Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2002/1/project/15


Самостоятельные дочки

На каком-то этапе развития расширение бизнеса становится объективной необходимостью
Центр политического консультирования "Никколо М" существует уже более десяти лет. В 1999 году "Никколо М" реализовал стратегию поворота: были созданы специальное подразделение "Никколо-медиа", выполняющее функции рекламного агентства, и "Никколо-финансы", которое занимается финансовым консультированием. О том, как и почему компания произвела диверсификацию бизнеса, редактору журнала "Со-Общение" Катерине Медведевой рассказал председатель совета директоров группы компаний "Никколо М" Игорь Минтусов.

Расширение - это гарантия "авторских прав"

- Почему возникла потребность в создании еще одной компании?

- Что касается создания рекламного подразделения "Никколо М", то я бы не назвал это осуществлением стратегии поворота. Скорее, это качественный шаг вперед. Ведь не только наша компания, но и ряд других агентств произвели диверсификацию бизнеса. Я бы привел здесь такую аналогию: если сравнить работу PR-агентства с пошивом костюма, например, от Christian Dior, то какое-то время назад мы ограничивались тем, что вырабатывали концепцию, эскиз, лекала этого костюма, а шился он где-то еще. И в свое время стало ясно, что мастерские по производству костюмов, а точнее, его элементов, научившись шить по нашим лекалам, начали не менее успешно, а с точки зрения бизнеса еще более успешно торговать этими лекалами, поскольку само производство у них уже было налажено. Не имея авторского контроля над всей технологией работы в области PR, и в частности, над очень важным компонентом - рекламой (если речь идет о предвыборной кампании), есть возможность упустить важные для бизнеса моменты. И, соответственно, возникает потребность в создании собственных производств, которые в точности перенимают идеологию и технологию головной компании, чтобы гарантировать клиенту результат,- в моем образном примере это костюм от Christian Dior - а не замечательные лекала, которые сделаны в головной мастерской. Эта проблема встает перед многими консалтинговыми компаниями.

- Получается, что на российском рынке уже существует достаточное количество агентств, которые способны конкурировать с ведущими компаниями?

- Я считаю, что в России есть две школы политического консультирования. Именно две школы, а не агентства. Серьезных агентств, занимающихся политконсалтингом, в России четыре-пять. А под словом "школа" я понимаю определенный подход к политическому PR. Есть школа "Имидж-контакта" и школа "Никколо М". Почему я так считаю? Если мы посмотрим на рынок PR-услуг, в первую очередь, политических, то увидим, что от 60 до 70% всех пиарщиков, которые сейчас самостоятельно работают, взаимодействовали или прошли в свое время через "Имидж-контакт" и "Никколо М". И так на протяжении последних десяти лет. Из чего становится понятно, что эти люди используют те лекала, которые научились делать в двух упомянутых агентствах.

Поэтому создание рекламного агентства "Никколо-медиа" было скорее всего необходимостью, продиктованной рынком. Для "Никколо М" это стало новым бизнесом. Придерживаясь нашей политики, мы попытались превратить рекламное агентство в независимый субъект, который будет иметь свои права, обязанности, доходы и расходы, самостоятельно будет решать свои проблемы. Конечно, им приходится непросто, поскольку агентство молодое. Периодически возникает необходимость серьезно работать с менеджментом. Часть менеджеров время от времени меняется. Но это неизбежный процесс становления новой компании на новом для нас рынке.

Свобода для новичков

- По какому принципу вы подбирали людей для работы в "Никколо-медиа"?

- Для создания "Никколо-медиа" мы не стали брать людей, которые на тот момент работали в "Никколо М". Честно говоря, у меня до сих пор нет уверенности, правильно ли мы поступили. Пока этот вопрос остается открытым. Но мы изначально решили, что в нашем рекламном агентстве будут работать совершенно новые люди. Это, естественно, вызвало ряд проблем. Как я уже говорил, менеджмент "Никколо-медиа" - самостоятельный менеджмент. И утверждение, что "Никколо М" оказывает на политику агентства сильное влияние, было бы преувеличением. Мы в основном смотрим на финансовые показатели. Поиск новых кадров - это полностью прерогатива "Никколо-медиа", поскольку стандарты подбора людей на работу в двух агентствах сильно отличаются. Но, как мне известно, привлечение кадров осуществляется самым традиционным способом - через знакомых, как бы забавно это ни выглядело.

- Какую часть работы "Никколо-медиа" составляют заказы головной компании?

- В годовом бюджете этого агентства заказы "Никколо М", составляют не более 30%. Соответственно, 70% заказов агентство получает самостоятельно.

- Есть ли у "Никколо М" дальнейшие планы по созданию новых подразделений?

- Планы на будущее, конечно, имеются. Но не о всех из них хочется говорить, пока они не реализованы. В частности, недавно была создана компания "Никколо-финансы". Это подразделение занимается консультированием наших клиентов в области финансирования предвыборных кампаний, в сфере финансового менеджмента. Компания имеет в своем распоряжении полный комплекс финансовых инструментов для работы с клиентами в области как политического, так и бизнес-PR.

Последнее время мы постоянно думаем над перспективами сотрудничества с иностранными компаниями. Мнения на этот счет у агентств, прошедших процесс аффилирования, очень разные. Некоторые говорят, что это оказало заметное положительное влияние на бизнес, а кто-то заявляет, что силы, время и деньги были потрачены впустую.

На данный момент мы все-таки заинтересованы в поиске иностранного партнера, поскольку сотрудничество с крупной сетью всегда интересно. И хотя наше агентство в основном занимается политическим консультированием, мы намерены искать себе партнера из сферы бизнес-PR.

Анализируя опыт работы нашей компании с другими агентствами, не только российскими, но также европейскими и американскими, к большому удивлению выяснилось, что "Никколо М" - это достаточно крупное агентство в области политического PR. То, что в одной компании работает большое количество квалифицированных специалистов, отличает российский политический PR от европейского. Там в агентствах в основном работает один - два известных специалиста, которые под определенную кампанию подбирают себе помощников. Мне посчастливилось лично познакомится со многими выдающимися специалистами в области политического PR.

Я могу сказать, что мы реализуем сейчас определенную стратегию поворота - наша компания перестает быть крупнейшей на российском рынке и начинает свою деятельность на международном рынке политического PR. Мы работаем во все большем количестве стран, и я думаю, что года через два наш оборот за рубежом будет сопоставим с оборотом в России.

Дата публикации: 20:21 | 28.11


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.