова
Книжный стенд
Пощечина общественному вкусу
Катерина Соколова
Попали в историографию
Катерина Соколова


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.